Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 2 класс. Неменский

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка

- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного  года

- Учебно-тематический план

- Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 2 класса разработана на Школа России. Концепция и программы для нач. кл., ав­торской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и худо­жественный труд 1-9 классы», созданной под руководством Б. М. Неменского, утверждён­ной МО РФ (Москва, 2008 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента го­сударственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).

Программа составлена на основе Базисного плана по изобразительному искусству и художественному  труду   из расчёта 2 часов в неделю,  общее количество часов  в  год – 68.

Программа « Изобразительное  искусство и художественный  труд» является  целостным  интегрированным  курсом,  который  включает  в себя  все  основные  виды   искусства: живопись,  графику,  скульптуру,  архитектуру  и  дизайн,  народное и декоративно-прикладное   искусства,  зрелищные   и  экранные   искусства.

Систематизирующим  методом  является  выделение  трёх  основных  видов  художественной   деятельности  для  визуальных  пространственных  искусств: конструктивного,  изобразительного   и  декоративного.

Основные  принципы  программы:

  1. Целостная система введения в художественную культуру;
  2. Принцип «от жизни через искусство к жизни»;
  3. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой  темы;
  4. Принцип единства восприятия и созидания;
  5. Проживание как форма обучения и форма  освоения художественного опыта;
  6. Развитие  художественно-образного мышления.

Задача всех тем курса — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Для реализации программного содержания используются:

Коротеева, Е. И. Искусство и ты: учебник для 2 кл. / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.

Коротеева, Е. И. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 2 кл. / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют тре­бованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесе­ны к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного  года

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

Основные виды и жанры изобразительного искусства; начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, сочетание оттенков цвета);

Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода;

Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения;

Должны знать «холодные» и «тёплые» цвета;

Начальные сведения и видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

Сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшение домов, предметов быта, вышивке;

О деятельности художника 9 что может изобразить художник (предметы, людей, события, с помощью каких материалов изображает художник – бумага, картон, холст, краски);

Особенности работы акварельными и гуашевыми красками, назначение палитры и её использование  в работе. 

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Высказать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

Правильно сидеть за партой, без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

Использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

Передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов коле позиции, отражать содержание литературного произведения;

Передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних-выше, ближние предметы крупнее равных им, но удалённых и т.д.)

Применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

Составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

Лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);

Составлять аппликационные композиции из разных материалов.

 

Содержание курса изобразительное искусство и художественный труд 

Название разделов

Количество часов

1

Чем и как работает художник

16

2

Реальность и фантазия

14

3

О чем говорит искусство

22

4

Как говорит искусство

16

 

 Всего:

68

 

Календарно - тематическое планирование изобразительного искусства и художественного труда 

№ п/п

Дата

Название разделов и тем

Кол-во  часов

Домашнее задание

 

 

1 четверть

 

 

 

 

Раздел I.  Чем и как работает художник.

16

 

1

4.09

Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. «Волшебная палитра»

1

 

2

5.09

Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. «Цветочная палитра»

1

 

3

11.09

Пять красок – все богатство цвета и тона. «Природные стихии»

1

 

4

12.09

Пять красок – все богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе»

1

 

5

18.09

Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности. «Осенний лес»

1

 

6

19.09

Выразительные возможности аппликации. «Осенний букет»

1

 

7

25.09

Выразительные возможности акварели. «Осенний лес»

1

 

8

26.09

Выразительные возможности аппликации. Коврик аппликаций. «Осенний листопад»

1

 

9

2.10

Выразительные возможности графических материалов. «Зимний лес»

1

 

10

3.10

Выразительные возможности графических материалов. «Волшебные линии»

1

 

11

9.10

Выразительность материалов для работы в объеме. «Животные родного края»

1

 

12

10.10

Выразительность материалов для работы в объеме. «Сказочные животные»

1

 

13

16.10

Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм.

1

 

14

17.10

Выразительные возможности бумаги. Выполнение макета сказочного города.

