Внеурочная деятельность на тему: Чудесные превращения слов

Цель: показать детям, как изменяются слова, прививать любовь к родному языку, развивать связную речь, творческие способности обучающихся.

Результаты деятельности: осознавать роль языка и речи в жизни людей, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, дидактический материал.

Ход урока

Мотивация

Улыбки, как лучики, мчатся по кругу,
Улыбки сейчас мы подарим друг другу.
Повернитесь и с улыбкой посмотрите на своих соседей.
Хорошо работается только с хорошим настроением!

Проблемное объяснение нового знания.

Ребята покажут вам сказку "Вот что с буквами случилось", а вы работайте вместе с ее героями.
(Работа в группах)
Карандаш: Ребята, я пошел в школу и научился писать. Это моя победа. (Пишет на карточках слово победа).
Ежик: Пф, пф. Какая полезная вещь, поставлю ее возле дома, хорошие ворота будут. (Уносит букву п, дети тоже убирают эту букву.)

Медведь: Нет у меня сегодня ---------- (дети хором читают: "Обеда".) Верно, обеда!
- Эх, медку бы похлебать! Да на зиму запасти. А вот, кстати и обруч для кадки. (Уносит букву О)
Зайчик: Беда! Ой, где беда? (налетает с перепугу на букву б)
Аист: Еда! (делает вилку из буквы е и съедает лягушку)

Баран: Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый? (читает: "да". Разозлился баран и ударил д рогами. Она упала. Осталась одна буква а).
Учитель: Утешьте ее, напишите рядом другие буквы, чтобы слово какое-нибудь получилось (дети в группах составляют слова и записывают их).
Какие слова получились? Молодцы!

Выведение темы занятия

- Что же случилось с буквами? К чему это привело?

Вывод: Появились новые слова. Тема нашего занятия: "Чудесные превращения слов"

Сегодня мы проверим, всегда ли важна в слове одна буква? Что произойдет со словом, если поменять букву. Анализ слов с помощью презентации к отрывку из стихотворения А. Шибаева "Буква заблудилась"

Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква - озорница -
Очень странные дела
Начали твориться...

Закричал охотник: "Ой! (двери – звери)
Двери гонятся за мной!"

Тает снег. Течет ручей (врачей - грачей)
На ветвях полно врачей.

На виду у детворы
Крысу красят маляры. (крысу - крышу)

Мама с бочками пошла (бочками - дочками)
По дороге вдоль села.

Старый дедушка Пахом (козе - коне)
На козе скакал верхом.

Сели в ложку - и айда! (ложку - лодку)
По реке туда-сюда!

Врач напомнил дяде Мите: (цапель - капель)
"Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном".

Писем мы не написали:
Тучку целый день искали. (тучку - точку)

Сидит на грядке крепко (кепка - репка)
Оранжевая кепка.

Загремел весенний гном, (гном - гром)
Тучи на небе кругом.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (дом - сом)

Лежит лентяй на раскладушке, (пушки - сушки)
грызет, похрустывая, пушки.

На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву… (лев - лес)

Что же может случиться, если заменить букву? (изменяется значение слова). К чему привела замена слов? (получилось смешное стихотворение).
Вывод: с изменением буквы изменяется значение слова.

Физминутка

Продолжим игру со словами. Я загадаю вам загадку. Отгадка – два слова, отличающиеся одной буквой.

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь – поставь меня в вазу…
Но с буквою к в огород я пойду,
И, если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу… (роза – коза)

Чем отличаются слова роза и коза? (Одной буквой). Такие слова называются метаграммы.

Игра "Какое слово задумано?"
(работа в парах)

Я задумала слово. Подсказка написана на карточках. Обсудите в парах какая буква пропущена, отгадайте слово.
Б...к, д...м, л...к, ...ок, с...н, сы...
Скажите, какую роль играют пропущенные буквы?
Вывод: Если мы пропускаем букву, слово не получится.

Игра "Доскажи словечко"

К в карман к монтеру – прыг!
А в кармане – ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили… (кролики)
Букву Д на дне пруда
Увидали раки,
С той поры у них беда:
То и дело… (драки)

Какое слово получилось из слова ролики? Могут ли выскочить из кармана кролики? Что произошло, когда заменили всего одну букву (Бессмыслица)
Вывод: все, о чем мы говорим, должно иметь смысл. Заменив букву, мы можем этот смысл потерять.
Продолжим наблюдение за чудесами, которые может творить одна буква.

Игра "Волшебная буква И"

На доске слова: рука  сумка  тропка  утка  шутка.
Замените букву А в конце слова на букву И.
Рука - руки сумка - сумки тропка - тропки утка - утки шутка - шутки
Что заметили? (первое слово обозначает один предмет, а второе – много)
Как же может изменить слово волшебная буква И?

Вывод: с помощью буквы И можно изменить слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.
Наблюдение за буквами, которые в предложении являются маленькими словами.
На доске:
Маша пошла __ школу.
Книга __ Кати.
Дети играли __котиком.
Что записано на доске? Как поняли? Какие слова пропущены? (в, у, с)
Из скольких букв состоят эти слова? Можно ли без них обойтись?
Вывод: Иногда одна буква – это целое слово. Без этого маленького слова не получится предложение.

Итог занятия

Объясните мне немного,
Если знаете ответ
Почему считает кто-то,
Что чудес на свете нет.

Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в ваши двери
Волшебства и чудеса.
Какие чудеса может творить одна буква в слове?

Рефлексия

- О чем узнали на этом занятии? Какую пользу может принести игра со словами? На уроках чтения мы говорили о том, что общаться можно не только с помощью слов, но и с помощью жестов. Если вы довольны своей работой на уроке, поднимите руки вверх, если недовольны – опустите голову вниз.

Спасибо!

Размер:
10.85 Kb
Скачали:
30