Зрительно-слуховые диктанты для 4 класса

Проведение зрительно-слуховых диктан­тов необходимо для поэтапного увеличения объе­ма запоминаемого материала и развития точности памяти. Также зрительные диктанты тренируют внимание и способствуют осознанному за­поминанию правильного написания слов.

Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идет поиск и объяснение орфограмм.

 

Зрительно-слуховые диктанты по русскому языку для 4 класса

Зрительно-слуховой диктант по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»

В городе трав

На каждой травинке

Висит по росинке,

На каждой росинке -

По капле зари:

Цветные горят

На траве фонари.

В лугах фонари

Зажигаются летом

Не вечером поздно,

А утром с рассветом. В. Степанов

Что за гриб на кочке

В красном бархатном платочке? (Подосиновик.)

Дни за днями, круглый год,

Утром по привычке

Эту книжку папа рвёт

По одной страничке. (Календарь.) 

Зрительно-слуховой диктант по теме «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения»

Давайте дружить

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица - с небом,

Как поле - с плугом,

Как ветер - с морем,

Трава - с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!.. И. Мазнин

На заборе, на крылечке

Всё блестит и всё бело!

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело. Е. Трутнева

Со мною бабушка моя,

И значит, главный в доме - я.

 Шкафы мне можно открывать,

Цветы кефиром поливать,

Играть подушкою в футбол

И полотенцем чистить пол.

Могу я есть руками торт,

Нарочно хлопать дверью!

А с мамой это не пройдёт. Я уже проверил. Р. Рождественский 

Зрительно-слуховой диктант по теме «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения»

Мышонку шепчет мышь:

- Ты всё шуршишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши:

- Шуршать я буду тише. Скороговорка

Ёж и рожь

Там, во ржи, межа рыжа,

Я сел однажды на ежа.

И я подумал: «Ёж похож

На свежескошенную рожь».

И сел нарочно я на рожь

И понял: ёж на рожь похож. М. Бертенев 

Зрительно-слуховой диктант по теме «Падежные окончания имён существительных во множественном числе»

Нет, грибные имена

Непонятны для меня!

Ведь не хрюкают свинушки,

Не волнуются волнушки,

Не кричат «опять» опята,

Не бодаются козлята,

У лисичек нету шубки.

Как узнать, чьи это шутки? Ю. Леонтьев

Листопад

Опавшей листвы

Разговор ещё слышен:

- Мы с клёнов...

- Мы с яблонь...

- Мы с вязов...

- С осинки...

- С черёмухи...

- С дуба...

- С берёзы...

Везде листопад.

На пороге - морозы. Ю. Капотов 

Зрительно-слуховой диктант по теме «Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода»

Кислые стихи

Встало солнце кислое,

Смотрим — небо кислое,

В кислом небе кислое

Облако повисло...

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно

Кислое мороженое...

Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое

Было настроение. Э. Мошковская 

Зрительно-слуховой диктант по теме "Падежные окончания имён прилагательных женского рода

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг.

С ветки сыплет синий иней

На подсиненный снежок.

За ветвями дом синеет,

Крытый синей ватой.

Тени ходят по стене

Сеткой синеватой. В. Фетисов

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой... И. Бунин 

Зрительно-слуховой диктант по теме «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Снег

Быть может, и вы размышляли об этом -

Не лучше ли снег, обладающий цветом?

Или лиловый, или бордовый, или зелёный,

Или же беж.

Какой бы красивой была бы зима бы!

И были б не белыми снежные бабы -

Или лиловыми, или бордовыми, или зелёными,

Или же беж.

Не худо бы сбыться мечте этой смелой...

Но с неба по-прежнему падает белый,

Белый, белейший, нежный, нежнейший,

Снежный, снежнейший снег. Л. Керн

На свете множество собак -

И на цепи, и просто так:

Собак служебных и пограничных,

Дворовых «шариков» обычных

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных –

Бродячих псов, всегда голодных. С. Михалков 

Зрительно-слуховой диктант по теме «Местоимение»

Цветы

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок...

Если все: и я, и ты —

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты —

Если мы сорвём цветы... Т. Собакин

О чём ты печалишься, осень?

Ведь убрано всё на полях.

И травы мы больше не косим,

И яблоки сняты в садах.

Но осень дождём зашумела:

— Нескладно лентяйкою жить!

Но если мне нечего делать,

То, значит, осталось грустить. Г. Новицкая 

Зрительно-слуховой диктант по теме «Глагол»

Птичья зарядка

Птица хочет пробудиться,

Затевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней. В. Берестов

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться,

И на канате танцевать. Е. Благинина 

Зрительно-слуховой диктант по теме «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)»

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает?

Его просят, его ждут,

Как придёт,

Прятаться начнут. (Дождь

Зрительно-слуховой диктант по теме «Глаголы 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени»

Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна.

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли. А. Пушкин 

Зрительно-слуховой диктант по теме «Глаголы на-ТСЯ, -ТЬСЯ»

Наверно, чем-то увлечён

Он был, наверно, огорчён

И огорчён, и удручён

Когда толкнул меня плечом

Сейчас он ужаснётся!

Сейчас он обернётся!

Сейчас он объяснится!

Сейчас он извинится!

Но он не извинился.

Он, хрюкнув, удалился.

Я видел хвостик за спиной

Ну да!

Он просто был свиньёй! Э. Мошковская 

Зрительно-слуховой диктант по теме «Глаголы в прошедшем времени»

Убежало молоко

Убежало молоко,

Убежало молоко.

Вниз по лестнице скатилось,

Вдоль по улице пустилось,

Через площадь потекло,

Постового обошло,

Под скамейкой проскочило,

Трёх старушек подмочило,

Угостило двух котят,

Разогрелось и назад.

Вдоль по лестнице пыхтело

И в кастрюлю заползло,

Отдуваясь тяжело.

Тут хозяйка подоспела:

— Закипело?

— Закипело! М. Бородицкая

Морозный день

Круглое, тусклое солнце краснеет.

Круглое, тусклое солнце не греет.

Между узорных морозных ветвей

Сжался в комок озорной воробей.

Даже сорока трещать перестала,

Валенки где-то сорока достала.

Спрятался в будке ушастый Барбос:

«Брр, до чего же ужасный мороз!»  Ю. Коваль

Слонёнок-малютка

В лесу заблудился слонёнок-малютка,

Слонёнку в лесу одиноко и жутко.

Спустилась,

Сгустилась вечерняя мгла...

Спасибо, знакомая утка

Малютку домой привела.

Слониха от радости громко трубила

И даже отшлёпать слонёнка забыла. В. Татаринов 

Зрительно-слуховой диктант по теме «Наречие»

Навсегда

Всё имеется у нас

На потом и на сейчас:

Реки, горы и леса,

Голубые небеса,

Океаны, пальмы, снег

И Земля — одна на всех.

Всё отдать она нам рада,

Только жадничать не надо.

И останется тогда

Всё для всех и навсегда! В. Орлов

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (Черепаха)

Размер:
19.79 Kb
Скачали:
4

Метки к статье: 4 класс, русский язык, диктант