Проверочные диктанты 4 класс с грамматическим заданием III четверть

Проверочные диктанты в 4 классе 3 четверть по темам:

Падежные окончания имён существительных во множественном числе

Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода

Падежные окончания имён прилагательных женского рода

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Местоимение

Проверочные диктанты с грамматическим заданием по русскому языку за III четверть 4 класс

Проверочные диктанты «Падежные окончания имён существительных во множественном числе»

Олешки

Привезли в зоосад двух олешков. Маленькие, ростом с козу. Родом они были из Индии. Посетителей олешки не боялись. Тыкались мордочками в руки – корм просили. Глаза у оленей большие, черные и с ресницами. Очень любили, когда у них за ушками чешут.

Однажды увидел я - их клетка завешена брезентом. Брезент прибили по бокам. У оленихи появились оленята - потому оленей и завесили.

Малыши были жёлтые, с белыми пятнами. Маленькие – маленькие, ростом с кошку. Ножки вроде карандашей. Передние в коленях сошлись, а у земли разошлись в стороны. Стоят - глазками на меня уставились. Потом испугались и повернулись ко мне задом. Глупые, лупоглазые олешки. По Е. Чарушину

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста словосочетания с именами существительными во множественном числе. Укажите падеж и склонение имён существительных.

2. Спишите предложения, употребив имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже.

Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки). В саду собрали урожай (яблоки) и (груши).

3. Запишите противоположные по значению фразеологизмы парами.

Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.

 

Лес

Лес - это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов - звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов» веток. Поймают жуков, гусениц - несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса-Охраняют лес от болезней хищники - лесные санитары.

Леса наши - это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста словосочетания с именами существительными во множественном числе. Укажите падеж и склонение имен существительных.

2. Спишите словосочетания, допишите окончания имен существительных там, где это необходимо.

Гряда облак.., много дел.., килограмм яблок,., пара сапог...

3. Спишите предложения, употребив имена существительные, данные в скобках, в форме родительного падежа множественного числа.

Сок (апельсин) и (мандарин) содержит много (витамин).

Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикос).

Снежные истории

Снежинки родились в снежных тучках. Полетели они к земле белыми стайками. Остались на полях и дорогах сплошным покровом.

В деревнях и сёлах снежинкам обрадовались. Ведь снег охраняет от стужи всходы озимых посевов. Много снега - много хлеба! Снежными лентами стали дороги. Можно быстро мчать по гладкому санному пути. Распутица теперь не страшна путникам.

А в городе против снежинок повели борьбу. На тротуарах снег счищали лопатами, мели метлой. На дорогах убирали машинами, увозили за город. Трудно ездить на трамваях и автобусах по сугробам.

А детям в городах и деревнях снежинки принесли много игр и забав. Ребята лепили из снега снеговиков и крепости, играли снежки, катались на санках и лыжах.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста словосочетания с именами существительными во множественном числе. Укажите падеж и склонение имён существительных.

2. Спишите словосочетания, употребив имена существительные, ванные в скобках, в нужном падеже.

Пара (туфли), пачка (афиши), пять (тысяча), несколько (килограммы).

3. Составьте и запишите текст с данными словосочетаниями. Придумайте и запишите заголовок к тексту.

Группа юннатов, охрана лесов, перед зимними каникулами, лесных красавиц, дежурство на дорогах.

 

Розы*

Мы часто к празднику дарим близким людям цветы. Королеве цветов – розе – рады все. Но букет этих цветов стоит дорого. А вырастить куст красивых роз можно самим.

Осенью наш класс обрезал розы в теплицах. Черенки роз ребята собрали и посадили. В кабинете стояли ящики с саженцами в горшочках. Поздней весной саженцы из горшков школьники пересадили в цветник. Скоро появились из черенков новые побеги. Ранним утром капельки росы сверкали и переливались на зелени листочков. А летом на школьных клумбах распустились бутоны. Кусты радовали прохожих.

