Подборка проверочных диктантов за 3 четверть 3 класса по темам:
Ворон
Лесные вороны живут парами. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку. Заметят добычу -дадут знать другим воронам. Вот остатки оленя, его загрыз медведь. А вот на берегу реки мёртвая рыбина. Несётся над тайгой крик ворона. Он оповещает, что нашёл добычу.
Не путай серую ворону с лесным вороном. У серой вороны перья серые и чёрные. А ворон весь чёрный. Ворона зимой прилетает поближе к деревне, ищет корм на свалке. А ворон - дикая птица. По Г. Снегирёву
Грамматическое задание
1. Запишите слова, для которых данные слова являются проверочными.
Лес - …, речка - …, полёт - … .
2. Выпишите из текста три слова с безударными гласными в корне Немыми ударением. Рядом запишите проверочные слова.
3. Выпишите слова, в которых написание безударных гласных в копано проверять ударением.
Рубашка, морской, лыжня, перо, старик, рыбёшка, крикливый.
Золотой луг
Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. Он был весь золотой от множества одуванчиков. Но раз мне удалось сделать Укрытие. Я рано встал удить рыбу. Луг утром был не золотой, а зелёный. В полдень я вернулся. Луг опять нарядился в золотой ковёр.
Я отыскал одуванчик. Оказалось - он сжал свои лепестки точно пальцы. Утром одуванчики раскрыли свои ладони. И луг оказался золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас самым интересным цветком. Одуванчики ложились вместе с детьми и вставали по утрам. По М. Пришвину
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста слова с безударными гласными А, Я, И, Е, О. Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, которые обозначают безударные гласные звуки.
2. Из однокоренных слов выпишите только те, которые являются проверочными.
Вязать, связка, развязать. Залив, подливать, заливной. Светлячок, светлый, светильник.
3. Запишите слова, значения которых указаны ниже.
а) Часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.
б) Завершение какого-либо действия, занятия.
в) Органы движения человека и животных.
Ледовая защита
Настали последние осенние дни. На лужах появились первые льдинки. Приближается зима с её морозами. Скоро на реке всё остановится. Но лёд сделает и доброе дело. Он прикроет речных жителей прочной стеной. Ледовая защита нужна для рыб, раков, прудовиков, личинок. Они уйдут в тёплые омуты. На дне река не промерзает. Пузырьки воздуха делают лёд лёгким. Он плавает на поверхности. Если бы не лёд, всё живое в воде погибло от холода.
Грамматическое задание
1. Запишите слова, для которых данные слова являются проверочными.
Лёд - ..., осенние - ..., реки - ....
2. Из слов каждой строки выпишите сначала проверочные слова, а потом проверяемые.
Зимовка, зимний, зима, зимовать. Ледяная, ледовый, ледянка, лёд. Речка, река, речной, речушка.
3. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы.
Прачка пол..скала бельё
Мама пол..скала малыша.
Зимняя ночь*
По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями слетает с веток мягкий иней. В ясном небе зажглись яркие звёзды.
Тихо в лесу зимней морозной ночью. Но и в эту пору лес живёт. Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Бежит за ним по насту волчишко. Пищат под снеговой коркой мыши. За ними охотится хорёк. Пролетела над сугробами серая сова. Хищница свысока глядит на скрытую от людей ночную жизнь леса. По И. Соколову-Микитову
Грамматическое задание
1. Составьте и запишите словосочетания по образцу.
Образец: берег моря — морской берег.
Улицы города - ..., тропа зверя - ....
2. Составьте и запишите словосочетания с парами слов.
Посидеть — поседеть, запивать - запевать; прожевать - проживать.
3. К данным словам подберите однокоренные слова с указанными значениями и запишите получившиеся пары слов. Подчеркните слова, которые являются проверочными.
Синий - ... (название птицы), снег - ... (название птицы), белый - ... (вид зайца).
Чудесная птица
Аниска шла через поляну. Вдруг закачалась еловая ветка. Девочка посмотрела вверх.
На дереве сидела чудесная птица. Окраской она была на яркий цветок. Головка у птицы была чёрная, а грудка зелёная. Красные крылья и хвост птички словно горели огнём. Пташка крепко держалась лапками за ветку. Потом она ловко скользнула над полянкой и скрылась в листве деревьев.
