Объяснительно-предупредительный диктант 2 класс

Объяснительно-предупредительные диктанты для 2 класса используются для отработки орфографической грамотности и совершенствования навыков правописания. Учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет написание слова. Затем дети записывают предложение в тетрадь. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчёркивается. 

Объяснительно-предупредительный диктант лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.

Объяснительные и предупредительные диктанты 

Тема «Слова с буквой Э»

1. Это наш дом. Он старый. В доме три этажа. Рядом экскаватор роет землю. Тут будет новый дом.

2. Мы идём на экскурсию. Эта дорога нам знакома. Она ведёт к элеватору. Машины везут туда зерно.

 

Тема «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме буквами»

Тёплый летний день. Лёня идёт в лес. Рядом верный пёс Бимка.                                    

Вот кусты малины. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это гадюка. Бимка кинулся на гадюку и отбросил её. По Л. Ефименковой

Гости

У Люси гости. Ей пять лет. Мама испекла торт. Папа купил пряники и персики.

Дети принесли кубики и книги. Ребята пели, читали стихи, плясали. Всем было весело. По С. Уразову

Скоро зима

Уходит осень. Грустит пустое поле. Тихий стоит лес. Покинули милые гнёзда птицы.

С неба падают белые мухи. Это идёт первый снег. Дети рады приходу зимы. Они любят зимние игры. По И. Соколову-Микитову

 

Тема «Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака»

Горка

В полдень перестал падать снег. Он засыпал весь двор. Можно строить горку. Ребята стали копать снег и складывать возле сарая. Трудились весь день. Горка есть! Ребята уселись на санки и весело скатились с горки.

Лось

Лось - крупный зверь. Он ест траву и ветки. Лосю нужна и соль. Ребята носят её в лес.

Игорь и Костя положили соль на камень и на старый пень. Лоси будут лизать соль. По В. Горецкому

Лепка

Андрей ходит в кружок лепки. Мальчик очень ждёт занятий. Он любит делать фигурки зверят.

Быстрые пальцы мнут глину. Вот пальма. Вот большая голова, пышная грива. Можно узнать львёнка из мультика.

 

Тема «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ»

Зимой

Идёт снег. Ветер кружит пушистые снежинки. Они падают на землю и крыши домов. Всё стало чистым и свежим. Малыши взяли санки. У старших ребят лыжи.

Хороши зимние забавы!

У старой сосны Тишина. Пахнет душистой смолой. С вершины на вершину прыгают белки. Рады весне. Пушистые серые шубки стали рыжими. Всю зиму жили белки в лесу. От ветра и стужи прятались в тёплые гнёзда. Грызли шишки. По И. Соколову-Микитову

Кувшинка

На реке в тишине цветут белые лилии - кувшинки. Кувшинка живёт по солнышку. Днём лежит цветок на воде. Вечером ныряет под воду. Сложит белые лепестки и ныряет. Лежит всю ночь в глубине. По Н. Сладкову

 

Тема «Буквосочетания ЧА-ЩА»

В роще

За рекой дубовая роща. Мы с товарищами часто ходим туда. Роща встречает нас тишиной. Молчат дубы. Молчат птицы. Чуть слышно трещат кузнечики. Мы рвем щавель. Мама сварит замечательные щи.

Кто чем поет?

Лягушки надуют пузыри за ушами. Вытащат головы из воды. Урчат, квакают.

Аисты поднимают клювы. Часто трещат одной половинкой о другую.

Дятлы стучат носами по дереву.

Жуки крутят головой. Скрипят, пищат шеями. По В. Бианки

На даче

Вот наша дача. Участок занимает большую площадь. Сразу за частым дощатым забором лесная чаща. Ветер качает вершины сосен. Звучат голоса птиц. Трещат сороки. У самых ног журчат струйки ручейка. Тучами летают мошки.

Товарищи

Я давно болею. Меня часто навещают ребята. Сегодня меня тоже ждёт встреча с товарищами. Я ставлю на стол чайник и чашки. Мама несёт блюдо с калачами. Я буду угощать друзей чаем.

 

Тема «Буквосочетания ЧУ-ЩУ»

Живой уголок

В школе есть уголок живой природы. Там живут пушистые зайчата и рыжие белки.

Ребята ухаживают за животными. Чистят клетки, кормят. Зайчатам они дают морковь и капусту. Белка получает другую пишу: грибы и шишки.

Жители уголка подружились с ребятами.

Щука

Щука - хищная раба. Её пища - ерши, караси, окуни. Прячутся рыбы от щуки. Но найти защиту очень трудно. Щука не упустит добычу. Она даже утку схватить может. По Л. Сабанееву

Мороз

Пришла зима. Ударил сильный мороз. Люди прячут носы в пушистый мех. Вот мальчик щупает уши. Чуть не отморозил. Ребята хохочут. Ну и мороз!

