Проверочные диктанты с грамматическим заданием 3 класс IV четверть

Подборка проверочных диктантов за 4 четверть 3 класса по темам:

части речи,

имя существительное,

мягкий знак на конце существительных после шипящих,

имя прилагательное,

глагол,

неопределенная форма глагола,

не с глаголами.

Проверочные диктанты по теме «Части речи. Имя существительное. Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

На рыбалке

Полночь. Я и мой товарищ встали удить рыбу. Озеро Кругляш находилось за полем. Через рожь вела тропинка. На берегу был готов шалаш. Мы сложили туда весь наш багаж и легли спать.

Ночь была звёздная. Стояла тишь. В чаще на другом берегу прокричал сыч. Его крик был похож на плач ребёнка.

Утром луч солнца осветил шалаш. Мы встали и заделали в лодке брешь. По озеру шла лёгкая рябь. Лодка мягко скользила по воде. Мы закинули удочки. Начался клёв. Нам попались ёрш, лещ и карась. Мелочь мы взяли для кота.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста пять имён существительных с шипящими на конце. Графически объясните написание этих слов.

2. Запишите слова в два столбика: 1) рыбы; 2) птицы. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Грач.., лещ.., стриж.., ёрш.., сыч.., чиж.., рыба-меч...

3. К данным именам существительным подберите антонимы с шипящими на конце.

Правда -..., шум -..., бедняк-..., старики -... .

 

Ночь в лесу

Стояла июльская жара. Кругом сушь. Но вот последний луч солнца осветил горизонт. Спустилась ночь. Она принесла прохладу. Кругом тишь. Только звонко журчал в овражке ключ.

Вот промелькнула тень. Ночные птицы вылетели на охоту. Проухал сыч. Он заметил под корнями ели мышь. В чаще завыл утёныш волка. Малыш потерял мать. Волчица ушла на охоту. Зафыркал в траве еж.

В полночь началась сильная гроза. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие листья. Ударил гром. Молния озарила лесную глушь. Крупные капли освежили лес.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста пять имён существительных с шипящими на конце. Графически объясните написание этих слов.

2. Запишите слова, разделив их на две группы. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Грач.., брош.., ключ.., фальш.., мелоч.., меч.., мощ.., выигрыш - .. .

3. К данным именам существительным подберите синонимы с шипящими на конце.

Родник - ..., неправда - ..., предмет - ..., друг - ... .

 

Сыч-воробей

Сыч-воробей - маленький ночной хищник. У птицы острое зрение. Глухая ночь ему не помеха. Сычик бесшумно летает над лесными полянами, огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь — сыч бросится на неё и схватит. Хищник приносит свою добычу в дупло старого дуба. Малыш запаслив. Когда мышей наберётся много - он складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти уйму мёрзлых мышей.

Грызуны уничтожают рожь, опустошают наши поля. А этот крепыш помогает сохранить урожай. Спасибо ему за такую помощь. По Г. Снегирёву

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста слова, данные в транскрипции.

[помащ'], [рош], [кр'ипыш].

2. К данным именам существительным подберите синонимы. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо. Укажите род имён существительных с шипящими на конце.

Граница - ..., соревнование - .., трепет - ..., ерунда - .., команда -..., призыв -....

Слова для справок: клич.., дрож.., экипаж.., матч.., рубеж.., чуш.. .                                                             

3. Спишите предложения, вставьте подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце.                   

Колосится золотистая....

Именительный ... - это начальная форма имени существительного.                                                                    

... - хороший строительный материал.

Принимайте по утрам холодный.. .

Лесной... внесён в Красную книгу.

 

На охоте*

Лишь только первый луч солнца осветил верхушки деревьев отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь; Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч

У леса нас встретил егерь - лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц.

В этих лесах встречается тетерев-косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто-то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи.

И всё же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь. По Г. Снегирёву

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному имени существительному, оканчивающемуся на -Ч, -ЧЬ, -Ж, -ЖЬ, -Ш, -ШЬ. Объясните написание этих слов. 2. Замените в словах одну букву так, чтобы получились слова с указанными значениями.

Печь - ... (средство человеческого общения). Ложь - ... (культурное растение, злак). Брешь - ... (женское украшение). Тишь - ... (краска для черчения).

3. Спишите текст-бессмыслицу, вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Наклуная мележ.. норясла войрый грамоч.., а люный мовиж.. ралил луняную ворощ.. .

