Экологические сказки, сочиненные детьми

Сказка играет огромное значение в воспитании ребенка, отражая жизненный опыт народов всего мира. Именно поэтому дети так любят читать сказки и сочинять их сами.

Оказывается, можно сочинять сказки с учениками начальной школы не только на уроке чтения, но и на окружающем мире. Только это уже не волшебная сказка, а экологическая. Такие творческие задания (рисунки, плакаты, рассказы, сказки) являются условием формирования экологического воспитания, формирования бережного отношения к живой и неживой природе.

Экологическая сказка – это небольшое литературное произведение со сказочным сюжетом, героями которого являются природные объекты (растения, животные), связанные отношениями с человеком. Такие сказки несут достоверную информацию о природе, повадках животных, взаимоотношениях людей и природного мира.

Сочиняя экологические сказки, нельзя искажать научные факты. Например, у пчелы не может быть восемь конечностей, а только шесть, ведь это признак насекомого. Однако одета она может быть во что угодно.

Методика сочинения сказок на уроках окружающего мира включает несколько этапов:

  • знакомство и разбор с учениками начальных классов сказок экологического характера, сочиненных известными писателями, например, В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Пришвина.
  • сочинение сказок по группам в классе на выбранную тему;
  • сочинение сказок индивидуально (на уроке, дома с родителями);
  • оформление собственных произведений (книжка-малышка, рисунок и др.)
  • выставка лучших работ;
  • театральные постановки сказок.

В основу сочинения экологических сказок положены:

  • известные сказки и герои, в которых происходят природоохранные действия (например, Репка);
  • рассказ героя сказки об изменившихся условиях его жизни, приспособлениях, которые использует для выживания;
  • спор главных героев на экологическую тему;
  • отчаяние природных объектов от вмешательства человека в их жизнь, неправильное поведение;
  • восстановление природы героями сказок (растениями или животными) после деятельности человека, его отдыха на природе.

Заканчивая сказку, главное, чтобы читатель увидел мораль. Она должна учить бережному отношению к природе, нравственности, красоте.

Экологические сказки – эффективное средство привить ребенку любовь к природе в игре и вырастить бережного человека.

Примеры экологических сказок, сочиненных школьниками

Сказка про каменный уголь

Жил-был уголь. Однажды он решил поменять себе цвет, но не знал, как это сделать. Вышел уголь из дому, идёт, видит человека и спрашивает у него: «Добрый господин, как мне поменять цвет?» А он ему отвечает: «Покрась себя в яркий цвет!» Уголь поблагодарил его и отправился дольше. Нашел мешок с мукой, обсыпался и стал белым. Но пошел дождь, и краска слезла.

Смотрит идёт опять человек, он спрашивает у него: «Как мне поменять цвет, чтобы он не изменялся?» Человек отвечает: «Полезай в печь, посиди немного, потом вылезай из неё, остынешь и станешь серым». Поблагодарил уголь человека и отправился дальше. Но сгорать не хотелось, ведь это финал всей жизни!

Видит уголь, идёт третий человек и спрашивает: «Как мне поменять цвет?» Человек отвечает ему: «А зачем тебе менять цвет? Он тебе и так идёт.

Если ты сгоришь, то будешь уже золой, а не углём. А сейчас ты твёрдый, черный, блестящий, красивый каменный уголь. Люди строят шахты, добывают тебя, ценят, узнают повсюду». Тут уголь посмотрел на себя и сказал: «Да и правда, зачем менять цвет?» С тех пор уголь понял, что цвет ему очень идёт, а люди его ценят совсем за другие свойства.

Мастер и золото

В одном городе жило Золото, было оно красивым, блестящим, ярким, ослепительным, почти как солнце на небе. Но, несмотря на всю свою красоту, не было у него друзей, никто не хотел с ним дружить. Все боялись Золота, ведь никто не мог с ним сравниться. Оно было ярче и заметней всего, что его окружало. Очень одиноко и грустно было Золоту. И решило оно пойти по свету, повидать мир и найти себе друзей. Было оно в разных странах, повидало много диковинных вещей, а вот друзей так и не нашло.

И вот, однажды, гуляя по горам, и любуясь окрестностями, набрело Золото на одну деревушку, с виду не приметную, но как оказалось особенную. Несмотря на то, что все жители в ней были разные, все они были очень дружны между собой. А жил там вот кто: Малахит Необыкновенный, Алмаз Великолепнейший, Сапфир Драгоценнейший, Изумруд Бесподобнейший, Яшма Несравненная, Бирюза Превосходнейшая, Рубин Восхитительный и много-много разноцветных горных жителей. Они были рады гостю и новому другу. Приняли Золото в свою дружную семью.

В той деревне удивительных жителей правил добрый и талантливый умелец по имени Мастер. Вместе делали они разнообразные и необыкновенной красоты вазы, шкатулки, поделки, а также множество нужных вещей. И конечно, Мастер очень обрадовался знакомству с Золотом.

Разноцветные жители и Золото стали верными друзьями. Золото осталось жить в этой удивительной деревушке вместе с товарищами, и все вместе они помогали Мастеру придумывать и создавать еще много разных красочных изделий, которые и по сей день радуют людей всего мира своей красотой!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: сказка, окружающий мир