Финансовая грамотность учащихся: опыт начальной школы

В статье рассматривается опыт планирования образовательных результатов по финансовой грамотности в начальной школе. Представлены возможности методического потенциала учебных предметов в реализации преподавания финансовой грамотности.

Приводятся результаты исследования возможностей преодоления дефицитов учебного времени в формировании финансовых навыков младших школьников.

Введение

Одной из важнейших задач современного образования является формирование финансовой грамотности школьников, формирование способности активно мыслить, преодолевать трудности в решении финансовых проблем, принятии ежедневных решений по вопросам получения и траты денежных средств. Поэтому развитие такого жизненно важного навыка как финансовая грамотность следует начинать как можно раньше, закладывая серьезный фундамент еще в начальной школе.

Развитие способности к позитивному финансовому поведению может дать возможность учащимся в будущем эффективно справляться с трудностями повседневной жизни, мыслить критически и эффективно организовывать свое финансовое пространство наиболее оптимальным образом. Именно в начальной школе начинается и продолжается развитие экономического образа мышления, воспитывается ответственность и нравственное поведение в семейных отношениях, формируется опыт применения знаний в элементарных экономических вопросах.

Цель исследования

Цель исследования заключалась в том, чтобы определить возможные причины затруднений в изучении финансовой грамотности в начальной школе, выявлении отношения участников образовательного процесса к определенному кругу вопросов. Среди этих вопросов: установление взаимосвязи содержания образования и требований нормативных документов; выявление проблем, мешающих достижению еще более высоких результатов.

Теоретические основы исследования

Финансовая грамотность, согласно принятому в международной практике определению, представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового положения семьи и личности, участие в экономической жизни общества.

В последние годы значительное количество статей и исследований посвящены изучению теоретических аспектов и практической реализации преподавания финансовой грамотности в начальной и основной школе. В этом контексте развивается современная система образования, изменяются нормативные документы, стандарты и программы, меняется и содержание учебных пособий, применяемых учителями начальной школы в профессиональной деятельности.

Так весной 2019 года по инициативе «Московского городского педагогического университета» (ГАОУ ВО МГПУ), проходило публичное обсуждение обновленных проектов Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО), опубликованного ранее на официальном сайте Министерства Просвещения. Участники обсуждения, учителя начальной школы и методисты, отмечали недостаточную проработку вопросов формирования финансовой грамотности и необходимость поиска путей для устранения этих пробелов.

Самостоятельный предмет «Финансовая грамотность» в начальной школе не изучается, его составляющие могут быть включены в основную образовательную программу по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Технология», а так же изучаться в рамках дополнительного образования. Образовательный цикл интегрирует образовательные технологии, в том числе обновление содержания образования с учетом расширения дидактических единиц, связанных с финансами, а также упорядочивание и структурирование текущего и итогового контроля результатов обучения.

В настоящее время такой контроль осуществляется на уровне школы, района, страны. Инструментом и ресурсом для выполнения задач мониторинга выступают всероссийские проверочные работы, содержание которых не всегда соответствует требованиям нормативных образовательных документов.

«Финансовая грамотность» - прикладной курс, который реализует разнообразные интересы учеников 1-4 классов в сфере экономики семьи, и основными содержательными линиями выступают «Деньги (история возникновения и развития, виды, функции) и «Бюджет семьи».

Личностными результатами изучения финансовой грамотности учениками 1-4 класса выступают овладение простыми навыками оперирования с наличными и безналичными денежными средствами; осознание учениками начальной школы себя в качестве членов семьи, включая понимание необходимых покупок и желаемых, но не обязательных покупок товаров и услуг; осознание и регулирование своего поведения при выборе покупок (игрушек, продуктов, одежды, развлечений); формирование уважительного отношения ко всем членам семьи, участие в семейном планировании расходов и доходов; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в том числе членами семьи, в разнообразных финансовых ситуациях.