Во многих теплицах нашей страны разводят розы. В районах средней полосы розы высаживают весной. А в южных областях их лучше сажать осенью.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста словосочетания с именами существительными во множественном числе. Укажите падеж и склонение имён существительных.

2. Спишите словосочетания, допишите окончания имён существительных там, где это необходимо.

Шесть килограмм.., пара лыж.., новых встреч.., нет теплых сапог...

3. Составьте и запишите небольшой текст на тему «Покупки» с данными словами.

Яблоки, помидоры, мандарины, апельсины, абрикосы.

 

Проверочные диктанты «Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода»

Заботливая мамаша

Поймали пастухи маленького лисёнка и принесли к нам. Лисёнок был серый, а хвостик на конце беленький. Зверька посадили в пустой амбар. Мама налила ему в мисочку тёплого молока. Мы оставили его оглядеться на новом месте.

Ночью лисёнок скулил и тявкал по-щенячьи. Я выглянул в окно. Прямо за амбаром начинался лес. Вдруг из леса выскочила лисица. Вместо щенячьего тявканья послышался радостный визг. Лисица пыталась подрыть землю под крепким фундаментом. Вскоре она убежала в кусты.

Утром на пороге амбара мы нашли мёртвого зайчонка. Это лиса принесла еды малышу. На следующее утро подле амбара мы нашли соседскую курицу. Нам здорово досталось от соседей. Пришлось папе отнести лесного гостя к лисьим норам. По Г. Скребицкому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ.». Выделите в словах окончания, укажите падеж.

2. Составьте три словосочетания с любым прилагательным так, чтобы в первом словосочетании оно было употреблено в форме творительного падежа мужского рода, во втором - в форме дательного падежа среднего рода, в третьем - в форме предложного падежа женского рода.

3. Спишите предложения, вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

В ..., ..., ... уборе стоит осенний лес.

На..., ..., ... небе загорелись яркие звёзды.

 

Опасные игры

Я проснулся чудесным утром. На синем небе сияло яркое солнце. Крепкий мороз сковал широкую реку. К ней прибежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Мальчики бросали камни и палки. Но крепкого льда они не пробили.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лёд был скользкий. Один мальчик упал. За ним поскользнулись и упали ещё двое. Лёд не выдержал тяжести и тревожно затрещал. Дети очутились в холодной воде. Они цеплялись за тонкий лёд. Но хрупкий край полыньи отламывался. Мальчики выбились из сил.

На громкие крики детей прибежали взрослые. Врач Иван Петрович скинул одежду. Он пополз по Льду и толкал впереди себя длинный сук. Ребята ухватились за край ветки. Это было спасение. Первый лёд опасен для игр.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ.». Выделите в словах окончания, укажите падеж.

2. Спишите предложения, правильно обозначая звуки буквами.

На тёмн[а]м небе лился свет ярк[ава] месяца. Он освещал верхушки зимн[ива] леса.

3. Спишите предложения, вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

По ...,...,... льду опасно ходить.

На берегу........... пруда было много ребят.

 

Дом растёт

В нашем городе много новостроек. На проспекте Гагарина идет строительство нового дома. Каждый день готов новый этаж. Интересно смотреть из окон десятого этажа на площадку. Отсюда вся улица видна как на ладони.

Вот к высокому забору подъехал тяжёлый грузовик. На машине и на длинном прицепе привезли кирпич, песок, плиты. С подъёмного крана тяжёлый груз подают на последний этаж. На кране работает женщина. Рабочий в каске укрепляет плиту. Сварщик в защитном костюме сваривает металлический каркас для следующего этажа.

На первом этаже штукатуры и маляры готовят отделку квартир. Электрики и сантехники устанавливают новое оборудование. Перед Новым годом в дом въедут новосёлы. Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ.». Выделите в словах окончания, укажите падеж.

