Цель: предупреждение дорожно-транспортного травматизма, повторение ПДД.
Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, дорожные знаки, палочка регулировщика, плакаты, воздушные шарики.
Ход конкурса
Ведущий.
У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука — это правила дорожного движения,
которые необходимо выполнять водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может
привести к беде, к дорожно-транспортным происшествиям. А для того, чтобы с вами такого не
случилось, мы вспомним правила дорожного движения.
1-й ученик.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
2-й ученик.
Вот она, азбука, — над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку дорог помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Ведущий. В конкурсе участвуют три команды.. (Представление команд: название, девиз.) Оценивать
конкурс помогает жюри. (Представление состава жюри.)
За правильный ответ команда получает 1 балл, за скорость ответа — 1 балл.
Iконкурс «Пешеходы»
Выбрать правильный ответ, поднять карточку.
1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
1. Мостовая.
2. Тротуар. (+)
3. Велосипедная дорожка.
2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
1. По правой стороне обочины.
2. По правому краю дороги.
3. По левой обочине, навстречу движению транспорта. (+)
3. Как пешеход должен ходить по тротуару? 1 . Придерживаясь левой стороны.
2. Придерживаясь правой стороны. (+)
3. Придерживаясь середины.
4. Как должны поступать пешеходы, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора изменился на желтый, а вы не успели перейти дорогу?
1. Быстро перебежать улицу.
2. Вернуться на тротуар.
3. Остановиться на осевой линии и дождаться зеленого сигнала. (+)
5. Автобус остановился на остановке, вы вышли из него. Как правильно переходить дорогу при выходе из транспорта?
1. Только после отправления автобуса (троллейбуса). (+)
2. Сзади автобуса.
3. Впереди автобуса.
6. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?
1. Сигналам светофора
2. Сигналам регулировщика. (+)
II конкурс. «Светофор»
1-й ученик.
У любого перекрестка
Нас встречает светофор.
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.
Ведущий предлагает командам надуть шарики, которые соответствуют сигналам светофора, и
расположить их в последовательности смены сигналов. Кто первый выполнит задание, тот и выиграет.
(Задание выполняется под музыку.)
После конкурса болельщики читают стихотворение С. Михалкова «Бездельник светофор».
В лесу, где все без правил
Ходили до сих пор,
Однажды появился
Дорожный светофор.
Откуда-то с дороги
Принес его медведь,
И звери прибежали
На технику смотреть.
И первым начал ежик:
— Какая ерунда!
Нужны для светофора
И ток, и провода.
И если он не будет
Как следует гореть,
То нам на эту штуку
Не стоит и смотреть.
— Я с ежиком согласен!
— Сказал, зевая, Волк.
— А если б он работал,
Какой в нем был бы толк?
Когда гоню я зайца,
Мне просто смысла нет
Бежать на свет зеленый,
Стоять на красный свет.
— И я, — сказал Зайчишка,
Когда уже бегу,
Следить за светофором,
Простите, не могу.
— Мне тоже он не нужен!
— Сказал из норки Крот.
— Я сам себе пророю Подземный переход!
Услышав над собою
Разумные слова:
— Я вообще летаю!
— Произнесла Сова.
Осталось все, как было,
Шумит дремучий бор,
Качается на елке
Бездельник светофор.
Но мы с тобой не зайцы,
Не волки и кроты
— Все ходят на работу,
И в школу ходишь ты.
А мимо мчат машины,
Включив огни свои,
И нам на перекрестках
Нужны огни твои.
Они нам помогают,
Нас учат с малых лет
Шагать на свет зеленый,
Стоять на красный свет.
Жюри подводит итоги двух конкурсов и объявляет результаты.
III конкурс. «Юные велосипедисты»
В руках помощников таблички с ответами.
1. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по проезжей части?
1. С14лет.(+)
2. С 16 лет.
3. С 12 лет.
2. На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда на велосипеде?
1. Не более 0,5 м.
2. Не более 1,0м. (+)
3. Не более 2,0 м.
3. Разрешена ли езда на велосипеде по обочине?
1. Нет.
2. Разрешена, если это не создает помех пешеходам.
4. Разрешено ли перевозить пассажира на велосипеде?
1. Нет.
2. Разрешено, ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье.
IV конкурс. «Конкурс болельщиков»
К о м а н д е 1. Назвать пословицы, связанные с движением. (Тише едешь - дальше будешь.)
Команде 2. И моряка в море, и пешехода на дороге спасает остров. Какой? (Островок безопасности.)
Команде 3. Название какого животного мы вспоминаем, находясь на проезжей части в роли пешеходов? (Зебра.)