Результаты исследования отражают овладение способов поиска, сбора и обработки финансовой информации; овладение логическими действиями и умением обосновать их в устной (или письменной) форме; умение договариваться и распределят функции и роли в совместной деятельности.

Предметными результатами изучения финансовой грамотности в начальной школе являются овладение базовыми (простыми) экономическими терминами; умение характеризовать основные функции и виды денег, представления об источниках доходов и расходов в семье; умение составить недельный или месячный финансовый «план» семьи, простой семейный бюджет (расходы/доходы); определение элементарных причин финансовых затруднений и поиск путей выхода из них путем сокращения расходов или увеличения доходов; проведения простых математических вычислений и простых финансовых расчетов.

Финансово грамотный человекФинансово грамотный человек

Основные темы для изучения финансовой грамотности, согласно учебному плану:

  • Понятие деньги, история возникновения денег.
  • Как выглядят наличные деньги: монеты и купюры.
  • Деньги раньше и сейчас: как менялись деньги в России.
  • Современные деньги: наличные и безналичные расчеты.
  • Как не потерять деньги? Финансовые мошенничества.
  • Бюджет семьи.
  • Семейные доход: откуда в семье берутся деньги.
  • Расходы семьи: куда семья тратит деньги.
  • Управляй своими финансами
  • Планирование бюджета семьи: как правильно планировать.
  • Сбережение и инвестирование.

Методы исследования

Основным методом исследование стало проведение анкетирования родителей учеников начальных классов. Для выявления возможных причин затруднений в овладении финансовой грамотностью учащихся 4-го класса, по мнению родителей, был проведен опрос в фокус-группе (24 человека, г. Москва).

На вопрос о том, что препятствует формированию финансовых навыков школьников, наиболее типичными стали следующие ответы:

  • Отсутствие личного жизненного опыта, связанного с рассматриваемыми вопросами.
  • Сложность теоретического материала.
  • Недостаток адаптированных для школьников ресурсов.
  • Слабая связь с реальной жизнью (мало конкретных примеров, фактов).
  • Недостаточно учебного времени на выполнение задания.

Проведенное исследование мнения родителей школьников показало, что 91 % участвовавших в анкетировании, свидетельствуют о недостаточности учебного времени на выполнение познавательных заданий, решение задач, анализ и обсуждение практических ситуации. Об отсутствие личного жизненного опыта, связанного с рассматриваемыми вопросами, заявили 80 %. Сложность теоретического материала отметили 50%, слабую связь с реальной жизнью 18%.

В целях улучшения качества учебной литературы по финансовой грамотности, по нашему мнению, необходимо постоянное совершенствование учебных пособий для начальной школы, увеличение наглядности (схем, таблиц, статистических данных), примеров из российской действительности, улучшение иллюстративного ряда.

Родители отметили, недостаток адаптированных для школьников ресурсов пособий и учебников, а это 51% учащихся. Вместе с тем, школьные учебники являются, по мнению родителей, более надежным и проверенным источником информации, по сравнению с сайтами в сети Интернет.

Из ответов родителей следует, что они акцентируют внимание на общих проблемах и дефицитах обучения предмету: недостаток времени, сложность материалов и т.п. Среди причин трудностей, непосредственно связанных с формированием финансовой грамотности учащихся, отмечается недостаточная практическая ориентированность.

Заключение

Опыт преподавательской работы с младшими школьниками и проводимые исследования подтверждают актуальность и востребованность формирования жизненных навыков школьников, напрямую связанных с финансовой грамотностью, являющейся основой их нынешней и будущей успешной жизнедеятельности в условиях быстро меняющейся социальной среды.

Сами школьники и их родители осознают необходимость и важность этих современных тенденций. И даже при всех ощутимых проблемах, связанных с нехваткой учебного времени, недостаточностью адаптированных учебных пособий в школах, необходимостью повышения квалификации педагогов в условиях изменения содержания и методик образования, можно выявить центробежные позитивные направленности по реализации поставленных задач, связанных с повышением финансовой грамотности в начальной школе.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: начальная школа