По дорожке девочка вышла на опушку леса. Аниска долго думала о своей находке. По Л. Воронковой
Грамматическое задание
1. К данным словам подберите однокоренные слова с парными гласными, написание которых нужно проверять.
Голова -..., хвосты - ..., лапа - ..., ловить - ...
2. Выпишите из текста три имени существительных с парными согласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
3. Составьте небольшой рассказ, используя данные словосочетания. Вставьте пропущенные буквы.
Зимний день, лё..кие снежинки, ли..кий сне.., играть в сне..ки, сколь..кий лё.. .
Зимние загадки
Ночью был легкий мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Он покрыл дорожки белым ровным ковром. Деревья, крыши домов, ступеньки крыльца стали белые.
Катя хотела по снежку погулять. Вышла она на крыльцо. Глядь – а на ступеньках маленькие ямки. Чей это след? Какой зверек ходил по чистому снежку? У гостя была тёплая шубка и длинные ушки. Трусишка любит морковку. Отгадали загадку?
Это был заяц. По Е. Чарушину
Грамматическое задание
1. Выпишите слова с парными согласными в корне, написание которых нужно проверить: Морозы, шубка, снежок, след, дорожки, уши.
2. Выпишите буквы, которые обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки Р, П, Ф, Н, Д, Х, Ж, Т, Л, Б.
3. К именам прилагательным подберите антонимы с парными согласными в корне и запишите получившиеся словосочетания.
Тяжёлая ноша, чёрствый хлеб, далёкий путь, высокий забор.
Вальдшнеп
Вальдшнеп - лесной кулик. Глазки у него как две чёрные пуговки. Хорошо в сумерки видят. С темнотой выходит птичка на лесную дорожку и ищет корм. Запустит клюв в мягкую землю. Близко жучок или червячок - ловко тащит находку и глотает.
Днём вальдшнепы не уходят от гнёзд. Тихо сидит птица в те, др. Потревожат вальдшнепа - он всех птенчиков перенесет на новое место. Летит над лесом и в лапках держит птенца.
По Г. Снегирёву
Грамматическое задание
1. Запишите буквы, разделив их на две группы. В, Б, Т, Ф, З, Ш, П, Д, Ж, С.
2. К данным словам подберите однокоренные имена прилагательные с парными согласными, написание которых нужно проверят!
Скользить - ..., ловить - ..., гладить - ..., сладость - …, сузить - ..., тяжесть - ..., оробеть - ..., редеть - … .
Готовить, готовый, подготовка.
Понизить, низкий, низ.
Садовый, посадка, засадить.
Сторожить, сторожка, сторожевой.
Кто как питается*
Муравьед ест муравьев. У него узкая морда и длинный липкий язык.
У колибри длинный клюв и лёгкое тельце. Она порхает над цветком вбирает в клюв нектар.
Медведь - всеядное животное. Он может повалить лося, лошадь. Ищет он и корешки трав. Любит мишка поймать рыбку, а на сладкое поесть медку да ягодок. А жираф длинной гибкой шеей достаёт зелёные ветки дерева.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста названия животных с парными согласным в корне. Запишите ещё два-три таких слова.
2. Спишите пословицы, добавьте подходящие по смыслу слов. Вставьте пропущенные буквы.
В мае дождь - будет....
Добрая пословица - не в бровь, а в …
Сорвать прут - не большой....
Слова для справок: тру.., моро.., гла...
3. Замените словосочетания одним словом по образцу. Подчеркните в словах парные согласные, написание которых нужно проверят.
Образец: плавить металл - плавка.
Посадить лес - ..., смазать колёса - ..., доставить мебель - …, рубить дрова - ...
Весной на реке
Пришла весна. Солнце печёт всё жарче. Ледовый покров на реке треснул. Мы бежим на высокий берег. По воде плывут льдины. Река несёт их вниз по течению.
Вот на реке показалось бревно. На нём сидели птицы. Это чайки. Скоро прилетят с юга другие водоплавающие птицы. Они гнездятся по берегам рек.
Солнце подарит земле своё тепло. В каждом гнезде появятся птенцы. Оживут заливные луга. Зазвучат птичьи трели.
Грамматическое задание
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.
Т.чёт - ..., п.лёт - ..., цв.лёт - ....
2. Запишите однокоренные слова в таком порядке: с ударением на гласный приставки, корня, окончания.
