Цели:
Обучающая: ввести понятие «толерантность», научить самостоятельно выделять в тексте главное и умение доводить информацию в употребление другим людям, составить основные черты свойственные толерантному человеку;
Развивающая: развивать творческие способности, умение анализировать, систематизировать и выделять главное, развивать связную речь, устойчивость внимания.
Воспитательная: прививать основные принципы толерантности, воспитывать желание взаимодействовать с окружающими, подводить к самооценка, самовыражению.
Оборудование: карточки с названиями групп, карточки с текстом, лепестки цветка толерантности, экран, мультимедийная презентация, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы – семья
И мы – друзья.
2. Актуализация опорных знаний
Работа в парах. Учащимся предлагается составить «Сенкан».
- Предлагаю вам составить «сенкан». Давайте вспомним, что называется «сенканом». (ответы детей)
Первое слово – тайна.
- А кто знает, что такое секрет? (Это небольшие истории, которые можно пересказывать друг другу)
3. Сообщение темы и задач урока
- Посмотрите вокруг себя. Вы найдёте множество секретов удивительных и простых. Иногда можно улыбнуться, чтобы прошла грусть. Подбодрить своего друга в трудный момент. Сказать тёплое слово маме. Но есть и другие интересные секреты, помогающие человеку выработать характер. Сегодня я вам расскажу о творчестве писательницы Ордем Гали.
Это чувашская писательница. Настоящее имя- Васильева Галина Николаевна. Она является автором многих книг: «Анины рассказы», «Подружка Катя», «Ордем». Книги этой писательницы написаны простым и доступным языком, учат нехитрой мудрости, любви к родной природе, к окружающим близким людям, доброте и взаимопониманию. Эпиграфом нашего урока будут слова известной писательницы:
«Река начинается с маленького ручейка, который пробивается из-под земли и течет меж гор и долин, собирая на своем пути отдельные ручейки в единое широкое русло. В своей дороге речка набирает силу и превращается в Реку. Есть Слово, которое влечет за собой другие слова и обрастает фразами, в коих заложен определенный смысл. Если мы хотим иметь прекрасную жизнь, мы все миримся! Ордем Гали
Сейчас мы окунемся в книгу «Анины рассказы» и познакомимся с маленькой девочкой Аней. У неё в голове витают удивительные мысли, она их называет секретами. Секреты эти непростые. Это секреты толерантности. Открывая секреты мы будем создавать цветок толерантности из лепестков-признаков, говорящих о ней. Конечно, мы не сможем раскрыть за один урок все секреты девочки Ани, но постараемся работать дружно, активно, чтобы как можно больше узнать на уроке нового и интересного.
4. Изучение нового материала
- Прежде чем подойти к секретам Ани, давайте вспомним, что такое «толерантность»?
Толерантность – это слово латинского происхождения, означает терпимость.
Свойство снисходительного, терпимого человека.
- Сегодня у нас с вами урок необычный. Вы являетесь представителями групп. На группы вы разделились самостоятельно, и каждая группа самостоятельно работала над заданием. Каждая группа имеет свое название, свой девиз и свою эмблему.
Сначала мы немного отдохнем.
Физминутка
И в работу включается первая группа. Презентуйте себя. (учащиеся презентуют себя: название группы, эмблема, девиз)
- Молодцы! А теперь мы вас внимательно слушаем. Пожалуйста.
(Группа детей читает вслух по абзацам 1 секрет. Затем задают приготовленный вопрос)
1 секрет
Жила-была девочка Аня. Она была волшебницей. Да, да, и самой настоящей. Но сама не догадывалась об этом. Аня ходила в школу в первый класс. Однажды, вернувшись из школы, Аня спросила у мамы:
- Отчего светит солнышко?
Мама ответила, что солнце - это яркая и горячая звезда. У неё много тепла, поэтому часть оно отдаёт людям, — добавил папа. Такое объяснение не устраивало девочку. «Здесь какое-то волшебство», - подумала она и решила узнать всё поподробнее.
- Почему солнышко светит? - спросила девочка кошку Мурку. Мурка сладко зевнула, потянулась и зажмурила свои рыжие глазки.
- Не знаешь, - определила девочка. — Спрошу у собаки.
Но и собака в ответ на Анин вопрос только завиляла хвостом.
«Интересно, - подумала девочка, - они мне не ответили, но мой вопрос не испугал их, а даже, наоборот, у них улучшилось настроение».
- Берёзонька, почему светит солнце? - спросила Аня у белостволой красавицы. Однако деревце радостно зашелестело листвой и тоже ничего не сказало. Девочка увидела старушку, проходившую мимо их дома.
«Спрошу у неё. Если она не ответит, значит, нет никакого волшебства», - решила Аня.
Старушка, услышав вопрос, посмотрела на девочку, улыбнулась ей и промолвила:
- На Земле очень-очень много людей. Когда они улыбаются, их улыбки поднимаются в небо. Солнце всё собирает и потом возвращает этот тёплый свет людям.
