У всех вместе и у каждого из нас в отдельности есть свое представление о деньгах. Даже при их отсутствии. Деньги – важнейшая составляющая жизни современного человека, проще говоря – ключи от нее.
Об их огромном значении говорит и тот факт, что деньги награждают разными эпитетами. Такими как, зеленые, бешеные, честные, чистые, грязные, законные.
Деньги работают, улетают со свистом, жгут карманы, убегают, прилипают к рукам. С ними можно и невозможно расстаться. Основное требование, предъявленное к деньгам, – возможность получения в обозримом будущем товаров и услуг на указанную на банкноте сумму.
Даже маленькому ребенку понятно, что без денег в нашей жизни никуда. На деньги мы покупаем продукты, на деньги мы покупаем одежду, покупаем игрушки для детей, платим за квартиру, платим за обучение подрастающего поколения и многое другое.
И если взрослые члены семьи превосходно понимают, откуда в семье берутся деньги, то для детей этот вопрос, иногда становится загадкой. Конечно, дети понимают, что мама и папа работают, а за это получают зарплату. Но вот на вопрос, является ли заработная плата единственным источником денег в семье, многие дети ответить не могут.
Предложенная разработка позволит учащимся получить более четкие ориентиры в области учета доходов семьи, выработать элементарные навыки составления доходной части семейного бюджета и развить познавательный интерес в области финансов семьи, позволит уточнить, что большая часть семейных денег получена в виде заработной платы за труд.
Члены семьи, которые по состоянию здоровья и возрасту не могут трудиться, получают пенсию. Студентам платят стипендию, чтобы они могли учиться. На содержание маленьких детей государство выдает семье пособие. Учащиеся должны понимать, что все денежные поступления в семью называют доходами.
Практической значимостью данной методической разработки является то, что она дает представление о роли денег в семье, позволяет учащимся понять, из чего складывается доход семьи. Учащиеся в ходе внеклассного мероприятия усваивают понятия: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, пособия, наследство.
Учатся объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи, подсчитывать общую сумму доходов семьи на примере различных практических задач. Приобретенные в процессе игры навыки помогут в практическом применении знаний, помогут сформировать представление о разных источниках доходов семьи.
Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность.
Тип занятия: внеклассное мероприятие, 4 класс.
Форма проведения: познавательная игра.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, интерактивная доска, раздаточный материал, компьютерная презентация.
Тема: "Откуда в семье берутся деньги?"
Цель занятия: создать условия для формирования у учащихся представлений о разных источниках доходов семьи, умения рассчитывать доходы.
Основные понятия: доходы семьи; источники доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, пособия, наследство
Личностная установка: понимание того, что деньги зарабатываются трудом человека.
Умения: различать источники доходов семьи.
Компетенции:
Планируемые результаты
Этап |
Действия экспертов |
Действия учащихся |
Орг. момент |
Организатор предлагает учащимся с помощью жеребьевки поделиться на группы, поясняет: каждая команда-это семья. |
Подготовка к игре. Участники объединяются в 5 групп по 6 человек: учащиеся выбирают из корзинки фант любого цвета и садятся за тот стол, к которому привязан воздушный шар цвета их фанта. Красный - Красновы, зеленый – Зеленовы, синий - Синевы, желтый - Желтовы, розовый - Розовы. Дети знакомятся с правилами игры, критериями оценивания. Каждая семья получает кошелек своего цвета и крепит на доску. |
Основная часть игры |
Организатор предлагает участникам выполнить задания этапа. Члены жюри следят за ходом выполнения заданий и оценивают работу групп в соответствии с критериями |
Команды знакомятся с заданием этапа, выполняют его, в соответствии с требованиями, получают оценку («Игровые деньги») |
Подведение итогов игры |
Участники команд подсчитывают «доход» семьи за игру. Члены жюри подтверждают сумму «игровых денег». Анализируют работу участников игры в группах, определяют победителя, озвучивают результаты игры, проводят награждение победителя и участников игры. |
Анализируют полученный результат |
Рефлексия |
Организатор объясняет правило выбора нужной монеты для оценивания работы на «Денежном дереве успеха» |
Самоанализ участника
|
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке:
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
Педагоги оценивают эффективность занятия по таблице "Системный анализ и оценка эффективности занятия" (Приложение 11). Учащиеся подсчитывают сумму "семейного дохода" по количеству заработанных в ходе игры "игровых денег". Анализируют полученный результат.
Рефлексия
"Денежное дерево успеха"
Заключение
Для составления семейного бюджета необходимо составление списка всех источников доходов членов семьи. Это зарплата, пенсии, стипендии, социальные пособия и т.д.
В ходе игры учащиеся получили более четкие ориентиры в области учета доходов семьи, приобрели практические навыки составления доходной части семейного бюджета.
Для достижения цели занятия учитель выбрал следующие методы обучения: словесный, практический, игровой.
Выбор данных методов обучения обусловлен, в первую очередь, целями и задачами урока, а также возрастными и личностными особенностями учащихся. Комбинация методов позволяет педагогу сформировать у учащихся соответствующие компетенции (описывать и сравнивать источники доходов семьи, описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры источников дохода семьи), а также в ненавязчивой форме освоить важный практический материал.
Приобретенные в ходе игры знания и навыки помогут учащимся повысить свою финансовую грамотность для принятия правильных решений, связанных с формированием доходов семьи.