Грёб, гребёт, выгреб.
Летит, вылет, полёт.
Выцвел, цветик, цветёт.
3. Подберите к данным именам прилагательным проверочные слова - имена существительные. Вставьте пропущенные буквы.
Пч..линый - ..., сл.зливый - .., кл.новый - .., л.довый - ....
Ремёсла
Землю красит солнце, а человека - труд. Любое ремесло у народа в почёте. Плотник сделает из бревна мебель. Починит колесо слесарь. Лудильщик запаяет ведро. Машинист подъёмного крана перенесёт тяжести. Подметёт площадку дворник.
И в селе кипит работа. Телятница ухаживает за молодняком. В теплице собрали урожай огурцов. Пчеловод заготовил нам медку. Чернеет за селом пашня. Её вспахал тракторист. Весной засеет поле зерном.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста слова, в которых на месте безударного гласного звука нужно писать букву Е. Рядом запишите проверочные слова.
2. Запишите слова парами: проверочное слово - проверяемое слово. Подчеркните в словах безударные гласные, написание которые нужно проверять.
Тёлка, чёрный, телятница, тяжести, чернеть, тяжёлый.
3. Подберите к данным глаголам проверочные слова - имена существительные. Вставьте пропущенные буквы.
Кл..пать -..., ст..клить - ..., л..тать -....
Река-помощница
Текла через село река. Была она сильная и шумная. Боялись люди реку. Решил человек научить реку разной работе. Прорыли люди каналы. Сделали запруду. Построили на берегу мельницу и лесопилку.
Научилась река и коров доить, и поля поливать, и зерно молоть, и бревно пилить.
С речкой в селе стало веселее. Летом рыбаки ловят на пруду ершей и карасей. Зимой река замерзает. Дети делают на ней каток Стала река другом для людей.
Грамматическое задание
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.
Зам..рзает - ..., ч..рнеет - ..., ж..лтеет - ....
2. Запишите данные имена существительные в единственном числе.
Ведра - ..., звёзды - ..., метлы - ..., сестры - ..., колёса - ..., пчёлы - ....
3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.
Сл…за, зел..нь, л...док.
Берёзовая роща*
Рядом с нашим селом есть берёзовая роща. Сельчане называют её кормилицей. Весной в березняк ходят за берёзовым соком. Берёзовый сок чист, как слеза, и полезен для здоровья. Цветёт берёза в мае. Берёзовыми почками лечат разные болезни. Из молодых побегов плетут веники. Любители русской бани знают об их целебной силе.
Богата роща грибами. Тут и лисички, и опята, и сыроежки. Хороший грибник с пустым ведром не возвращается. Главный гриб - подберёзовик. Его варят, сушат, морозят на зиму.
У березового бревна плотная древесина. Её заготавливают как топливо.
В берёзовой роще гнездятся дрозды, чечётки, тетерева.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, для которых будут являться проверочными данные слова.
Тетёрка - …, слёзы - ..., березы - ....
2. Запишите слова парами: проверочное слово - проверяемое слово. Подчеркните в словах безударные гласные, написание которых нужно проверять.
Вёдра, сестра, расчесать, полет, ведерко, расчёска, взлететь, сестры.
3. Подберите к данным именам существительным проверочные слова - имена прилагательные. Вставьте пропущенные буквы.
П.строта - ..., т..мнота - ..., т..плота - ..., ж..лтизна - ..., ч..рнота - … .
Плавунчик
Холода на севере отступили. Зазеленела тундра. Пои множество разнообразных птиц. Поднялся над тундрой птичий гомон. Защебетали разными голосами утки, гуси, куропатки.
Часто встречается в этих краях маленький куличок - плавунчик. Весной шейка и грудь плавунчика ржаво-коричневые. На спине светлые полоски, на голове - красная шапочка
Эти маленькие, очень торопливые кулички плавают по мелким озерцам и лужицам. Человека плавунчик не боится. Идет по тундре охотник, задумавшись. А кулик тут как тут, прямо под ногами. Знай себе кормится. Туда носиком, сюда носиком – такой хлопотливый! По И. Соколову-Микитову
Грамматическое задание
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.
К.р..бок - ..., ...; в..р..нята - ..., ...; в..ч..ра - ..., ....