2. Спишите текст, правильно обозначая звуки буквами.

Хорошо ранн[им] утром в соснов[ам] лесу. Верхушки сосен осветили лучи огромн[ава] солнца. Дыхание свеж[ыва] ветерка манит на прогулку.

3. Спишите пословицы, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Кажд.. овощу своё время.

Из худ.. кармана и последний грош валится.

Дарён.. коню в зубы не смотрят.

 

Деревья скрипят*

Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночёвки под скрипучим г деревом и устраивал.

И за весёлым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту - всё скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит это дерево.

То растут два дерева тесно, уперлись друг друга сучьями - вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи - тоже оба скрипят.

Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок - скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит.

Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своем… По Н. Сладкову

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ.». Выделите в словах окончания, укажите падеж.

2. Спишите словосочетания, употребив имена прилагательные, данные в скобках, в нужной форме.

По (широкий) шоссе, на (старый) пальто, в (горячий) кофе, из (летний) кафе.

3. Какое из этих выражений не употребляется? Составьте и запишите предложения с остальными словосочетаниями.

Собачий холод, кошачья ловкость, волчий аппетит.

 

Проверочные диктанты «Падежные окончания имён прилагательных женского рода»

Ночёвка в лесу

Около тихой речки стеной стоял густой лес. Он тянулся далеко за линию горизонта. В лесу было много ягод. На просеках росли I кусты сладкой малины, на опушке краснели пуговки ароматной земляники. В яркой зелени кустов прятались ежи, зайцы.

Наступил вечер. От речки тянуло прохладной сыростью. в красных лучах вечернего солнца кружилась весенняя мошка. На верхушке высокой ели сидели птицы. Ребята набрали полные корзины ягод. Пора устраивать ночёвку.

Мальчики из лап старой ели сделали шалаш. В котелке вскипятили воду. Чай сделали из душистой мяты. В углях испекли вкусную картошку. Солнце село. Пора спать. На постели из еловой перины дети быстро уснули.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ. ж. р.». выделите в словах окончания, укажите падеж.

2. Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите получившиеся словосочетания.

... сестрой, ... порой, ... тропинку, ... звезды, ... квартиру.

3. Составьте три предложения со словосочетанием поздняя осень так, чтобы в первом предложении оно было употреблено в именительном падеже, во втором - в винительном, в третьем - в творительном.

 

Как появился шёлк

У китайского императора была любимая жена Силинчи. Хотел император прославить славную царицу. Он показал жене шелковичного червя. Муж велел разводить этих насекомых.

Умная царица стала наблюдать за ними. Черви стали замирать. А на них царица увидела шёлковую тонкую паутину. Размотала она шёлковую нитку и соткала платок. Водились черви на тутовом дереве. Собирала женщина зелёную листву с деревьев и кормила червей. Развела царица целую шёлковую плантацию. Наткала красивой тонкой ткани и показала своему народу. Китайскую шёлковую ткань знает весь мир.

С той давней поры прошло много времени. Но китайцы до сих пор помнят мудрую императрицу Силинчи и в её честь празднуют день шёлка. По Л. Толстому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ. ж. р.». Выделите в словах окончания, укажите падеж.

2. Составьте три предложения со словосочетанием весенняя капель так, чтобы в первом предложении оно было употреблено в родительном падеже, во втором - в винительном, в третьем - в творительном.

3. Замените имена прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания.

Большая сумка, смешная история, прямая дорога.

 

Захваленная певунья

Жила-была канарейка. Жёлтенькая, с хохолком. Голосок у маленькой певуньи был небольшой, но славный. Приятно было слушать её пение. Скромную птичку все хвалили, считали способной и талантливой. А однажды её назвали несравненной. Кто это произнёс, канарейка не поняла. Но после этого славную певунью будто подменили. Она окончательно зазналась.