1

 

15

23.10

Выразительные возможности бумаги. Оригами «Необыкновенные птицы»

1

 

16

24.10

Для художника любой материал может стать выразительным. «Ночной город»

1

 

17

30.10

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). «Художественная галерея»

1

 

 

 

Раздел II.  Реальность и фантазия

14

 

18

9.10

Изображение и реальность. «Мир вокруг нас»

1

 

 

 

2 четверть

 

 

19

13.11

Изображение и фантазия. «Фантастические звери и птицы»

1

 

20

20.11

Изображение и фантазия. «Сказочные звери и птицы»

1

 

21

21.11

Украшение и реальность. «Бабочки и цветы.»

1

 

22

27.11

Украшение и реальность. Веточки деревьев с росой и паутиной.

1

 

23

28.11

Украшение и фантазия «Кружева»

1

 

24

04.12

Украшение и фантазия «Закладки для книг»

1

 

25-26

05.12- 11.12

Постройка и реальность. Моделирование форм подводного мира.

2

 

27

12.12

Постройка и фантазия. «Фантастические здания»

1

 

28

18.12

Постройка и фантазия. «Город Фантазия»

1

 

29

19.12

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление новогодних гирлянд.

1

 

30

25.12

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление коллективного панно «Новогодняя елка».

1

 

 

 

Раздел III.  О чем говорит искусство.

22

 

31

26.12

Выражение характера изображаемых животных. «Четвероногий герой»

1

 

32

15.01

Выражение характера изображаемых животных. «Четвероногий герой»

1

 

33

16.01

Выражение характера изображаемых животных. «Мой любимец – какой он?»»

1

 

 

 

3 четверть

 

 

34

22.01

Выражение характера человека в изображении; мужской образ. «Добрый сказочный герой»

1

 

35

23.01

Выражение характера человека в изображении; мужской образ. «Злой сказочный герой»

1

 

36

29.01

Выражение характера человека в изображении; женский образ. «Добрый сказочный герой»

1

 

37

30.01

Выражение характера человека в изображении; женский образ. «Злой сказочный герой»

1

 

38

5.02

Выражение характера человека в изображении; мужской образ. «Веселый и грустный образы клоунов»

1

 

39

6.02

Образ человека и его характер, выраженный в объеме. «Добрый и сказочный герой»

1

 

40

12.02

Образ человека и его характер, выраженный в объеме. «Злой сказочный герой»

1

 

41

13.02

Изображение природы в разных состояниях. Море тревожное. «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

 

42

19.02

Изображение природы в разных состояниях. Море. «Сказка царе Салтане…»

1

 

43

20.02

Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?»

1

 

44

26.02

Выражение характера человека через украшение. Доспехи доброго сказочного воина. Смелый воин-защитник.

1

 

45

27.02

Выражение характера человека через украшение. Доспехи злого сказочного воина.

1

 

46

5.03

Выражение намерений через украшение. Аппликация «Корабли добрых мореходов»

1

 

47

6.03

Выражение намерений через украшение. Коллективная работа «Город злых духов»

1

 

48

12.03

Выражение намерений через украшение. «Замок снежной королевы»

1

 

49

13.03

Выражение намерений через украшение. Аппликация «Корабли пиратов»

1

 

50

19.03

Выражение намерений через украшение. Коллективная работа «Город добрых мастеров»

1

 

51

20.03

Выражение намерений через украшение. Коллективная работа «Город злых духов»

1

 

52

2.04

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

1

 

 

 

Раздел IV. Как говорит искусство

16

 

53

3.04

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи»

1

 

 

 

4 четверть

 

 

54

9.04

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Перо жар-птицы»

1

 

55

10.04

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Мозаика»

1

 

56

16.04

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. «Весенняя земля»

1

 

57

17.04

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. «Солнечный город»

1

 

58

23.04

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. «Царство Снежной Королевы»

1

 

59

24.04

Линия как средство выражения: ритм линий. «Весенний пейзаж»

1

 

60

30.04

Линия как средство выражения: ритм линий. «Весенние ручьи»

1

 

61

7.05

Линия как средство выражения: ритм линий. «Дерево»

1

 

62

8.05

Ритм пятен как средство выражения. Аппликация «Поле цветов»

1

 

63

14.05

Пропорции выражают характер. Оригами «Птицы»

1

 

64

15.05

Пропорции выражают характер. «Сказочные птицы»

1

 

65-66

21.05-22.05

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Коллективное панно «Весна. Шум птиц»

2

 

67

28.05

Музеи искусств

1

 

68

29.05

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

1

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!