2. Запишите однокоренные слова в таком порядке: проверяемое слово; проверочное слово для первой буквы, обозначающей безударный гласный звук; проверочное слово для второй буквы, обозначающей безударный гласный звук.
Полосы, в полоску, полосатый.
Золотник, позолота, золотце.
Дороже, дорогой, дорого.
3. К данным словам подберите однокоренные слова с двумя безударными гласными в корне.
Зелёнка - ..., дерево - ..., огненный - ....
Лагерь
Детский оздоровительный лагерь стоит на берегу реки Камы. Летом здесь отдыхают школьники из разных городов.
Вот выглянуло солнышко. Первый луч скользит по комнатам. Горнист играет побудку. Отряд торопится на зарядку.
Корпуса в лагере деревянные. Рядом стоят умывальники. Но ребята рады свежему воздуху и холодной воде.
С утра в лагере слышны весёлые ребячьи голоса. А вечерами дети собираются у костра поговорить об итогах дня. Вожатый проводит отрядный огонёк. Награды ждут самых быстрых, самых умных, самых умелых. Никто не останется в стороне.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова с двумя безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2. Спишите текст, правильно обозначая звуки буквами.
В з[ала]тые осенние дни птицы г[а]товятся к отлёту. По утрам все чаще бывают замор[а]зки. Скоро нагрянут настоящие х[ала]да. Н[иби]са покроются мглою.
3. К прилагательным «старый, дешевый» подберите антонимы и запишите их. Подчеркните в словах безударные гласные, проверяемые ударением.
Прилёт птиц
Отступили зимние холода. Съёжились и почернели снега. Земля на полях стала полосатой от проталин. Скоро зазеленеет первая травка. Прилетели первые вестники весны - грачи. В нашей деревушке в честь прилёта первых птиц пекли булочки.
Их называют жаворонками. Дети и взрослые лепили из теста птичек. Мы с сестрёнкой приделывали к головам птичек острые носики. Бабушка положила булочки на деревянный поднос. Дедушка растопил печку.
Вечером к нам в гости торопились друзья и родные. Все несли в коробках весёлых птичек.
Грамматическое задание
1. Образуйте от данных слов имена существительные с суффиксом -ОК. Подчеркните в словах безударные гласные, проверяемые ударением.
Холод - ..., колос — ..., короб — ..., волос —..., голос - ....
2. Запишите данные слова в таком порядке: слово с одним безударным гласным в корне, слово с двумя безударными гласными в корне, слово с безударным гласным в приставке и в корне.
Заморозки, морозный, проморозить.
Хлопотливый, хлопоты, похлопочет.
Говор, разговор, говорить.
3. Запишите слова, значения которых указаны ниже. Подчеркните в словах безударные гласные, проверяемые ударением.
а) Волосяной покров на нижней части лица у мужчин.
б) Личинка лягушки.
в) Отрезок, являющийся частью треугольника.
На озере*
Ночью мы подъехали к озеру порыбачить. Озеро встретило нас веселой песней лягушек. В стоячей воде плавали головастики. Мы закинули удочки. Начало холодать. Вот от поплавка на воде явилась борозда. Я дёрнул леску. На крючок мне попался молодой карась. У дедушки в ведре плескался полосатый окунь.
Рыбалка была удачная. Дед стал хлопотать об ухе. Я нашел на берегу сухие деревца и наломал сучьев для костра. Скоро к голосам ночных птиц добавился треск пылающих дров. Душистую уху мы ели деревянными ложками.
Я поворошил головешки в костре и добавил веток. Мы приготовились коротать ночь у костра.
Грамматическое задание
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.
Т.л.лать - ..., ..., тр..п..тать - ..., ..., гр..х..тать - ..., ..., щ..б..тать - ..., ....
2. Запишите слова группами: проверяемое слово; проверочное слов для первой буквы, обозначающей безударный гласный звук; проверочное слово для второй буквы, обозначающей безударный гласный звук.
Дорожить, молоденький, лепетать, дорого, хохочет, молодость, дороже, лепечет, хохотать, молодой, лепет, хохот.
3. Составьте и запишите по два предложения с каждым из этих слов так, чтобы в первом предложении слово было употреблено в прямом значении, а во втором - в переносном. Вставьте пропущенные буквы.
З.л..тые, г..в..рливые.
Волчишко
Поймал на охоте человек волчишку. Сунул его в мешок и принес домой.