Скоро эту подмену все заметили. Голосистая канарейка уже не пела, а чирикала. На знаменитую певицу перестали обращать внимание. Услышал ее чириканье воробей. Удивился и предложил маленькой канарейке свою помощь. Хорошо чирикать тоже надо уметь. По С. Михалкову

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ. ж. р.» Выделите в словах окончания, укажите падеж.

2. Придумайте имена прилагательные женского рода с окончаниями -АЯ, -ЯЯ, -УЮ, -ЮЮ, -ОЙ, -ЕЙ. Составьте и запишите с ними словосочетания.

3. Замените имена прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания.

С дневною сказкой, за ближней деревней, раннею весною.

 

Люля-Нырец*

Раньше земли вовсе не было. Звери и птицы жили на воде. Собрались они со всех концов моря и устроили общее собрание. Стали они думать, как этой беде помочь. Решили достать со дна морского маленькую щепотку земли.

Стали просить разную тварь морскую. Но никто не смог достать землицы. Далеко до дна — не пускает вода. Вдруг выплывает к ним остроносенькая птичка. Это Люля-Нырец. Ростом с крохотную уточку. Вызвалась Люля достать со дна щепотку земли. Не поверили ей птицы и звери. Расплющит море такую слабенькую. Три раза ныряла птичка. На третий раз вынырнула. Глаза красной кровью налились. На клюве - кровяная шишечка. В клюве щепотку земли держит.

Разделили между собой звери и птицы эту землю. А у Люли до наших дней глаза и клюв красные остались. По В. Бианки

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ. ж. р.». Выделите в словах окончания, укажите падеж.

2. Замените имена прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания. Укажите род, число и падеж имён прилагательных.

На белой скатерти, с лёгкой ношей, младшей сестры, старую одежду.

3. Замените выражения словосочетанием «прил. + сущ.». Составьте и запишите предложения, употребив эти словосочетания в творительном или винительном падеже.

Работа, которая выполняется дома. Машина, которая встретилась в пути.

 

Проверочные диктанты «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Разные цветы

Ромаша Ваганов жил в посёлке Никитово. Посёлок вырос в ковыльной степи. В посёлке есть и школа, и почта, и два магазина, и детский сад. Но почти нет цветов. Только долговязые мальвы и крошечные маргаритки растут в двух палисадниках. В поселковом магазине нет цветочных семян.

Предложил Роману дедушка письмо в газету написать. Долго писали они заметку, выслали её заказным письмом. А потом забыли - у Ромы полно школьных дел, а у дедушки депутатских.

Но заметку напечатали. Скоро на почту посёлка стали приходить посылки с цветочными луковицами, семенами, корневищами. Директор совхоза назначил Ромашу председателем по распределению цветочных даров. И у всех сельчан появились цветы. Они запестрели в резных палисадниках, и на сельских клумбах, и в глиняных горшках на подоконниках. И все говорили о цветах. По Е. Пермяку

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ. мн. ч.». Выделите в словах окончания, укажите падеж.

2. Спишите словосочетания, употребив слова, данные в скобках, в нужной форме.

Приехали к (дальние родственники), вставили в (стеклянные рамки), написали о (лучшие ученики).

3. Составьте и запишите предложения по схемам.

а) Какие? кто? что делали? где?

б) Кто? что делал? о каких? о чём?

в) Кто? что делали? какими? чем?

 

Весенняя уборка

Всё жарче под упрямыми лучами весеннего солнца. На лесных полянках тают снежные сугробы. С горки по дороге побежали звонкие ручьи. В ямах между холмами образовались глубокие лужицы. В них чистят перышки суетливые воробьи.

Опустели зимние квартиры в старых пнях. Выбралась из норки ящерица. Вылез ворчливый ёж. Проснулись и закопошились под корой жучки и гусеницы. Ожил под тёплым солнышком огромный лесной дом — муравейник. С раннего утра хлопочут в нём хозяйственные муравьи. Они несут сухие травинки, сосновые иголки. Ремонтируют свои зимние квартиры.

