Внеклассное мероприятие для 4 класса "Откуда в семье берутся деньги?"

У всех вместе и у каждого из нас в отдельности есть свое представление о деньгах. Даже при их отсутствии. Деньги – важнейшая составляющая жизни современного человека, проще говоря – ключи от нее.

Об их огромном значении говорит и тот факт, что деньги награждают разными эпитетами. Такими как, зеленые, бешеные, честные, чистые, грязные, законные.

Деньги работают, улетают со свистом, жгут карманы, убегают, прилипают к рукам. С ними можно и невозможно расстаться. Основное требование, предъявленное к деньгам, – возможность получения в обозримом будущем товаров и услуг на указанную на банкноте сумму.

Даже маленькому ребенку понятно, что без денег в нашей жизни никуда. На деньги мы покупаем продукты, на деньги мы покупаем одежду, покупаем игрушки для детей, платим за квартиру, платим за обучение подрастающего поколения и многое другое.

И если взрослые члены семьи превосходно понимают, откуда в семье берутся деньги, то для детей этот вопрос, иногда становится загадкой. Конечно, дети понимают, что мама и папа работают, а за это получают зарплату. Но вот на вопрос, является ли заработная плата единственным источником денег в семье, многие дети ответить не могут.

Предложенная разработка позволит учащимся получить более четкие ориентиры в области учета доходов семьи, выработать элементарные навыки составления доходной части семейного бюджета и развить познавательный интерес в области финансов семьи, позволит уточнить, что большая часть семейных денег получена в виде заработной платы за труд.

Члены семьи, которые по состоянию здоровья и возрасту не могут трудиться, получают пенсию. Студентам платят стипендию, чтобы они могли учиться. На содержание маленьких детей государство выдает семье пособие. Учащиеся должны понимать, что все денежные поступления в семью называют доходами.

Практической значимостью данной методической разработки является то, что она дает представление о роли денег в семье, позволяет учащимся понять, из чего складывается доход семьи. Учащиеся в ходе внеклассного мероприятия усваивают понятия: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, пособия, наследство.

Учатся объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи, подсчитывать общую сумму доходов семьи на примере различных практических задач. Приобретенные в процессе игры навыки помогут в практическом применении знаний, помогут сформировать представление о разных источниках доходов семьи.

Общая характеристика занятия

Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность.

Тип занятия: внеклассное мероприятие, 4 класс.

Форма проведения: познавательная игра.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, интерактивная доска, раздаточный материал, компьютерная презентация.

Педагогическая характеристика занятия

Тема: "Откуда в семье берутся деньги?"

Цель занятия: создать условия для формирования у учащихся представлений о разных источниках доходов семьи, умения рассчитывать доходы.

Основные понятия: доходы семьи; источники доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, пособия, наследство

Личностная установка: понимание того, что деньги зарабатываются трудом человека.

Умения: различать источники доходов семьи.

Компетенции:

  • описывать и сравнивать источники доходов семьи;
  • объяснять причины различий в заработной плате;
  • объяснять, как связаны профессии и образование.

Планируемые результаты

  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • уметь ориентироваться в основных источниках доходов семьи;
  • уметь объяснять, что такое семейный доход, заработная плата, и из чего они формируются и складываются;
  • рассчитывать общую сумму доходов семьи на условных примерах.

Описание учебного процесса

Этап

Действия экспертов

Действия учащихся

Орг. момент

Организатор предлагает учащимся с помощью жеребьевки поделиться на группы, поясняет: каждая команда-это семья.

Подготовка к игре. Участники объединяются в 5 групп по 6 человек: учащиеся выбирают из корзинки фант любого цвета и садятся за тот стол, к которому привязан воздушный шар цвета их фанта. Красный - Красновы, зеленый – Зеленовы, синий - Синевы, желтый - Желтовы, розовый - Розовы. Дети знакомятся с   правилами игры, критериями оценивания.

Каждая семья получает кошелек своего цвета и крепит на доску.