Вылез трусливый волчишко из мешка. Посмотрел - человек сидит. Чёрный кот пыжится. А рядом ужасный пёс зубы скалит.
Сердце у волчишки забилось, хотел в мешок влезть. Да лежит пустой мешок на полу как тряпка. Кот зашипел. Прыгнул на стол, блюдце разбил. Пёс залаял.
Забился волчок под кресло и стал там дрожать.
Поздно ночью все уснули. Вылез волчишко и жалостно завыл Пёс залаял. Кот зафыркал. Человек проснулся и закричал.
Утром ушёл человек. Вылез волчишко, а дверь открыта. Прыг на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы в огород, из огорода в поле. А за полем увидел знакомые окрестности. По Е. Чарушину
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова со стечением согласных СН, ЗН в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2. К данным словам подберите проверочные слова.
Чудесный - ..., прекрасный -..., ужасный -..., опасный -..., напрасный - ..., вкусный - ..., интересный - ..., тесный - ..., небесный — ....
3. Замените каждое словосочетание одним словом с непроизносимым согласным в корне.
а) Окружающее пространство.
б) Центральный орган кровообращения.
в) Выраженный словами.
Беда
Был ясный день. Ярко светило весеннее солнце. В лесу было жарко. В воздухе чувствовался залах дыма. Горела cyхая трава. Это большая опасность для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки. Огонь подобрался к муравейнику.
Мы отломили еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и голодную зиму. Но до лета они не дожили.
Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова со стечением согласных СН, ЗН в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2. К данным словам подберите проверочные слова.
Любезный - ..., безобразный - ..., железный - …, колхозный - …, серьезный - ..., алмазный - ….
3. Замените каждое словосочетание одним словом с непроизносимым согласным в корне.
а) Звезда нашей системы.
б) Приветствие при встрече.
в) Приятный на вкус.
Яблоньки выжили
Поздней осенью я посадил в саду молодые яблоньки. Зимой были ужасные морозы. Яблоньки могли погибнуть.
Но вот пришла весна. Опасность миновала. По дорожкам побежали ручьи. Весеннее солнце быстро растопило снег.
Я пришёл в сад и осмотрел яблоньки. Веточки были целы. Мороз пожалел их.
Скоро на саженцах лопнули почки. Прекрасные белые цветы радовали сердце. В саду звучали чудесные песни птиц. На душе было легко и радостно. Я был счастлив - яблоньки выжили!
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова с непроизносимыми согласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2. Запишите слова в два столбика: 1) с непроизносимым согласным в корне; 2) без него.
Окрес..ностъ, интерес...ный, парус..ный, ус..ный, радос..ный, соглас..ный, прекрас..но, вкус..ный, буревес..ник.
3. К данным словам подберите антонимы с непроизносимыми согласными в корне.
Уродливый - …, веселый - ..., веселый — ..., крошечный - …, несчастный - …
Вопреки опасностям*
Ненастным вечером туристы остановились на ночлег. Позади полный опасностей маршрут. Горная местность преграждала им путь то гигантскими скалами, то яростными потоками горной реки. Но праздная жизнь им не по вкусу. Люди чувствовали гордость в этом полном опасности и неизвестности краю.
Скоро прояснилось. Звёздное небо осветило окрестность. Прелестный ночной пейзаж открывался перед путешественниками. У костра зазвучали известные каждому из них песни. Радостно было на сердце первопроходцев.
Утром туристы снова отправятся в путь с первыми лучами солнца.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова с непроизносимыми согласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2. Запишите слова в два столбика: 1) с непроизносимым согласным в корне; 2) без него.
Извес..ный, опас..ность, звез..ное, ужас..ный, праз..ник, серьез..ный, капус..ный,
крас.ный, учас..ливый.
3. Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
Доблес..ный, чес..ный, вкус..ный, завис..ливый, яс..ный, трос..никовый, праз..ничный, опас..ные.
Полярная берёза
Один раз я набрёл в тундре на целую берёзовую рощу. Полярные берёзы стелились по земле. Так они защищались от холода и ветров. Высота деревьев едва достигала двадцати сантиметров. Но это были настоящие берёзы. Почки на их ветках надулись и начали распускаться. Куропатки перелетали в этой маленькой роще от дерева к дереву.