Много работы и у перелётных птиц. Пора строить уютные гнёзда. И у лесных зверей те же заботы. Скоро на разные голоса запищат в новых жилищах малыши.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ. мн. ч.». Выделите в словах окончания, укажите падеж.

2. Спишите словосочетания, употребив слова, данные в скобках в нужной форме.

Забежали за (новые книжки), увидели в (телевизионные новости), взлетели на (высокие сосны), подарки для (близкие друзья).

3. Составьте и запишите небольшой текст с данными словосочетаниями.

Зимние ночи, яркие звёзды, дикие звери.

 

Мишки

Принесли охотники из леса двух крохотных медвежат. Отдали Прасковье Ивановне. Она им сделала тряпичные соски, налила в стеклянные бутылки тёплого молока. Лежат маленькие медвежата на тулупе и причмокивают. Сначала с тулупа не слезали. А потом стали по избе ползать.

Один раз принесли в избу кур. Тогда на дворе трескучие морозы стояли. Вылезли малыши на кур посмотреть. Тут петух на глупых медвежат наскочил и давай их трепать. Еле их от петуха отняли.

К весне подросли квартиранты. Такими озорными стали! То кухонные горшки опрокинут, то из хозяйских подушек перья выпустят.

Выгнала неугомонных хулиганов Прасковья Ивановна из избы на двор. А те набедокурят - бегут на тулуп под лавку. Смотрят хитро коричневыми глазками. Вот они какие - мишки! По Е. Чарушину

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ. мн. ч.». Выделите в словах окончания, укажите падеж.

2. Запишите данные словосочетания в родительном, дательном и предложном падежах.

Трескучие морозы, хозяйские подушки, маленькие медвежата.

3. Составьте и запишите предложения по схемам.

а) Где? что делали? какие? что?

б) На каких? на чём? кто? что делал?

в) Кто? что делали? каких? кого?

 

Серебряные трубы*

В конце апреля в середине озера образовалась полынья. На неё садились стаи пролётных уток. А три дня назад над озером шли лебеди. Их ликующие голоса покрывали все весенние звуки. Крик лебедей сравнивают с серебряными трубами.

Я выскочил с биноклем на берег. Двенадцать великолепных птиц величаво плыли над противоположным берегом. В ярком свете солнца их белоснежные тела отливали серебром.

Вдруг над озером блеснул злой огонёк. Я увидел на том берегу фигурку охотника. За убийство прекрасных птиц суд назначает большой штраф. Уже мало таких обширных озёр, где лебеди выводят розовоногих пушистых птенцов.

Подбитый лебедь опустился в полынью. Товарищи не могли ему помочь. Он был обречён на голодную смерть. Через два часа стая встала на крыло. Сидевший в полынье лебедь закричал им вслед звенящим тоскливым голосом.

Охотник был отдан под суд. А меня долго преследовал тоскливый трубный крик. По В. Бианки

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ. мн. ч.». Выделите в словах окончания, укажите падеж.

2. Замените слова, данные в скобках, именами прилагательными и запишите получившиеся словосочетания в разных падежах.

(Дождь) черви, (цвет) телевизоры, (игра) приставки.

3. Вспомните и запишите пять пословиц с именами прилагательными в разных падежах.

 

Проверочные диктанты «Местоимение»

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?

Увидеть её оказалось совсем не просто. Я иду к ней на голос, а она - от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукунул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу - через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая - кукушка! По Г. Скребицкому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста местоимения. Укажите их лицо и число.

2. Спишите слова, разделив их на две группы.

Для, он, по, её, от, я, за, вы, нам, у, тебя.

3. Спишите текст, вставьте подходящие по смыслу местоимения.

В субботу… пришли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На... были красные, желтые, пёстрые платья. ... встал под деревом. На... дождем посыпались осенние листья.