Основная часть игры

Организатор предлагает участникам выполнить задания этапа. Члены жюри следят за ходом выполнения заданий и оценивают работу групп в соответствии с критериями

Команды знакомятся с заданием этапа, выполняют его, в соответствии с требованиями, получают оценку («Игровые деньги»)

Подведение итогов игры

Участники команд подсчитывают «доход» семьи за игру. Члены жюри подтверждают сумму «игровых денег». Анализируют работу участников игры в группах, определяют победителя, озвучивают результаты игры, проводят награждение победителя и участников игры.

Анализируют полученный результат

Рефлексия

Организатор объясняет правило выбора нужной монеты для оценивания  работы на «Денежном дереве успеха»

Самоанализ участника

 

Методическая характеристика занятия

Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке:

  • технология деятельностного метода;
  • развивающая технология;
  • наглядный метод обучения;
  • метод работы в группах (решение практических задач);
  • игровая технология;
  • технология критического мышления;
  • метод проблемного обучения.

Методика оценки педагогической эффективности занятия:

Педагоги оценивают эффективность занятия по таблице "Системный анализ и оценка эффективности занятия" (Приложение 11). Учащиеся подсчитывают сумму "семейного дохода" по количеству заработанных в ходе игры "игровых денег". Анализируют полученный результат.

Рефлексия

"Денежное дерево успеха"

Денежное дерево успехаДенежное дерево успеха

Заключение

Для составления семейного бюджета необходимо составление списка всех источников доходов членов семьи. Это зарплата, пенсии, стипендии, социальные пособия и т.д.
В ходе игры учащиеся получили более четкие ориентиры в области учета доходов семьи, приобрели практические навыки составления доходной части семейного бюджета.
Для достижения цели занятия учитель выбрал следующие методы обучения: словесный, практический, игровой.

Выбор данных методов обучения обусловлен, в первую очередь, целями и задачами урока, а также возрастными и личностными особенностями учащихся. Комбинация методов позволяет педагогу сформировать у учащихся соответствующие компетенции (описывать и сравнивать источники доходов семьи, описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры источников дохода семьи), а также в ненавязчивой форме освоить важный практический материал.

Приобретенные в ходе игры знания и навыки помогут учащимся повысить свою финансовую грамотность для принятия правильных решений, связанных с формированием доходов семьи.

Приложение

Ход мероприятия

I Орг.момент

Участники заходят в кабинет. Организатор игры предлагает учащимся выбрать фант из корзинки и занять место за тем столом, к которому привязан воздушный шар цвета их фанта. Таким образом, участники игры делятся на 5 команд по шесть человек. Ребятам поясняется, что их команда- это семья. Фамилия семь-производное от цвета шара: красный - Красновы, зеленый – Зеленовы, синий - Синевы, желтый - Желтовы, розовый - Розовы.

Участникам разъясняются правила игры, критерии оценивания. Каждая семья получает кошелек своего цвета. Идет представление приглашенных: члены жюри (сотрудник банка, специалист пенсионного фонда, сотрудник соц. обеспечения)

II. Основной этап игры

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Приветствуем вас на познавательной игре "Откуда в семье берутся деньги?" Для ответа на данный вопрос, каждой, созданной сегодня, семье мы предлагаем пройти несколько этапов.

1 этап "Дешифровщик"

Организатор: Каждая семья получает карточку с двумя зашифрованными понятиями (Приложение 1). За 1 минуту вам с помощью шифра необходимо разгадать слова.

Карточку с шифромКарточку с шифром

На столе у жюри находятся карточки со словами. Разгаданное слово участник команды выбирает и вывешивает на доску. За каждое правильно разгаданное слово команда получает 1 рубль "игровых денег" (Приложение 10).

- Подберите слово, которое объединяет все эти понятия (ДОХОД)

2 этап "А знаешь ли ты?"

Организатор предлагает участникам игры вспомнить, на какие группы можно разделить все доходы (регулярные и нерегулярные). На интерактивной доске появляется игра "Собери пазл" (Приложение 2)

Каждой семье предлагается две попытки для того, чтобы соотнести понятие с определенной категорией доходов. За каждое верно выполненное задание команда получает 1 рубль "игровых денег".