Я с трудом выдернул маленькое дерево с корнями и положил в сумку. Дома я поставил берёзку в бутылочку с водою. Через три дня доверчивая гостья распустила почки. Из них показались зелёные нежные листочки. В комнате запахло весенней берёзой. Этот знакомый запах весны напоминал родину. По И. Соколову-Микитову
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова с безударными гласными в п ставке. Выделите приставки, подчеркните безударные гласные.
2. Подберите к данным словам однокоренные слова с такой же приставкой, но чтобы на неё не падало ударение. Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные в приставках.
Образец: пропуск - пропускать.
Отпуск - ..., насыпь - ..., запись - ....
3. Составьте и запишите словосочетания «сущ. + сущ.» и «прил. + сущ.» со словом запах.
Как мышонок попал в мореплаватели
Дети пускали по воде кораблики. Брат вырезал их ножиком из толстых кусков сосновой коры. Сестра приделывала паруса к мачтам. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. Мальчик пошёл в кусты срубить сук и закричал.
Под корнями дети обнаружили целую мышиную семью. Один крошечный мышонок запищал. Девочка назвала мышонка Пик. Брат хотел убить всех мышей - они истребляли пшеницу. Но сестра уговорила посадить Пика на кораблик. Мальчик согласился. Наладили парус, посадили мышонка и пустили по реке. Так мышонок Пик стал мореплавателем. По В. Бианки
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста по три слова с гласными О и А в приставках.
2. Запишите слова в два столбика: 1) с безударными гласными в приставке; 2) с безударными гласными в корне.
Насыпь, вырез, засолка, заявка, доступ, подбить, отправить, опись, полить, запах.
3. Запишите по два слова с приставками ОТ- и ЗА- так, чтобы в первом слове приставка была под ударением, а во втором - нет. Составьте и запишите предложения с этими словами.
Плохо
Во дворе яростно лаяла собака. Прямо перед ней сидел маленький котёнок. Он весь сжался и припал к забору. Малыш широко раскрывал рот и жалобно мяукал.
Рядом стояли два мальчика. Они не пытались оттащить пса, а посматривали с интересом. Ждали, что произойдёт. В окно вы глянула женщина. Она поспешно выбежала и отогнала собаку.
Женщина сердито посмотрела на мальчиков. Мальчики опустили глаза. Они ничего не сделали, поэтому им было стыдно. По В. Осеевой
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова с приставками, оканчивающимися на согласный.
2. Запишите слова в два столбика: 1) с парными согласными в приставке; 2) с безударными гласными в приставке. Вставьте пропущенные буквы.
По..коп, о..лёт, на..пись, ..двиг, ..т..шёл, н..стриг.
3. Выберите приставки, в которых пишется буква О. Запишите слова с этими приставками. Подчеркните безударные гласные в приставках.
[ат-], [на-], [пад-], [аб-], [над-],[а-], [за-].
Земляника*
Земляника растёт в лесу. Любит эта ягода лесные опушки, старые вырубки. Плоды земляники сочные и нежные. Можно её обсахарить или заморозить. Вкусное и полезное лекарство на зиму готово.
Рассмотри кустики земляники. От них отходят ползучие побеги. Это усы. На усах появляются новые молодые кустики. Маленький кустик отделяют от большого. Вот и новое растение. На нём созреют новые ягоды.
Листья земляника на зиму не сбрасывает. Так с зелёной шапкой она и прозимует. А весной из-под снега выглянут зелёные листики. По В. Осеевой
Грамматическое задание
1. Выберите приставки, в которых пишется буква О. Запишите слова с этими приставками. Подчеркните безударные гласные в приставках.
[ат-], [на-], [пад-], [аб-], [над-], [а-], [за-].
2. Покажите, как появились удвоенные согласные в данных словах: выделите в них приставку и корень.
Ввинтить, оттащить, ссадить, оббежать, поддержать.
3. Замените каждое словосочетание одним словом с приставкой РАЗ-или РАС-.
а) Движение спортсмена с целью набрать скорость.
б) Молодые растения, выращенные для пересадки в теплицу.
в) Раздвоение дороги.
г) Время перед восходом солнца.
Лесной котёнок
Иду я с ружьём по лесу и на поляну вышел. А там маленький котёнок ходит. Хвост короткий, мордочка пучеглазая, голова большая.