2. Задание для всех болельщиков. На переднем сиденье легкового автомобиля разрешается ездить с 12 лет. Толе 9 лет и 5 мес. Через какое время мальчику можно сесть на переднее сиденье? (Через 2 года 7 мес.)
V конкурс. «Регулировщики»
2-й ученик.
Посмотрите: постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали, вы видали?
Все машины сразу встали,
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой;
Все машины одному
Подчиняются ему.
Командам раздают три цветных шарика: красный, желтый, зеленый.
Задание: поднять шарик того цвета, которому соответствует ответ.
1. Какому цвету светофора соответствуют опущенные вниз руки регулировщика или поднятые в стороны? (Желтый. Красный.)
2. Поднятые вверх руки регулировщика. (Желтый.)
3. Вытянутая вперед рука. (Зеленый.)
Ведущий вызывает по одному представителю от команды, которые будут выполнять роль регулиров
щика. Им раздают жезлы.
— Ребята, я буду называть цвет сигнала, а регулировщики — выполнять команды.
— Красный!
— Желтый!
— Зеленый!
Ведущий. И постового и светофор мы можем увидеть только на дорогах, а дорога легка только тогда,
когда по ней идешь с другом. (Болельщики исполняют «Песню друзей», ел. Ю. Энтина, муз. Е. Гладкова.)
Отгадайте загадку. Кто на дороге без языка, а говорит? (Дорожные знаки.)
VI конкурс. «Дорожные знаки»
В руках у помощников дорожные знаки.
Задание: назвать правильно знаки, о которых говорится в стихотворении.
Команде 1.
Нарисован человек,
Землю роет человек.
Почему проезда нету?
Может быть, здесь ищут клад
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь. (Дорожные работы)
Команде 2.
Вот большой зеленый сквер,
А напротив буква «Р».
Непростая буква «Р»,
А в квадрате буква «Р».
Неужели возле сквера «Р» нельзя произносить? (Место стоянки)
Команде 3.
Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами.
Но возле школы сбавьте таз
— Здесь знак, водители, для вас.
Особый знак здесь «Дети»,
За них мы все в ответе.
И вы при этом знаке тоже,
Ребята, будьте осторожны! (Дети)
1. Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг?
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу.
Что такое, в самом деле,
Словно мы на карусели!
Мы на площади с тобой,
Здесь дороги нет прямой. (Круговое движение)
2. Замечательный знак — Восклицательный знак!
Значит, можно здесь кричать,
Петь, гулять, озорничать!
Если бегать — босиком,
Если ехать — с ветерком!
Отвечают люди строго: «Здесь опасная дорога.
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно». (Прочие опасности)
3. Вот так знак, глазам не верю:
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Может быть, зимою вьюжной
Здесь шоферам греться нужно?
Почему же в летний зной
Знак не сняли с мостовой? (Ж/д переезд со шлагбаумом)
Ведущий. Мы повторили некоторые знаки, узнали новые, а всего их больше 70.
VII конкурс. «Творческой»
Участникам команд предлагается составить из частей новый знак и объяснить его назначение.
VIIIконкурс. «Нарисуй плакат»
Нарисовать плакат по ПДД и представить его.
X конкурс. «Найди ошибку»
Ведущий. Мы убедились, что команды знакомы с ПДД, знают знаки, а теперь предлагаю командам выступить в роли регулировщиков и посмотреть видеосюжет. Задача команд — определить количество ошибок, допущенных пешеходами, назвать их.
(Показ видеосюжета.)
— Сколько ошибок?
1. Пешеход перелезает через ограждение.
2. Переход на красный свет.
3. Катание с горки на проезжую часть.
4. Переход в неположенном месте.
5. Переход перед близко идущим транспортом.
6. Игра на проезжей части.
Предлагаю жюри оценить последние конкурсы и послушать болельщиков, которые помогут вспомнить правила дорожного движения, о которых шла речь на конкурсе.
2-й ученик. Читает стихотварение О. Безаревой «Приятели».
Асфальтом улиц» мостятся,
Автомобили быстро мчатся.
Бурлит движеньем мостовая,
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны
— Держитесь правой стороны.
Должен помнить пешеход:
Перекресток — переход.
Есть сигналы светофора
— Подчиняйся им без спора.
Желтый свет — предупрёжденье.
Жди сигнала для движенья!
Зеленый свет открыл дорогу,
Переходить ребята могут.
Иди вперед! Порядок знаешь
— На мостовой не пострадаешь.
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Миша с Любой ходят парой.
Где идут? По тротуару.
Ученик, садясь, в трамвай,
Старшим место уступай.
Футбол — хорошая игра.
На стадионе детвора.
Хоккей — игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой!
Вместе.
Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти!
Подведение итогов конкурса. Награждение.