 

Птичье озеро

В Московском зоопарке есть птичье озеро. В нём плавают утки, бакланы, гуси, нырки. Хорошо им. Воды много. О еде не надо думать.

Вот гуси плывут. Сами стройные, шея длинная. Гогочут, плавают, только ныряют плохо. У них мяса и пера много - вода их и выпирает вверх.

А вот баклан нырнул. Гнездо у него - просто тумба из воды торчит, а на ней куча хвороста.

Лысухи - водяные куры - гребут быстро. Головы у них дёргаются взад-впёрёд, взад-вперёд.

Вот служители зоопарка подошли. Ищут глазами кого-то. Вижу - по воде чёрный шарик плывёт. Это лысушонок - птенец лысухи. Сама лысуха на гнезде - яйца высиживает. А он беспризорником пока растёт. Поймали его люди и унесли. По Е. Чарушину

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три местоимения с предлогами. Укажите их лицо и число.

2. Спишите словосочетания, употребив местоимения, данные в скобках, в нужной форме.

Разговариваю с (он), письмо от (она), зашёл ко (я), навстречу к (ты).

3. Спишите текст, употребив местоимения, данные в скобках, в нужной форме.

Однажды (я) шёл по лесу. Надо (я) летала сойка, (Она) кричала и садилась на землю. (Она) гнездо было недалеко.

 

Дедушка

Дедушка сильно одряхлел. Он плохо видел и плохо слышал. Руки и ноги у него дрожали от старости. Несет он ложку ко рту и суп расплёскивает.

Не понравилось это сыну и его жене. Перестали они отца с собой за стол сажать. Запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Упала чашка и разбилась. Пуще прежнего разозлились на него сын и невестка. Стали они кормить отца из деревянной миски.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит он раз на полу и мастерит коробочку из щепок. Мать спросила сына о его поделке. А сын ответил, что из коробки этой он их в старости будет кормить. Стыдно стало отцу с матерью. Перестали с тех пор они старика за печку прятать.

По К. Ушинскому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста местоимения с предлогами. Укажите их лицо и число.

2. Спишите словосочетания, употребив местоимения, данные в скобках, в нужной форме.

Подбежал (ко) я, позвонил (она), в гостях (у) вы, спросил (о) ты.

3. Составьте и запишите словосочетания с данными местоимениями.

Его, им, неё.

 

Заячий сон*

Под кустиком, в холодке спал заяц. Я бы не смог так спокойно спать. От меня до зайца — ногой достать. Он проспал мой подход. Я стал разглядывать зверька. Ореховые глаза прикрыты длинными ресницами. На ухе налился клещ. Лапы и хвост мокрые и в грязи.

Вдруг у зайца усы зашевелились, носик зашмыгал и ресницы медленно приподнялись. Я замер. Заяц почуял меня. Ушки взлетели торчком, лапки напряглись, глаза полезли на лоб. Заяц стал похож на сову. Его глаза налились тёмным страхом. Они прямо набухли от ужаса. Я не дышал и не моргал. Так я перепугался за зайца.

А заяц вдруг успокоился. Расслабился и опустился на землю. Поёрзал и задремал. Меня он просто принял за пень. Шаг за шагом я стал отходить от него. По Н. Сладкову

Грамматическое задание

1. Составьте и запишите словосочетания с данными местоимениями. Укажите их число и лицо.

Ею, ими, нас, тебя.

2. Спишите словосочетания, употребив местоимения, данные в скобках, в нужной форме.

Гостит у (ты), зашёл к (мы), забрал от (вы), пишу о (она).

3. Запишите ответы на вопросы.

а) Какие два местоимения мешают проезду автомобилей?

б) Какие местоимения делают руки чистыми?

в) В названии какого овоща спрятались местоимение и звук, который издает лягушка?

Размер:
29.69 Kb
Скачали:
26

Метки к статье: русский язык, 4 класс, диктант