Играет себе котёнок. Схватил в рот соломину и подбрасывает соломину вверх. Надоела ему соломина.
За мухой погнался. Потом на цветок прыгнул. Пожевал цветок, выплюнул, зафыркал. Видно, горький цветок попал. Тут шмель на глаза попал. Подобрался к шмелю котёнок, сшиб его лапой на землю. Да вдруг как запищит. Ужалил его шмель.
Я что есть мочи побежал от котёнка. Не котёнок это был, а рысёнок. Мать рядом охотилась. Услышит рысёнка и побежит ему на выручку. А рысиха с доброго волка будет. По Е. Чарушину
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста по одному слову с предлогом ПО и с приставкой ПО-. Графически объясните написание этих слов.
2. Спишите предложение, раскрывая скобки.
Колобок (с) окошка (с) катился, (по) катился (по) тропинке, (до) катился (до) леса.
3. Измените словосочетания по образцу.
Образец: настенный календарь - календарь на стене.
Заработная плата - ..., подводные скалы - ..., довоенные годы - ....
Светлячки
Подкралась тихая летняя ночь. Спустилась на лес густая тьма. В траве и листьях замелькали огоньки. Я полюбовался ими и шагнул к кустарнику. Захотелось поймать загадочный огонёк. Вот у меня на ладони оказался один из огней. Это был маленький жучок.
Обитают светлячки в сырых лесных местах. Ночью они выползают из своих укрытий. Свет у жуков исходит от брюшка. Там есть особые клетки с кристаллами. К ним поступает кислород. Тогда происходит свечение. Светятся и личинки жуков. С помощью световых сигналов жуки разговаривают.
Больше всего светлячков в тропиках. Но встречаются они и в наших лесах.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста по одному слову с предлогом Сие приставкой С-. Графически объясните написание этих слов.
2. Выпишите из текста однокоренные слова, выделите в них корень.
3. Составьте с данными словами словосочетания и запишите их, раскрывая скобки.
(До) брести (до)..., (за) цепился (за)..., (от) бежал (от)... .
Кукушка
Все птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Но у кукушки другие повадки. Улетит пеночка от гнезда за кормом. Оставит яйца без присмотра. Тут кукушка и подбросит своё яйцо птичке в гнездо.
Вот и высидят пеночки кукушонка. Подрос он и пеночкиных птенчиков из гнезда выкинул на землю. Остался у птиц один большой птенец.
Целый день носят пеночки в клювах гусениц, личинок, жуков. А кукушонку всё мало. Разевает он широко рот и пищит. А мать его беззаботно летает по лесу.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста по одному слову с предлогом БЕЗ и с приставкой БЕЗ-. Графически объясните написание этих слов.
2. Спишите предложения, раскрывая скобки.
Девочка (до) читала книгу (до) конца.
Садовник (под) резал цветы (под) корень.
Мама (в) плела (в) косу ленточку.
3. Спишите стихотворение, раскрывая скобки. Над глаголами напишите гл., над существительными - сущ., предлоги подчеркните.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б (от) мыла,
Веснушки б я (от) мыла. Я. Козловский
Берёзки проснулись*
Пришла весна. Март на исходе. По дорогам побежали звонкие ручьи. Прилетели к. старым гнёздам в берёзовую рощу грачи. Носят в клювах новые сучья для жилищ. Далеко слышен их гомон.
Проснулись от зимнего сна и кудрявые берёзки. Расправили поникшие сухие веточки. Жадно пьют берёзки воду из земли. Почва под корнями оттаяла. Влага потекла по стволу и добралась до почек. Почки начинают набухать. Скоро из них покажутся клейкие нежные язычки. Они сложены в маленькие гармошки. Расправятся гармошки и выпустят зелёные листочки с зазубринами.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста по одному слову с предлогом ДО и с приставкой ДО-. Графически объясните написание этих слов.
2. Выпишите слова с приставкой ПОД-.
Подпилить, поделить, подремать, подумать, подрасти, подарок, подвинуть.
3. Вставьте подходящие по смыслу предлоги и приставки и запишите получившиеся словосочетания.
(…) лезть (...) крыши, (...) брался (...) леса, (...) скочить (...) стены.
Сосульки
Собрались у подъезда разные птицы. Голуби воркуют. Воробьи чирикают. Вороны кричат. Хлопают крыльями, подъедают!
