Экологическая викторина: Эти забавные животные

Цель: привить чуткое и бережное отношение к природе.

Задачи: содействовать воспитанию чувства доброты;

сопереживать всему живому;

развивать интерес к животному миру.

Подготовка к викторине

1. Подготовить выставку книг о животных.

2. Провести конкурс рисунков о животных.

3. Провести конкурс поделок из природного материала.

Оформление, оборудование: организовать выставку лучших ри­сунков о животных и поделок из природного материала.

В викторине участвуют две команды (выбирается капитан каж­дой команды и ее название).

Ведущий: Человек обитает на Земле 2 миллиона лет. И только 10 тысяч лет назад он стал выращивать растения и приручать жи­вотных. В те далекие времена реки и озера кишели рыбой, по бере­гам гнездились утки. Леса были полны дичи. Земля была тучной и урожайной. Но человеку этого было мало, ему всегда хотелось иметь больше: земли, урожая, скота. И с течением времени он все это получил, но стал ли он ближе к природе? Нет! Человек только сейчас стремиться понять жизнь животных, растений, приобщиться к природе. Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны животных, мы будем учиться беречь их и понимать.

1 тур. Блиц – вопросы

1. Что происходит с пчелой после того, как она кого-либо ужа­лит? (погибает)

2. Кукует самка или самец кукушки? (самец).

3. Сухие или свежие грибы ест белка? (сухие)

4. Где раки зимуют? (в норах, в иле, по берегам рек и озер)

5. Какую птицу назвали «крылатой кошкой»? (сова)

6. Где живут маленькие кенгурята? (в сумке, на животе у мамы)

7. Плавают ли муравьи? (да)

8. Самое крупное наземное животное? (слон)

9. Самая большая обезьяна? (горилла)

2 тур. «Ребятам о зверятах»

1. В какое время суток бобры строят свои жилища?

     1. утро;

     2. ночь; +

     3. день.

2. Когда у совы появляются совята?

     1. апрель;

     2. май;

     3. июнь. +

3. Кто быстрее всех бегает?

     1. гепард; +

     2. антилопа;

     3. волк.

4. Когда начинает бегать детеныш зебры?

    1. через час после рождения; +

    2. через неделю;

    3. через месяц.

5. Что делают львы-самцы со своей добычей?

     1. отдают самке;

     2. отдают детям;

     3. едят сами. +

6. Кто быстрее всех летает?

     1 .ласточка;

     2. орел;

     3.стриж. + (140км/ч)

7. Что делает волк со своей добычей?

     1. ест сам;

     2. кормит волчицу; +

     3. кормит новорождённых волчат.

8. Когда спит кенгуру?

     1. вечер;

     2. день; +

     3. ночь.

9. Самый крупный из всех медведей?

     1. белый; +

     2. гималайский;

     3. бурый.

10. Зверёк с самой драгоценной шкуркой?

     1. соболь; +

     2. куница;

     3. белка.

11. Какие звери рождаются зрячими?

     1. лисята;

     2. зайчата; +

     3. белка.

12. Самая большая птица на земле?

     1. орёл;

     2. страус; +

     3. журавль.

3 тур: «Ловись рыбка»

1. Знаете ли вы, что хобот может быть не только у слонов, но и у рыб? Причём у нас в России есть такая рыба. Как она называется? (лещ)

2. У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, птиц и даже... часы, моне­ты. Что это за рыба? (щука)

3. Эту рыбу называет водяной лисой. И она действительно хит­ра, как лиса, а оказавшись в садке, она просто-напросто перерезает сетку садка, если та не очень прочная, и сбегает, (карп)

4.  В России водится самая большая из пресноводных рыб. Как она называется? (сом)

5. Есть такая рыба - хамелеон. Она может быстро «вписаться в любой интерьер», поменять окраску. Ученые провели эксперимент: к аквариуму с рыбой приставили шахматную доску. И что же вы ду­маете? Рыба тоже стала «в шашечку». Как называют эту рыбу? (камбала)

6. Если вам приходилось пить рыбий жир, вы должны знать, его получают из мяса рыбы. Как она называется? (треска)

4 тур: «Живые барометры»

1. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, (к дождю)

2.  Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, (лето будет холодным)

3. Рыба выскакивает из воды, (к дождю)

4. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, (ясно, тепло)

5. Грачи рано прилетают весной, (весна будет тёплой)

6. Дым столбом, (к морозу)

5 Тур: «Узнай по картинке»

1. ласточку;

2. синицу;

3. орла;

4. глухаря;

5. воробья;

6. бобра;

7. волка;

8. белку;

9. енота;

10. мышь.

6 Тур: «Капитанский»

Составить как можно больше слов из слова «горностай».

Далее подводятся итоги викторины.

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что, уз­нав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.

Знатоки природы

(Познавательная игровая программа для детей младшего школьного возраста)

1  тур «От капли до океана»

Командам предлагаются названия больших и малых водоемов. Нужно расставить их в порядке возрастания: капля, лужа, родник, ручей, озеро, река, море, океан.

Дополнительный вопрос: В каких водоемах вода проточная?

2 тур «Вдруг упала шишка»

Командам выдаются карточки с изображением шишек (можно добавить орех и желудь для усложнения). Ребята должны опреде­лить, с какого дерева эти шишки. (Ольха, ель, сосна, лиственница, кедр).