- Получается, что счастливые люди помогают несчастным?
- Счастливые люди делают солнце ярче, — ответила старушка.
«Значит, чтобы солнце ярко светило, должно быть много радости на Земле», - заключила Аня.
Вопрос: Что же надо сделать, чтобы солнце стало ярче? (ответы детей)
- Молодцы, правильно! Необходимо просто быть добрым. Добрые люди улыбаются, создавая вокруг себя тёплую среду. И происходит волшебство.
- Давайте все вместе поблагодарим первую группу аплодисментами. Большое вам спасибо. А мы с вами получили первый лепесток- доброта.
Продолжаем. И я приглашаю вторую группу. Презентуйте себя. (Группа презентует, себя называя своё название, эмблему, девиз)
- Что вы приготовили?
- Мы приготовили инсценировку 2 секрета Ани.
- Пожалуйста, начинайте.
(Инсценировка 2 секрета Ани. Действующие лица: Аня, мама, автор.
2 секрет
Вопрос: Что же нужно делать, чтобы цветы хорошо росли?
- Молодцы, правильно! Необходимо о них заботиться. Всем хочется, чтобы о них заботились и бережно с ними обращались. В семье, где царит забота, дети растут здоровыми, и крепкими. Дедушки и бабушки долго живут, если дети и внуки проявляют свою заботу и ценят. Мамы и папы счастливы. Забота приносит счастье в дом.
- Давайте все вместе поблагодарим вторую группу аплодисментами. Большое вам спасибо. А мы с вами получили второй лепесток- забота.
- Продолжаем. И я приглашаю третью группу. Презентуйте себя. (Группа презентует себя, называя своё название, эмблему, девиз)
- Что вы приготовили?
- Мы предлагаем вам рассказ 3 секрета Ани по рисункам. Рисунки мы приготовили самостоятельно.
(На доске рисунки. Учащиеся рассказывают 3 секрет по рисункам)
3 секрет
Вопрос: Что нужно делать, чтобы исполнилось ваше желание?
- Молодцы, правильно. Нужно очень этого хотеть. Исполняются они всегда по–разному. Поэтому очень важно научиться, терпеливо ждать. Терпение – самое важное качество характера человека.
- Давайте все вместе поблагодарим третью группу аплодисментами. Большое вам спасибо. А мы с вами получили третий лепесток- терпение.
Гимнастика для глаз
(На экране - гимнастика для глаз)
- Продолжаем. И я приглашаю четвертую группу. Презентуйте себя. (Группа презентует себя, называя своё название, эмблему, девиз)
- Что вы приготовили?
- Мы предлагаем вашему вниманию 4 секрет. Работа наша немного необычная, У нас чтение – цепочка. (Учащиеся читают по цепочке и задают вопрос)
4 секрет
Вопрос: Какое пространство создала Аня сначала? Какое пространство создала после разговора с мамой? (Ответы учащихся)
- Молодцы правильно. Все люди должны дружить. Земля общая, нужно любить и уважать всех. Поэтому Аня создала ещё один круг, который назвала пространством любви. И объединив их, мы получаем круг дружбы и любви.
- Давайте все вместе поблагодарим третью группу аплодисментами. Большое вам спасибо. А мы с вами получили четвертый лепесток- любовь и дружба.
И я приглашаю последнюю пятую группу. Презентуйте себя. (Группа презентует себя, называя своё название, эмблему, девиз)
- Что вы приготовили?
- Мы предлагаем вашему вниманию 5 секрет. Работа наша немного необычная. Нам необходимо пересказать секрет близко к тексту. ( Учащиеся пересказывают прочитанное близко к тексту)
5 секрет
Вопрос: Как необходимо оценивать человека? (ответы детей)
Молодцы, правильно! Человека необходимо оценивать по его поступкам и уметь прощать. В каждом человеке есть и хорошие и плохие качества. Научитесь меньше думать о плохом и всегда вперед выставлять хорошее.
И мы с вами получили последний лепесток – умение прощать. А можем ли мы создать цветок без середины – сердца цветка?
Прежде чем мы с вами найдем сердце, давайте немного отдохнем
Физминутка
5. Закрепление и обобщение знаний
Чтобы получить сердце цветка необходимо каждой группе на своих лепестках написать ласковые слова, которые могут охарактеризовать название лепестка.
(Учащиеся группы находят ласковые слова и записывают их на лепестки. Проверка ведется фронтально)
- Молодцы! А теперь давайте подарим цветок всем людям, чтобы они стали более толерантно относиться к друг другу и знали, что лежит в основе толерантности.
6. Итог урока
Посмотрите на экран. На экране три пословицы. Выберите одну, которая наиболее раскрывает тему нашего урока.
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. (Оценивание)
Домашнее задание: Выбрать один признак толерантности и описать его при помощи мини-сочинения.