Программа учебного курса для 1 класса "Математика вокруг нас"

Рабочая программа курса по математике для 1 класса разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Занятия проходят по одному часу в неделю, всего 32 часа.

Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст - 6-7 лет).

Развивающий курс "Математика вокруг нас" способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления.

Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

  • сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
  • рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
  • система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом (геометрическими фигурами, заданиями на листах), к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.

Цели программы:

  • создание условий для формирования интеллектуальной активности учащихся;
  • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
  • разностороннее развитие личности;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни
  • развитие образного воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • развитие творческих возможностей учащихся;
  • обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
  • математическими знаниями и практическими действиями;
  • формирование и развитие познавательных интересов.

Задачи программы:

  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству;
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
  • обучать младших школьников работе с различными источниками информации;
  • развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
  • развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
  • обучить решению логических задач;
  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;
  • научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
  • научить обобщать математический материал;
  • воспитывать умение сопереживать, придти на помощь.

Технические средства обучения: классная доска, мультимедийный проектор, экран, ПК.

Содержание курса

Математические игры

Игры с кубиками, игры-соревнования подвижные игры с математическими действиями, задачами, головоломками (Муха, Танграм, Русское лото, Крестики нолики), выполнение простых арифметических действий с цифрами в игровой форме. Построение математических пирамид. Творческие работы, КТД "Циферки". Знакомство с математическими ребусами, составление ребусов.

Геометрия вокруг нас
Знакомство с простыми геометрическими задачами. Формирование геометрической наблюдательности. Прогулки "Веселая геометрия" (знакомство с простыми геометрическими фигурами). Построение конструкции по заданному образцу (с помощью спичек). Знакомство с линейкой, ее историей, разными видами (прямая линейка, угольник, транспортир). Знакомство с часами, циферблатом. Творческие конкурсы. Выставки рисунков "Геометрия в нашей жизни". КТД "Геометрия вокруг".

Работа с информацией
Знакомство со сказками, в которых имеют значимости цифры и геометрические фигуры. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Представление своей работы. Анализ результата. Творческое оформление цифры и рассказ учеников о том, где эта цифра встречается в его жизни, что ребенка связывает с этой цифрой. Знакомство с проектной деятельностью: выбор ребенком темы проекта, сбор информации, анализ, составление и оформление проекта (продукта проекта), презентация, рефлексия.

Формы и виды контроля:

В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок-рассказ, урок-упражнение, урок-практическая работа, урок-сказка, урок-КВН, урок-игра. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.

Календарно - тематическое планирование курса "Математика вокруг нас" (32 часа)

Кол-во часов

Тема учебного занятия

Характеристика деятельности

Математические игры (16 часов)

1

Математика – это интересно

Решение нестандартных задач. Игра "Муха" ("муха" перемещается по "вверх", "вниз", "вправо", влево" по игровому полю 3х3 клетки.

1

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с разбиением на части. Проверка выполненной работы.

1

Путешествие точки

Построение математических пирамид: "Сложение и вычитание в пределах 10". Игра "Русское лото"

1

Игры с кубиками

Подсчет числа точек на гранях выпавших кубиках (у каждого два кубика). Взаимный контроль

1

Игра соревнование "Веселый счет"

Найти, показать, назвать цифры по порядку от 1 до 10. Цифры расположены в квадрате, раскиданы не по порядку.

1

Математические игры

Построение математических пирамид "Сложение и вычитание в пределах 10"

1

Игра в магазин

Игра с монетами. Сложение и вычитание в пределах 20.

1

Праздник числа 10

Игра " Задумай число", "Отгадай задуманное число". Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1

Математические игры

Построение математических пирамид "Сложение и вычитание в пределах 10"  Знакомство с игрой  "судоку"

1

Задачи - смекалки

Задачи с некорректными данными.  Допускающие несколько способов решения.

1

Творческий конкурс "Моя цифра"

Творческое оформление цифры и рассказ учеников о том, где эта цифра встречается в его жизни, что ребенка связывает с этой цифрой.

1

Математические игры

"Какого числа не хватает?", "Судоку", "Найди пары цифр" (квадрат с цифрами в разбросе), "Математический кроссворд", "Крестики нолики"

и др.

1

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (Судоку).

1

Математическая карусель

Решение математических головоломок, занимательных задач в форме игры.

1

КТД "Циферки"

Дети делятся на 2 команды:

1 команда делает цифры из подручного материала

2 команда делает игры на бумаге (с использованием цифр) для плаката. Составление общего плаката "циферки"

Геометрия вокруг нас (8 часов)

1

Прогулка. Веселая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

1

Творческий конкурс "Моя цифра"

Творческое оформление цифры и рассказ учеников о том, где эта цифра встречается в его жизни, что ребенка связывает с этой цифрой.

1

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки

1

"Спичечный" конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы

1

Часы нас будят по утрам…

Определение времени по часам. Какие бывают часы. История часов.

Выставка рисунков: " Часы будущего"

1

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Поиск треугольников в заданной фигуре.

1

Уголки

Составление фигур из 4, 5,6,7 уголков по собственному замыслу.

1

КТД "Геометрия вокруг"

Дети в парах создают предмет из нашей жизни только геометрическими фигурами  (машина из квадратов и кругов, дом из треугольников). Потом на общем плакате составляют картину.

Работа с информацией (6 часов)

2

Сказки с числами и геометрическими фигурами

Чтение русских сказок, в которых присутствуют цифры. Творческие работы "цифра и фигуры из сказки"

3

В царстве математики

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Представление своей работы. Анализ результата.

1

Творческий конкурс "Моя цифра"

Творческое оформление цифры и рассказ учеников о том, где эта цифра встречается в его жизни, что ребенка связывает с этой цифрой.

Резерв: 2 часа

Программа публикуется в сокращении, полную версию вы можете скачать по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!