крошки хлеба, объедки и зёрна. Ссорятся, добычу у соседей воруют. Проворные воробьи суетятся, чирикают.
Вдруг одному из воробьев кто-то по спине — плюх. Второму по хвосту - стук. Третьему по крыльям - шлёп. Съёжились плутишки, испугались. Смолкло их чириканье. Кто же бьёт воробьишек?
Это сосульки виноваты. Подогрелись на солнце и капают. По Я. Сладкову
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста три слова с разделительным твёрдым знаком. Графически объясните написание этих слов.
2. Вставьте пропущенные буквы и найдите «лишнее» слово. Запишите остальные слова и графически объясните их написание.
В..юга, об..ект, разъяснить, в..езд.
3. Составьте и запишите предложения с парами слов.
Сел - съел, Сёмка - съёмка.
Чудесная ёлка
В лесу идёт снег. Пушистые хлопья покрыли кусты и деревья Птицы объели кусты ягод, съели семена клёна. Съёжились от голода и холода воробьи. Весь корм скрыт под снегом.
Школьники решили устроить птицам праздник. Подъехали они на лыжах к пушистой ёлочке, сняли рюкзаки и стали украшать её. Повесили на ветки ягоды рябины для снегирей. Объёмные куски сала в сетках привязали для синичек. По всем веткам развесили кормушки из коробок и наполнили их разным кормом. Нарядная вышла ёлка.
Утром ребята вернулись. Вокруг лесной красавицы суетились взъерошенные воробьи. Синички облепили сало. Яркие грудки снегирей украшали лапы ели. Настоящий птичий Новый год!
Грамматическое задание
1. Спишите, вставьте твёрдый знак там, где это необходимо.
У..ехать, с..едобный, об..ём, по..явление, с..ёмка, от..ойти.
2. К данным словам подберите однокоренные слова с разделительным твёрдым знаком.
Соединить - ..., пояснить - ..., проел - ....
3. Составьте из слов предложения по схемам и запишите их.
а) Права, шофёр, предъявил (- = что?).
б) Актёры, на, известные, съезд, приехали (куда? = какие?-).
Оляпка
Над прорубью в морозной дымке вьётся маленькая пичуга. Она стремительно ныряет в полынью. Через миг - подъём. Потом снова в прорубь. Пернатая купальщица ищет в воде насекомых.
Это оляпка – гостья из северных лесов.
Крылья и хвостик у оляпки работают в воде как вёсла. Они помогают ей бегать по дну. Найдёт оляпка добычу - и на поверхность. Съест жучка - и снова в воду.
Оперение у оляпки плотное. Перья смазаны жиром. Это объясняет, почему оляпка не боится ледяной воды.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста по три слова с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаками. Графически объясните написание этих слов.
2. Вставьте в середину слов по две буквы так, чтобы получились слова с разделительным твёрдым знаком.
Поём - ..., поезд - ..., поехать -....
3. Замените выделенные слова синонимами и запишите получившиеся словосочетания.
Идёт очень медленно, знал очень хорошо, был ленивым.
Новоселье*
Наша семья въехала в новую квартиру. У подъезда стоит машина. Грузчики выгружают мебель. Вот подъехал новый грузовик. Это наши соседи. На двери подъезда висит объявление. В воскресенье жильцы дома посадят во дворе кусты и деревья.
Наша квартира светлая и просторная. Первой впустили кошку - на счастье. Мы вышли на балкон. Рядом идёт стройка. Подъёмный кран переносит объёмные блоки. Здесь будет ещё один дом.
Вечером к нам пришли родные и друзья. Они поздравили нас с новосельем. Бабушка испекла вкусный торт. Мы съели всё до кусочка.
Грамматическое задание
1. Впишите в клетки слова с корнем -ЕЗД-.
|
|
ъ |
|
|
|
|
|
|
ъ |
|
|
|
|
|
|
|
ъ |
|
|
|
|
|
|
ъ |
|
|
|
|
|
|
ъ |
|
|
|
2. Подберите к данным словам по два-три однокоренных слова с приставками, оканчивающимися на согласный, и запишите их
Ехать, единый.
3. Составьте с данными словами словосочетания, используя прилагательные с разделительным твёрдым знаком, и запишите их.
Гриб, кран, воробей.