Перемены, происходящие сегодня во всех сферах жизни общества, оказывают существенное влияние на общеобразовательную школу.
Перед ней встают новые цели и задачи, изменяется ориентация ее деятельности, в центре которой – развивающаяся личность ученика, создание условий, необходимых для ее самоопределения и самореализации, становления субъектности, индивидуальности, раскрытия творческих возможностей.
Планируемые результаты развития личности и освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ ФГОС второго поколения.
Основными требованиями результатов начального общего образования являются:
Реализация личностного потенциала школьника требует выстраивания самим учеником траектории своего развития (интеллектуального, духовно-нравственного, физического).
Все больший акцент делается в современном учебно-воспитательном процессе на углубленное и непрерывное слежение не только за качеством усвоения знаний, но и за динамикой развития личности и индивидуальности школьника.
Оценить эффективность работы начальной школы в данном направлении может помочь мониторинг развития личности и индивидуальности младших школьников.
Цели создания и реализации данной программы:
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (графики представлены в полной версии)
Вывод: В 2009-10 учебном году в школе функционируют три первых класса. В классах обучается 86 учащихся. По итогам психолого-педагогической характеристики учащихся (Опросник для учителя Л. М. Ковалёвой) выявлено, что 11 учащихся имеют явные трудности в адаптации к школе.
Проблема состоит и в возрастных, и в психологических особенностях учащихся: Плохо развиты мелкие мышцы рук, в работе превалирует игровой мотив, слабо выраженное произвольное внимание, отсюда низкая работоспособность, слабо развита речь.
На данный период времени это нормальное явление. В целом адаптация в этом году проходит успешно. В 1В классе отсутствуют дети с коэффициентом дезадаптации больше 30%.
Педагогам, работающим в первых классах рекомендуется:
Вывод: Учащиеся 1В класса спокойно относятся к посещению занятий в школе, с радостью воспринимают учителя и с удовольствием занимаются в кружках по интересам. Особое внимание следует обратить на отношения с одноклассниками, так как у детей ещё не сформированы коммуникативные навыки. Им сложно общаться с окружающими людьми.
Вывод: детям нравится посещать танцевальный кружок, аэробику, экономику и юные пожарники. Именно эти кружки они выбирают для себя на следующий 2011 – 2012 учебный год.
Скачать полную версию мониторинга развития личности и индивидуальности младших школьников вы можете по ссылке ниже