 

Проверочные диктанты по теме «Имя прилагательное»

Берестяная трубочка

Я нашёл в лесу берестяную трубочку. Вырезал себе человек кусок бересты на старой берёзе, а остальная береста около пореза свернулась в трубочку.

Посмотрел я в такую трубочку и нашёл хороший орех. С трудом мне удалось палочкой вытолкнуть ценную находку. Как же такой крупный орех туда попал?

Видимо, умная белка туда его спрятала. Она делала зимние запасы. Знала, что трубочка плотнее станет. Но после я догадался. Это была не белка, а лесная птица - ореховка.

Я снова заглянул в берестяную кладовую и сделал ещё одно удивительное открытие. Внутри поселился хитрый паучищко. Под прикрытием ореха он затянул всю трубочку внутри крепкой паутинкой. По М. Пришвину

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «прил. + сущ.». Укажите род и число имён прилагательных.

2. Спишите пословицу, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Умн.. книга что тёпл.. дождь для всходов.

3. Замените выделенные слова именами прилагательными и запишите получившиеся словосочетания.

Платье из шёлка, сок вишни, забавы зимой, гайка из стали.

 

Медвежата

В зоопарке посадили в одну клетку медвежат — бурых, рыжих черноватых, разных и мастью, и ростом. Самый маленький - самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит. Самый большой медвежонок не умеет есть. Его старшая служительница соской кормит. Черноватый малыш с белым пятном-нагрудником всё время лазает. Полез по железным прутьям клетки к потолку. Прутья были скользкие. Устал и вцепился зубами в железный прут - отдыхает. Добрался до потолка, упал и завопил жалобным голосом.

Принесли медвежатам молочной каши. Все на корыто навалилась, чавкают. Съели медвежата вкусную кашу. Вывозились - никакой масти не узнать. Стали полосатые и пятнистые. По Е. Чарушину

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному словосочетанию «прил. + сущ.» в единственном и множественном числе.

2. Составьте и запишите словосочетания с прилагательным тихий и приведёнными ниже именами существительными. Выделите окончания прилагательного в каждом словосочетании.

Утро, музыка, стук, голоса.

3. Опишите своего друга, дописав имена прилагательные к именам существительным.

Рост..., причёска - ..., глаза - …, характер - … .

 

Песцовая земля

В порту стоял новый корабль. Серёжа поднялся на палубу. Утром корабль подошел к небольшому острову. Серёжа собирал красивые камни и зашёл вглубь острова. На нём жили песцы. Песцы боялись гостя и прятались.

Мальчик видел только их чёрные носы за камнями.

Серёжа увидел дом и рыжую девочку. Это Наташа. Она звала песцов на обед, но они не подходили. Тогда мальчик зашёл в дом Пегие, серые, черные и даже голубые песцы со всех сторон побежали к девочке за едой.

Наташин папа разводит зверей. Вместе с дочкой они живут на острове Песцовая земля.

По Г. Снегирёву

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному словосочетанию «прил. + сущ.» в мужском и женском роде и одно словосочетание во множественном числе. Укажите род имён прилагательных и выделите в них окончания.

2. Подберите к данным именам существительным как можно больше подходящих по смыслу имён прилагательных.

Сердце, характер, улыбка.

3. К данным именам существительным подберите близкие по смыслу устойчивые выражения.

Телевизор - ..., нефть - ....

 

Розово-серебристый лес*

В средней полосе России нам привычны зелёные леса. Тёмно-зелёные - хвойные и светло-зелёные - лиственные.

А на юге есть леса с раскидистыми седыми деревьями. Они будто покрыты инеем. Эти седые деревья - джиды. Они похожи на нашу плакучую иву. Ветви их обвисли густыми прядями. Листья длинные, узкие, серебристые. На ветках жёлтенькие цветочки. Их очень много, но они крошечные. Зато их особый запах слышен издалека. Вдохнул хоть раз - забыть трудно.

Под джидами растут розовые кусты. Они похожи на копны розоватого пуха. Это тамариск. Эти кусты розовые с головы до ног. Вы словно видите на ветках розовую пену. Пчёлы гудят в этих нагретых ветвях, варят розовое варенье. По Н. Сладкову

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному словосочетанию «прил. + сущ.» в мужском, женском и среднем роде и одно словосочетание во множественном числе.

2. Спишите словосочетания, разделив их на две группы. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Ярк.. небо, бел.. облака, дремуч.. лес, высок.. горы, тёмн.. туча, част.. дожди.