Ход мероприятия
I Орг.момент
Участники заходят в кабинет. Организатор игры предлагает учащимся выбрать фант из корзинки и занять место за тем столом, к которому привязан воздушный шар цвета их фанта. Таким образом, участники игры делятся на 5 команд по шесть человек. Ребятам поясняется, что их команда- это семья. Фамилия семь-производное от цвета шара: красный - Красновы, зеленый – Зеленовы, синий - Синевы, желтый - Желтовы, розовый - Розовы.
Участникам разъясняются правила игры, критерии оценивания. Каждая семья получает кошелек своего цвета. Идет представление приглашенных: члены жюри (сотрудник банка, специалист пенсионного фонда, сотрудник соц. обеспечения)
II. Основной этап игры
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Приветствуем вас на познавательной игре "Откуда в семье берутся деньги?" Для ответа на данный вопрос, каждой, созданной сегодня, семье мы предлагаем пройти несколько этапов.
1 этап "Дешифровщик"
Организатор: Каждая семья получает карточку с двумя зашифрованными понятиями (Приложение 1). За 1 минуту вам с помощью шифра необходимо разгадать слова.
На столе у жюри находятся карточки со словами. Разгаданное слово участник команды выбирает и вывешивает на доску. За каждое правильно разгаданное слово команда получает 1 рубль "игровых денег" (Приложение 10).
- Подберите слово, которое объединяет все эти понятия (ДОХОД)
2 этап "А знаешь ли ты?"
Организатор предлагает участникам игры вспомнить, на какие группы можно разделить все доходы (регулярные и нерегулярные). На интерактивной доске появляется игра "Собери пазл" (Приложение 2)
Каждой семье предлагается две попытки для того, чтобы соотнести понятие с определенной категорией доходов. За каждое верно выполненное задание команда получает 1 рубль "игровых денег".
3 этап "Народная мудрость"
- Ребята, какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите слово "доход"? (прибыль, бонус, деньги…)
- Большинство из вас назвали слово "деньги". Деньги-это то, что получают люди за свой труд, что используют для покупки вещей и предметов. Жизнь современного человека невозможно представить без денег.
Об их огромном значении говорит и тот факт, что деньги награждают разными эпитетами. Такими как, зеленые, бешеные, честные, чистые, грязные, законные. Деньги работают, улетают со свистом, жгут карманы, убегают, прилипают к рукам.
Из глубины веков дошли до нас народные произведения-пословицы и поговорки. Со времени возникновения денег люди выражают свое отношение к ним. Произведения устного народного творчества показывают большой жизненный опыт человека и содержат глубокий поучительный смысл.
Каждая семья получает карточку с заданием "Собери пословицу" (Приложение 3). За каждый правильный ответ команда получает 1 рубль "игровых денег".
Если команда сможет объяснить смысл пословицы, получает бонус - 1 рубль.
4 этап "Копейка к копейке"
- У каждой команды была одинаковая пословица: Копейка к копейке - проживет и семейка. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Каждый член семьи вносит свой вклад в формирование семейного дохода.
- Давайте попробуем провести соответствие между членом семьи и видом дохода, который он может получать.
Участники получают карточку с заданием (Приложение 4). За правильно выполненную карточку получают - 1 рубль "игровых денег".
- А теперь мы предлагаем вам посчитать доход семьи.
Команды получают карточку с перечисленными членами семьи и суммой их дохода. Необходимо посчитать, чему равен общий месячный доход данной семьи (Приложение 5).
За правильно посчитанную сумму дохода семья получает 5 рублей. Если допущены ошибки - семья не зарабатывает "игровые деньги".
5 этап "Все работы хороши?"
- Ребята, вы заметили, что общая сумма месячного дохода семьи у каждой команды получилась разная. Как вы считаете, почему?
Рассматриваем карточки команд. Приходим к выводу, что самая большая разница в доходах у родителей. Предлагаем участникам обратить внимание на профессии и заработную плату.
- Ребята, подумайте, от чего зависит уровень заработной платы?
- Попробуйте определить, какие критерии влияют на высокий уровень заработной платы.
Команды получают карточки (Приложение 6). За каждый правильный ответ команда получает 1 рубль "игровых денег".
6 этап "Отгадай-ка!"
Учащиеся отгадывают загадки по профессиям. Каждой команде по очереди необходимо отгадать загадку, если команда не знает ответ - право ответа переходит к другой команде.
За каждый правильный ответ получают 1 рубль "игровых денег".
- Вы хорошо справились с заданием. Ребята, а вы знаете, что в мире существует немало профессий, которые бывают настолько странными и необычными, что даже не верится, что кто-то может этим заниматься. Многие из них являются высокооплачиваемыми.
Участники знакомятся с необычными редкими профессиями. Просмотр презентации. (Приложение 8)
7 этап "Знатоки"
- Ребята, наша игра подходит к концу. Теперь мы можем ответить на вопрос "Откуда в семье берутся деньги?"
- Мы предлагаем вам разгадать кроссворд, вопросы — которого- это определения тех понятий, которые мы рассматривали сегодня во время игры.
За каждый правильный ответ получают 1 рубль "игровых денег".
III. Подведение итогов
Каждая семья подсчитывает "доход", полученный командой за время игры и передает кошельки членам жюри. Жюри подтверждает суммы "игровых денег" и дает оценку работе команд. Проводится награждение победителя и участников.
IV. Рефлексия
Каждый из участников получает две карточки – монеты (красного и зеленого цвета) и предлагают оценить свою работу.
Необходимо выбрать монету и повесить на денежное дерево. (Приложение 12)