Рабочая программа курса по математике для 1 класса разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Занятия проходят по одному часу в неделю, всего 32 часа.
Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст - 6-7 лет).
Развивающий курс "Математика вокруг нас" способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
Цели программы:
Задачи программы:
Технические средства обучения: классная доска, мультимедийный проектор, экран, ПК.
Математические игры
Игры с кубиками, игры-соревнования подвижные игры с математическими действиями, задачами, головоломками (Муха, Танграм, Русское лото, Крестики нолики), выполнение простых арифметических действий с цифрами в игровой форме. Построение математических пирамид. Творческие работы, КТД "Циферки". Знакомство с математическими ребусами, составление ребусов.
Геометрия вокруг нас
Знакомство с простыми геометрическими задачами. Формирование геометрической наблюдательности. Прогулки "Веселая геометрия" (знакомство с простыми геометрическими фигурами). Построение конструкции по заданному образцу (с помощью спичек). Знакомство с линейкой, ее историей, разными видами (прямая линейка, угольник, транспортир). Знакомство с часами, циферблатом. Творческие конкурсы. Выставки рисунков "Геометрия в нашей жизни". КТД "Геометрия вокруг".
Работа с информацией
Знакомство со сказками, в которых имеют значимости цифры и геометрические фигуры. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Представление своей работы. Анализ результата. Творческое оформление цифры и рассказ учеников о том, где эта цифра встречается в его жизни, что ребенка связывает с этой цифрой. Знакомство с проектной деятельностью: выбор ребенком темы проекта, сбор информации, анализ, составление и оформление проекта (продукта проекта), презентация, рефлексия.
Формы и виды контроля:
В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок-рассказ, урок-упражнение, урок-практическая работа, урок-сказка, урок-КВН, урок-игра. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
Кол-во часов |
Тема учебного занятия |
Характеристика деятельности |
Математические игры (16 часов) |
||
1 |
Математика – это интересно |
Решение нестандартных задач. Игра "Муха" ("муха" перемещается по "вверх", "вниз", "вправо", влево" по игровому полю 3х3 клетки. |
1 |
Танграм: древняя китайская головоломка |
Составление картинки с разбиением на части. Проверка выполненной работы. |
1 |
Путешествие точки |
Построение математических пирамид: "Сложение и вычитание в пределах 10". Игра "Русское лото" |
1 |
Игры с кубиками |
Подсчет числа точек на гранях выпавших кубиках (у каждого два кубика). Взаимный контроль |
1 |
Игра соревнование "Веселый счет" |
Найти, показать, назвать цифры по порядку от 1 до 10. Цифры расположены в квадрате, раскиданы не по порядку. |
1 |
Математические игры |
Построение математических пирамид "Сложение и вычитание в пределах 10" |
1 |
Игра в магазин |
Игра с монетами. Сложение и вычитание в пределах 20. |
1 |
Праздник числа 10 |
Игра " Задумай число", "Отгадай задуманное число". Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. |
1 |
Математические игры |
Построение математических пирамид "Сложение и вычитание в пределах 10" Знакомство с игрой "судоку" |
1 |
Задачи - смекалки |
Задачи с некорректными данными. Допускающие несколько способов решения. |
1 |
Творческий конкурс "Моя цифра" |
Творческое оформление цифры и рассказ учеников о том, где эта цифра встречается в его жизни, что ребенка связывает с этой цифрой. |
1 |
Математические игры |
"Какого числа не хватает?", "Судоку", "Найди пары цифр" (квадрат с цифрами в разбросе), "Математический кроссворд", "Крестики нолики" и др. |
1 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (Судоку). |
1 |
Математическая карусель |
Решение математических головоломок, занимательных задач в форме игры. |
1 |
КТД "Циферки" |
Дети делятся на 2 команды: 1 команда делает цифры из подручного материала 2 команда делает игры на бумаге (с использованием цифр) для плаката. Составление общего плаката "циферки" |
Геометрия вокруг нас (8 часов) |
||
1 |
Прогулка. Веселая геометрия |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность |
1 |
Творческий конкурс "Моя цифра" |
Творческое оформление цифры и рассказ учеников о том, где эта цифра встречается в его жизни, что ребенка связывает с этой цифрой. |
1 |
Волшебная линейка |
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки |
1 |
"Спичечный" конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы |
1 |
Часы нас будят по утрам… |
Определение времени по часам. Какие бывают часы. История часов. Выставка рисунков: " Часы будущего" |
1 |
Прятки с фигурами |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Поиск треугольников в заданной фигуре. |
1 |
Уголки |
Составление фигур из 4, 5,6,7 уголков по собственному замыслу. |
1 |
КТД "Геометрия вокруг" |
Дети в парах создают предмет из нашей жизни только геометрическими фигурами (машина из квадратов и кругов, дом из треугольников). Потом на общем плакате составляют картину. |
Работа с информацией (6 часов) |
||
2 |
Сказки с числами и геометрическими фигурами |
Чтение русских сказок, в которых присутствуют цифры. Творческие работы "цифра и фигуры из сказки" |
3 |
В царстве математики |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Представление своей работы. Анализ результата. |
1 |
Творческий конкурс "Моя цифра" |
Творческое оформление цифры и рассказ учеников о том, где эта цифра встречается в его жизни, что ребенка связывает с этой цифрой. |
Резерв: 2 часа |
Программа публикуется в сокращении, полную версию вы можете скачать по ссылке ниже