Письмо по памяти – способствует развитию орфографической зоркости, памяти и внимания, учит самоконтролю.
Письмо по памяти способствует развитию зрительной памяти учеников.
Тексты для письма по памяти взяты из произведений классиков, соответствующие программе по русскому языку 4 класса. На уроке ученики воспроизводят заранее выученный текст (на уроке или дома) небольшого объема.
Письмо по памяти по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»
Солнце на парте,
Солнце на карте,
Солнце на Кате,
На Катином платье,
На Тоне,
На Тане,
На банке с цветами,
На Вале,
На Гале,
На классном журнале.
Солнце на Толике,
На подоконнике
И у порога…
Солнца много! Э. Мошковская
Одуванчик
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Дунет ветер - шапки нет. Л. Аграчёва
Письмо по памяти по теме «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения»
Медь откликается
Звоном.
Дерево –
Шумом зелёным.
Корочка хлеба –
Хрустом.
Дождик –
Летом грустным.
Буря - рёвом и воем,
Время –
Башенным боем. О. Дриз
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила зёрнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок. В. Орлов
Письмо по памяти по теме «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения»
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло. В. Линькова
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова. Г. Остер
Письмо по памяти по теме «Падежные окончания имён существительных во множественном числе»
И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи, стрижи, щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.
Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся...
Что сделаешь - птенцы! Б. Заходер
Письмо по памяти по теме «Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода»
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый, сиреневый день –
Начало цветущего лета. С. Маршак
Белая шапка
На белой берёзе,
Белый зайчишка
На белом снегу,
Белый узор
На ветвях от мороза.
По белому снегу
На лыжах бегу. Л. Яхнин
Письмо по памяти по теме «Падежные окончания имён прилагательных женского рода»
Какая это музыка?
А вот какая музыка:
Кастрюльная,
Ножовая,
Весёлая
И новая,
По кружкам барабанная,
Наверно, очень странная,
Хотя и барабанная. Э. Мошковская
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. Ф. Тютчев
Письмо по памяти по теме «Склонение имён прилагательных во множественном числе»
В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные шары.
Разные-разные:
Голубые, красные,
Жёлтые, зелёные
Воздушные шары! Я. Аким
Земля с лазурными очами,
Раздолье речек и лугов!
Тут называют Васильками
Светлоголовых пареньков. Э. Огнецвет
Синее небо,
Синие тени.
Синие реки
Сбросили лёд.
Синий подснежник,
Житель весенний,
На синей проталинке
Смело растёт. Л. Яхнин
Август
Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят.
Алые астры покрыли сады.
Алыми стали ручьи и пруды.
И на залитой солнцем аллее
Белые флоксы вдруг заалели. В. Лунин
Письмо по памяти по теме «Местоимение»
А ёжик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал ещё вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал!
Его мы так любили -
И гладили, и мыли.
Но он свернулся и дрожал.
А после взял и убежал... Ю. Могутин
Цыплёнок
Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!
— Где ж они? — Под старой липой!
— Как зовут их? - Цыпа-цыпа! Г. Виеру
Письмо по памяти по теме «Глагол»
Моря есть — плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя.
Что это? (Географическая карта)
Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь - он молчок.
А стоит ручки повертеть,
Он будет говорить и петь. (Радиоприёмник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Тара-бара,
Домой, пора —
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить.
Тебе водить! Считалка
Письмо по памяти по теме «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)»
Что умеет осень
Осень одевается
Пёстро-пёстро,
Осень пахнет
Остро-остро,
Осень стелет
Мягко-мягко,
Осень кормит
Сладко-сладко. М. Садовский
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
Письмо по памяти по теме «Глаголы 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени»
Ветер, ветер!
Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе. А. Пушкин
Письмо по памяти по теме «Глаголы на-ТСЯ, -ТЬСЯ»
Собак верёвкой привязывают,
Сидеть спокойно приказывают.
Но если их любят, оказывается,
Сами они привязываются. Э. Мошковская
Вот какое чудо:
Плод побольше блюда,
А ветром не сбивается,
И ветка не ломается. (Арбуз)
Пушистый снег,
Пушистый снег,
Пушистый снег валится.
Несутся сани, как во сне,
И всё в глазах двоится. С. Чекмарёв
Письмо по памяти по теме «Глаголы в прошедшем времени»
Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала — надевала
Белую сорочку. Е. Благинина
Кто как шёл
Шли машины — шуршали и рявкали.
Шли трамваи — визжали и лязгали.
Мотоциклы трещали и хлопали.
Шли прохожие — шлёпали, топали.
И шёл снег.
Тише всех! Э. Мошковская
Медвежонок
Мишка в улей влез, и вот
С лапы каплет сладкий мёд.
Я над ним смеяться начал:
— Медвежонок насвинячил!
— Что за шутки! — тот ответил, —
Я медведь!
Я намедведил. М. Яснов
Письмо по памяти по теме «Наречие»
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)
Капли падают с карниза,
Мокро день, и два, и три.
Тучи сверху, лужи снизу,
Дождь вокруг, а мы - внутри. Р. Муха, В. Левин
Я вспоминал сегодня прошлое,
И вот о чём подумал я:
Конечно, мамы все — хорошие.
Но только лучше всех - моя! Р. Рождественский