Дополнительный вопрос: Какое дерево не из этой «компании?».

3 тур «Не пора ли переодеться?»

Разделить на две группы предложенных животных:

1-я группа - Кто не меняет шубку?

2-я группа - Кто меняет ее по сезонам? (Лиса, медведь, волк, лось, заяц, куница).

Дополнительный вопрос: Назовите две причины смены меха у животных по сезонам.

4 тур «Кто в теремочке живет?»

Ребятам предлагаются картинки с «домиками» птиц. Надо оп­ределить, кто в каком «домике» живет. (На крыше - аист, в сквореч­нике - скворец, на берегу реки - ласточка и т. д.).

5 тур «Ягоды»

Произвольно уложенные ягоды распределить на дикорастущие и окультуренные. (Земляника, клубника, смородина, малина, рябина, брусника, черемуха...).

6 тур «Грибочки»

Предложенные грибы распределить на съедобные и несъедоб­ные. (Лисичка, сыроежка, мухомор, бледная поганка, масленок...).

7 тур «Словесная дуэль»

Словесную дуэль можно провести на тему: «Птицы», «Цветы», «Деревья».

Подведение итогов, награждение участников.

Бал цветов

Проводится в форме игры-конкурса. Участвуют 2 команды: «Букет» и «Веночек».

Конкурс «Визитная карточка».

Д/з.: приготовить «защиту» - стихи о цветах, эмблемы.

Команда «Букет»

1. Когда пыл осени прохладной

    Хлеба окрасит в желтый цвет,

    Звезда лугов - земная астра

    Небесным звездам шлет привет.

2. Ночь, рассыпав росы жгучие,

    Затуманила Восток,

    А затем из лунных лучиков

    Кувшинки выткала цветок.

3. На лужайке росы стылые,

    Не шелохнется вода.

    Белый цвет бросает лилия

    На задумчивость пруда.

4. На травяном зеленом кружеве

    В освещении зари

    Маргаритка, как жемчужина,

    Малой капелькой горит.

5. Мимоза солнечным приветом

    Прилетает в чьи-то сны,

    Первой радостью букета,

    Первой ласточкой весны. 

Команда «Веночек».

1. Посреди лугов увядших,

    Опаленных жарким зноем,

    Белокурые ромашки

    Поднимаются прибоем.

2. Как пламя, заря угасает,

    Бросая лиловые тени.

    Лиловый закат обнимает

    Лиловые грозди сирени.

3. В синем поле холодные тени,                        

    Белый иней в саду на заре...

    Хризантемы цветут, хризантемы,

   День осенний стоит на дворе.

4. Яркий букет удивленных фиалок

    Похож на лиловый закат.

    Подобно закату, он светит устало

    И нежный струит аромат.

5. По июньским покосам рассыпаны белые росы.

   Соловьи в ожидании июньских рассветов поют.

    Розы светят, как зори, а зори - как свежие росы,

    В белогривых туманах стыдливо и жарко цветут.

Конкурс «Споем-ка, друзья»

Команды по очереди исполняют несколько строчек из песен, в которых упоминаются названия цветов.

Конкурс «Танец цветов»

Команды исполняют любой танец.

Конкурс «Ромашка» 

На лепестках склеенной из бумаги ромашки написаны загадки.

Команды по очереди открывают лепесток, читают и отгадывают за­гадку:

    1. Беленький горошек на зеленой ножке. (Ландыш).

    2. Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик).

    3. Лик пахучий, хвост колючий. (Роза).

    4.  Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Под­снежник).

    5.  Эй, звоночек, синий цвет! С языком, а звона нет! (Колоколь­чик).

    6. На больших столбах подряд лампы белые висят. (Ландыш).

    7. Кувшины и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки).

    8. Белая корзина, золотое донце. (Ромашка).

    9. Держит девочка в руке облако на стебельке. (Одуванчик).

   10. У занесенных снегом кочек нашли голубенький цветочек. (Подснежник).

Конкурс «Икебана».

Команды готовят букеты, дают им названия.

Конкурс «Легенда о цветах».

Команды показывают инсценировку легенды или сказки о цве­тах. Пока команды готовятся, проводится викторина для зрителей «Праздник цветов»:

1.  В Париже королеву этого праздника называют Розьерой. Из каких цветов у нее сделан венок? (Из роз).

2.  В первое воскресенье марта немцы отмечают день этих цве­тов. (День фиалок)

3.  В Японии эти цветы осенью выставляют на платформы железнодорожных станций, чтобы их видело как можно больше людей. (Хризантемы).

4.  Праздник славян, когда и настоящие и сказочные цветы становятся поводом к пляскам и песням. (Купала).

5.  В Японии праздник этого цветущего дерева отмечают в апре­ле. (Сакура - вишня).

6.  Во время этого праздника в Венеции (Италия) все украшают цветочными гирляндами. (Праздник цветов).

7. В Американском городе Холенд, заселенном потомками гол­ландских эмигрантов, в середине мая проходит фестиваль этих цве­тов. (Тюльпаны).

Подведение итогов. Вручение призов (зрительских симпатий, лучшему чтецу, актеру, танцору и другие).

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!