3. Составьте и запишите словосочетания с каждым из близких по значению имён прилагательных.

Сильное, мощная, могучий.

 

Проверочные диктанты по теме «Глагол»

Майские дни

В майские дни у всех людей много забот. Вот первый луч солнца осветил горизонт. Птицы запели рассветные песни. Зашелестели листочки на деревьях. Весенние цветы раскрывают бутоны. Всюду проснулась жизнь.

Жители сельской местности спешат на работу. Стадо коров гонит на пастбище пастух. На горе стоит молочная ферма. Доярки сливают молоко после утренней дойки. Водитель готовит машину. Он повезёт молоко на завод. Много дел у сельчан и на полях.

Дачники высаживают в теплицы рассаду. Всходит на грядках первая зелень. Укроп и петрушка - первый-весенний урожай. Майский день год кормит.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три глагола. Укажите число и время этих глаголов.

2. Запишите глаголы в три столбика: 1) в прошедшем времени; 2) в настоящем времени; 3) в будущем времени.

Чернеет, ушёл, покормит, пробегает, блестел, прохожу, спала, придвинет, будет спать.                                

3. Образуйте глаголы с корнем -ПЛЯС- с помощью приведенных ниже приставок и запишите их.            

ПО-, ПРИ-, ОТ-, ЗА-.

 

Кот-ворюга

Каждую ночь нас обворовывал рыжий кот. Этот бродяга потерял всякую совесть. Все звали его Ворюгой. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану, хлеб. Однажды он пробрался в погреб и стащил кукан с окунями. Мы поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок колбасы и полез с ним на берёзу. Мы потрясли берёзу. Кот сорвался с дерева и убежал под дом.

Тогда был вызван деревенский Лёнька. Он привязал к леске за хвост рыбину и закинул её в лаз. Кот вцепился зубами в рыбью голову. Через минуту Ворюгу вытащили.

Мы решили накормить кота как следует. С тех пор он прижился у нас и перестал воровать. По К. Паустовскому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста однокоренные глаголы. Укажите число и время этих глаголов.

2. Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени и запишите получившиеся предложения.

Сыч.... Луна.... Солнце....

3. Выпишите словосочетания, в которых глагол употреблён в переносном значении.

Играть мячом, водить за нос, подаёт пальто, играть на нервах, водить такси, подаёт надежды.

 

Самое страшное

Вова был сильнее всех товарищей. Он никого не боялся. Мальчик ударил друга, обидел собаку, нагрубил бабушке. Вова гордился своей силой. Он победит всех.

Прошла время. Настал тяжёлый день. Мальчики избегают одноклассника. Девочки боятся с ним играть. Даже любимая собака Пушок убежала от него на улицу. Бабушка сидела в комнате и вязала. Она не смотрела на внука. Только тихо плакала. Все отвернулись от мальчика.

Володя остался совсем один. Это для человека самое страшное. Он чувствовал себя одиноким. По Е. Пермяку

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному глаголу в настоящем, прошедшем и будущем времени. Поставьте к ним вопросы.

2. Из каждой группы однокоренных слов выпишите только глаголы.

Глотать, глоток, наглотаться, проглотил.

Готовый, подготовка, готовить, заготовил.

Мечтает, мечтатель, размечтался, помечтаем.

3. Подберите как можно больше синонимов к глаголу идти и запишите их.

 

Томка*

У охотника я увидел пёсика. Он был умный, понятливый на охоте помогал. От этого пёсика есть щенки. Я с хозяином пошёл посмотреть их.

Щенки были маленькие - только что научились ходить. Как мне узнать - кто из них толковый?

Вот один щенок - ест да спит. Он ленивым будет. Вот щенок сердитый. Рычит и со всеми в драку лезет. И его не возьму - не люблю злых. А этот ещё хуже - лезет ко всем, лижет даже чужих. Такой на охоте дичь потеряет.

Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал. Найдёт он её или нет? Щенок стал искать. Нюхал, нюхал и почуял. Я обрадовался. Вот этот будет настоящим охотником. Назвал я щенка Томкой и стал растить помощника. По Е. Чарушину

Грамматическое задание

1. Подберите не менее десяти подходящих по смыслу глаголов к существительному дождь и запишите их.

2. Составьте с каждым из данных слов по два предложения так, чтобы в первом предложении они являлись именем существительным, а во втором - глаголом.

Стекло, белила, покрывало.