3 этап "Народная мудрость"

- Ребята, какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите слово "доход"? (прибыль, бонус, деньги…)
- Большинство из вас назвали слово "деньги". Деньги-это то, что получают люди за свой труд, что используют для покупки вещей и предметов. Жизнь современного человека невозможно представить без денег.

Об их огромном значении говорит и тот факт, что деньги награждают разными эпитетами. Такими как, зеленые, бешеные, честные, чистые, грязные, законные. Деньги работают, улетают со свистом, жгут карманы, убегают, прилипают к рукам.

Из глубины веков дошли до нас народные произведения-пословицы и поговорки. Со времени возникновения денег люди выражают свое отношение к ним. Произведения устного народного творчества показывают большой жизненный опыт человека и содержат глубокий поучительный смысл.

Каждая семья получает карточку с заданием "Собери пословицу" (Приложение 3). За каждый правильный ответ команда получает 1 рубль "игровых денег".

Игровые деньгиИгровые деньги

Если команда сможет объяснить смысл пословицы, получает бонус - 1 рубль.

4 этап "Копейка к копейке"

- У каждой команды была одинаковая пословица: Копейка к копейке - проживет и семейка. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Каждый член семьи вносит свой вклад в формирование семейного дохода.

- Давайте попробуем провести соответствие между членом семьи и видом дохода, который он может получать.
Участники получают карточку с заданием (Приложение 4). За правильно выполненную карточку получают - 1 рубль "игровых денег".
- А теперь мы предлагаем вам посчитать доход семьи.
Команды получают карточку с перечисленными членами семьи и суммой их дохода. Необходимо посчитать, чему равен общий месячный доход данной семьи (Приложение 5).
За правильно посчитанную сумму дохода семья получает 5 рублей. Если допущены ошибки - семья не зарабатывает "игровые деньги".

5 этап "Все работы хороши?"

- Ребята, вы заметили, что общая сумма месячного дохода семьи у каждой команды получилась разная. Как вы считаете, почему?
Рассматриваем карточки команд. Приходим к выводу, что самая большая разница в доходах у родителей. Предлагаем участникам обратить внимание на профессии и заработную плату.

- Ребята, подумайте, от чего зависит уровень заработной платы?
- Попробуйте определить, какие критерии влияют на высокий уровень заработной платы.
Команды получают карточки (Приложение 6). За каждый правильный ответ команда получает 1 рубль "игровых денег".

6 этап "Отгадай-ка!"

Учащиеся отгадывают загадки по профессиям. Каждой команде по очереди необходимо отгадать загадку, если команда не знает ответ - право ответа переходит к другой команде.

За каждый правильный ответ получают 1 рубль "игровых денег".
- Вы хорошо справились с заданием. Ребята, а вы знаете, что в мире существует немало профессий, которые бывают настолько странными и необычными, что даже не верится, что кто-то может этим заниматься. Многие из них являются высокооплачиваемыми.

Редкая профессияРедкая профессия

Участники знакомятся с необычными редкими профессиями. Просмотр презентации. (Приложение 8)

7 этап "Знатоки"

- Ребята, наша игра подходит к концу. Теперь мы можем ответить на вопрос "Откуда в семье берутся деньги?"
- Мы предлагаем вам разгадать кроссворд, вопросы — которого- это определения тех понятий, которые мы рассматривали сегодня во время игры. 
За каждый правильный ответ получают 1 рубль "игровых денег".

III. Подведение итогов

Каждая семья подсчитывает "доход", полученный командой за время игры и передает кошельки членам жюри. Жюри подтверждает суммы "игровых денег" и дает оценку работе команд. Проводится награждение победителя и участников.

IV. Рефлексия

Каждый из участников получает две карточки – монеты (красного и зеленого цвета) и предлагают оценить свою работу.

МонетыМонеты

Необходимо выбрать монету и повесить на денежное дерево. (Приложение 12)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!