Составлена на основе авторской программы по технологии для четырехлетней начальной школы (О.А. Куревина, Е.А. Лутцева)
В программу вошли разделы:
- Пояснительная записка
- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
- Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Технология» для 1–4 кл., авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева (заключения РАО (№ 01-104-5/7/д от 06.08.2007) и МПГУ (№ 24/2 от 26.09.2007), заключения РАО (от 16.08.2005) и МПГУ (от 29.06.2006).
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
• расширение общекультурного кругозора учащихся;
• развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;
• общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
• формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Программный материал для 1–4-го классов отражает требования обязательного минимума содержания образования по технологии.
Результаты обучения и развития учащихся
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
По трудовой деятельности должны знать:
– виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объемных форм – на основе развертки.
Должны уметь:
– самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю;
– под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны:
– иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;
– знать холодные и теплые цвета;
– уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Практика работы на компьютере:
– иметь представление об использовании компьютеров в жизни людей; О профессиях, появившихся благодаря компьютеру; о программах, управляющих работой компьютера; о ситуациях, в которых может потребоваться умение создавать рисунки с помощью компьютера; о компьютерных программах, позволяющих создавать рисунки; о наборе основных инструментов и операций, применяемых при рисовании на компьютере;
– знать правила поведения в компьютерном классе; назначение основных устройств компьютера;
– уметь пользоваться мышью и клавиатурой; запускать и завершать компьютерные программы;
– выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
Календарно-тематическое планирование
№
|
Дата
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
|
|
Жизнь, труд и искусство |
|
|
|
|
Вспомни! Композиция «Осень» |
1 |
|
|
|
Все начинается с замысла. Планер |
2 |
|
|
|
Все начинается с замысла. Мозаика |
|
|
|
|
Воплощение замысла. Бабочка |
4 |
|
|
|
Воплощение замысла. Пишем пейзаж. Девица-красавица |
|
|
|
|
Воплощение замысла. Панно по стихотворению «Мотылек мальчику» |
|
|
|
|
Воплощение замысла. Волшебный кристалл |
|
|
|
|
Роль фантазии в реализации замысла. Открытка «Белочка» |
4 |
|
|
|
Роль фантазии в реализации замысла. Открытка «Белочка» |
|
|
|
|
Роль фантазии в реализации замысла. Композиция «Царевна-лебедь» |
|
|
|
|
Роль фантазии в реализации замысла. Композиция «Царевна-лебедь» |
|
|
|
|
О чем могут рассказать игрушки. Кошелек «Собачка» |
4 |
|
|
|
О чем могут рассказать игрушки. Кошелек «Собачка» |
|
|
|
|
О чем могут рассказать игрушки. Брелок «Мышка» |
|
|
|
|
О чем могут рассказать игрушки. Брелок «Мышка» |
|
|
|
|
Жизнь и творчество |
|
|
|
|
Переосмысление жизни в творчестве человека. Переосмысление жизни в искусстве. Папье-маше «Петрушка» |
2 |
Коллективная работа |
|
|
Переосмысление жизни в творчестве человека. |
|
|
|
|
Переосмысление жизни в искусстве. Костюм Петрушки |
|
|
|
|
Отражение жизни в образе |
|
|
|
|
Народное искусство. Лепка из теста |
2 |
|
|
|
Народное искусство. Лепка из теста |
|
|
|
|
Живопись. Акварель. Литературный герой |
2 |
|
|
|
Живопись. Акварель. Литературный герой |
|
|
|
|
Архитектура Работа со спичками «Дом» |
3 |
|
|
|
Архитектура. Объемная открытка «Космонавт» |
|
|
|
|
Архитектура. Объемная открытка «Космонавт» |
|
|
|
|
Вещи века. Правила пользования бытовой техникой. |
1 |
|
|
|
Компьютер. |
2 |
|
|
|
Компьютер. |
|
|
|
|
Материал и образ. Работа с природным материалом |
|
|
|
|
Материал и образ. Новогодние подарки |
|
|
|
|
Материал и образ. Объемная аппликация из бумаги |
|
|
|
|
Материал и образ. Искусственные цветы |
|
|
|
|
Гармония образа. Деятельность человека в разные эпохи. Изготовление фигуры Анубиса |
2 |
|
|
|
Гармония образа. Пластилиновый рельеф. |
|
|
|
|
Отражение времени в творчестве. Вышивка крестом |
2 |
|
|
|
Отражение времени в творчестве. Изготовление мешочка |
|
|
|
|
Единство человека и природы. Аппликация «Пейзаж» |
1 |
Коллективная работа |
|
|
Архитектурные образы. Проектируем и моделируем город |
2 |
|
|
|
Архитектурные образы. Проектируем и моделируем город |
|
|
|
|
Мастерство обобщения. Закладка |
1 |
|
|
|
Личность автора в творчестве |
1 |
|
|
|
Мысли и чувства. Мозаика |
2 |
|
|
|
Мысли и чувства. Мозаика |
|
|
|
|
Многообразие проявления гармонии. Аппликация «Гармония», «Хаос» |
2 |
|
|
|
Многообразие проявления гармонии. Работа с природным материалом (симметрия, гармония) |
|
|
|
|
Цвет в природе и творчестве. Интерьер «Моя комната» |
2 |
|
|
|
Цвет в природе и творчестве. «Птицы» |
|
|
|
|
Образ художника в его творчестве. Автопортрет |
4 |
|
|
|
Образ художника в его творчестве. Автопортрет |
|
|
|
|
Образ художника в его творчестве. Портрет |
|
|
|
|
Образ художника в его творчестве. Портрет |
|
|
|
|
Образ ученого, исследователя, изобретателя. Коллаж «Образ эпохи» |
2 |
Коллективная работа
|
|
|
Образ ученого, исследователя, изобретателя. Коллаж «Образ эпохи» |
|
|
|
|
Давным-давно… |
|
|
|
|
Человек вознесся к небесам. Рельеф из пластилина |
4 |
|
|
|
Человек вознесся к небесам. Моделируем замок из бумаги |
|
|
|
|
Человек вознесся к небесам. Моделируем замок из бумаги |
|
|
|
|
Человек вознесся к небесам. Создаем витраж |
|
|
|
|
Образ нового человека. Панно «Человек эпохи Возрождения» |
2 |
|
|
|
Образ нового человека. Панно «Человек эпохи Возрождения» |
|
|
|
|
Из тьмы явился свет. Модель геликоптера (вертолета) |
4 |
|
|
|
Из тьмы явился свет. Модель геликоптера (вертолета) |
|
|
|
|
Из тьмы явился свет. Работа с конструктором |
|
|
|
|
Из тьмы явился свет. Работа с конструктором |
|
|
|
|
Весь мир театр. |
2 |
|
|
|
Весь мир театр. |
|
|
|
|
Наш театр. Рыцарский шлем |
2 |
|
|
|
Наш театр. |
|
|
|
|
Разыгрываем басню. Костюмы |
2 |
|
|
|
Разыгрываем басню. Маски |
|
|