3. К глаголу говорить подберите как можно больше синонимов и запишите их.

 

Проверочные диктанты по теме «Неопределенная форма глагола. Не с глаголами»

Лес - наш общий дом

Однажды Оля и Лида пошли в лес погулять. Устали после долгой дороги и сели под куст отдохнуть.

Вынули девочки из сумки хлеб, масло, яйца и сели пообедать. Закончили Оля и Лида обед. И вдруг запел соловей. Они слушали прекрасную песню и не шевелились.

Перестал соловушка петь. Оля собрала остатки еды и бросила под кустик. А Лида не стала так поступать. Она завернула в газету скорлупки, хлебные крошки и положила в свою сумку. Оля удивилась. Но потом всё поняла. Стыдно перед соловушкой оставлять мусор в лесу. Это наш общий дом. По В. Сухомлинскому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста глаголы с частицей НЕ. Обозначьте орфограмму графически.

2. Замените данные словосочетания глаголами в неопределённой форме.

Оказывать помощь - ..., очищать пол от сора - ..., вести наблюдения - ....

3. К данным глаголам подберите синонимы и запишите их в неопределенной форме.

Строят, изумляет, шумит, просил, охраняет, сказал.

 

Вершки и корешки

Жил мужик на краю села. А в лесу жил медведь. Больше всего он любил на пне сидеть, щепу дёргать да песни реветь. Поехал мужик репу садить. Стал пахать и песню запел.

Услыхал медведь и: хотел мужика погубить. А мужик хитрый был. Предложил медведю по осени вершки, а себе хоть корешки оставить. Согласился медведь и стал дальше на пне играть.

Наступила осень. Пора репу дёргать. Мужик повыдёргивал репу и отдал медведю вершки. Попробовал медведь вершок – сморщился, разбросал листву от злости.

На другой год посеял мужик рожь. Уговорился с медведем: ему – корешки, себе – вершки. Рад медведь. Сжал мужик осенью вершки и оставил медведю корешки. Пожевал Медведушко корешки в берлоге – не вкусно. Заревел с досады и зарёкся с мужиком дружить. По русской народной сказке

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста пять глаголов в неопределенной форме. Поставьте к ним вопросы.

2. Образуйте от данных имён существительных глаголы в неопределённой форме.

Стрельба - ..., крик - ..., писк-..., защита-....

3. Спишите пословицы, употребив глаголы с частицей НЕ.

С огнём шути, ветру верь.

Чего знаешь, то и говори.

Посеешь - урожай соберёшь.

 

Не бери в лес ружьё

В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом - на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду.

С тех пор это расстояние растёт. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам даёт хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными?

Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идёт в лес. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх. Это они увеличивают разрыв.

Не бери в лес ружьё. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. По Н. Сладкову

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста глаголы с частицей НЕ. Обозначьте орфограмму графически.

2. Составьте и запишите три предложения о том, чего нельзя делать в лесу. Используйте глаголы с частицей НЕ.

3. Спишите пословицы, употребив перед глаголами частицу НЕ там, где это необходимо.

После драки кулаками машут.

Без труда вытащишь и рыбку из пруда.

Рой другому яму - сам в нее упадешь.

 

Глухарь*

Глухарь - житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом глухарь ест ягоды. В это время созревают черника, 6pycника, голубика. А на берегах ручьёв глухари-начинают глотать мелкие камушки. Камушки эти в желудке перетирают ягоды.

Зимой глухарь не боится голода. Пища птицы - сосновые хвоинки. Набьёт он желудок хвоей, а камушки-жернова перетирав хвоинки в кашицу.

Весна - пора птичьих свадеб. Сойдет снег в лесу. Глухаря начинают токовать - петь свои весенние песни. Глухарь важно ходит по земле. Хвост веером распустит. Щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стучат. А песню кончает, будто нож на бруске точат. В конце песни глухарь глохнет, потому птицу и назвали глухарём. По Г. Снегирёв

Грамматическое задание

1. К данным глаголам подберите синонимы и запишите их в неопределённой форме.

Плакал, превозносил, стережёт, требует, сиял.

2. Составьте и запишите три предложения о том, чего нельзя делать в школе. Используйте глаголы с частицей НЕ.

3. Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме.

Витать в облаках, бить баклуши, клевать носом, держать язык за зубами, зарубить на носу.

Размер:
24.62 Kb
Скачали:
87

Метки к статье: диктант, 3 класс, русский язык