Волки

Начало весны. У волчицы появились маленькие волчата. Малыши урчат. Требуют пищу.

Через глухую чащу тащит добычу волк. Смело бежит он по лесу. Хорошо знает путь к лежбищу. Ждут волка жадные волчата. По И. Соколову-Микитову

Майский гам

Грянул майский гром. Заполнили лес чудные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В парной чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле. По К. Сладкову

 

Тема «Буквосочетания ЧК, ЧН»

Весна в лесу

Шумна и пахуча весна! Звонко поют птички. С сучка на сучок скачут рыжие белочки. Журчат ручейки.

Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома берёзовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником. По И. Соколову-Микитову

Берёзовый сок

Пробил дятел дырочку в берёзе. Из дырочки закапал прозрачный сок. Попробовал дятел язычком - сладко. Напился и улетел. Прилетела синичка и угостилась. Пеночка три глоточка сделала. Потом пили мухи, жучки и бабочки.

Все любят чудный сок. По Н. Сладкову

Гнездо иволги

Отличное гнездо у иволги. На самом кончике сучка находит птичка развилочку. Между двумя тонкими веточками вешает она гамачок. Его прочно защищают от хищников веточки. Они тоненькие и не держат хищника. По Ю. Дмитриеву

На речке

Папа купил новые крючки. Мы взяли удочки и пошли на рыбалку.

Вот и речка. Над водой плывёт молочный туман. Тишина. Насаживаем червячка и забрасываем удочки. У папы на крючке щука. Я тащу леща.

Отличный клёв!

 

Тема «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме буквами»

Просто старушка

По дорожке шагали мальчик и девочка. Впереди шла пожилая женщина.

Дорожку покрывал лёд. Она была очень скользкая. Старушка поскользнулась и упала. Мальчик помог старушке встать.

Девочка пошла дальше. Она решила, что друг помогает своей бабушке. А это была совсем чужая старушка. По В. Осеевой

Мурка

У нас живёт кошка Мурка. Она вся чёрная. Только грудка и лапки белые. Шерсть у Мурки мягкая и гладкая. Хвост пушистый. Глазки зеленые. Спит Мурка в коробке.

На огороде

Бабушка и внучка пришли в огород. Идёт бабушка вдоль грядки и рвёт огурцы. А у внучки пустой короб. Бабушка позвала девочку и подняла листик. На грядке три огурца. Скоро она набрала полный короб. 

Ёжик

Раз папа принёс ёжика. Ёж скрутился клубком. Дети поставу ли ему блюдце с молоком. Ёжик начал есть.

Утром ёж пропал. Дети заглянули под стол, под шкаф. нет ёжика!

Пошёл дождь. Бабушка хотела надеть сапожки. А там ёжик сидит. По С. Уразову

 

Тема «Ударение. Ударные и безударные гласные»

Конкурс

Идёт школьный конкурс. Вся стена в наших рисунках. Вот сказочная чаща. Рядом морская волна. Вот ёжик с грибком на колючках. А там цветут ландыши в лесной тени. Вот крепкий дуб на холме. Чудная выставка! По В. Горецкому

На дачу

Мы спешим на дачу. Вот сосновый бор. По лесной тропе весёлой толпой шагают дачники. Трещат под ногами сухие хвоинки.

На пути узкая речушка. Лёгкий ветер качает чуткие камышинки. За речкой дачные участки. Вот и наша дача. По С. Уразову

 

Ноябрь. С лип и берёз опали все листочки. Часто идут дожди. Уже стали замерзать лужи. Закружились первые пушистые снежинки. Они мягким ковром накрыли поля и крыши домов.

Рады малыши. Они готовят коньки и лыжи. По В. Горецкому

Осень

По земле шагает осень. В лесу тишина. Шуршит под ногами листва. Ещё цветут последние цветы. И дуб на краю лесной поляны стоит зелёный. Но верхушки берёз уже оголились. Облетели листочки с ивы. По Ш.Соколову-Микитову

 

Тема «Разделительный мягкий знак (Ь)»

Каждый день папа возит Илью и Марьяну в школу. Широкая дорога идёт степью. Кругом раздолье. Конь Вьюнок бежит рысью.

Братья с радостью едут в школу. Там их ждут друзья. Там любимая учительница Татьяна Васильевна. Там важное дело - ученье. По С. Уразову

В лесу

Хорош лес осенью! Солнце льёт свет и тепло. Деревья ловят последние солнечные лучи. Скоро в лес придет зимняя стужа. Листья с деревьев опадут. Сучья станут голыми. Повалит снег густыми хлопьями. Вьюга заметет дорожки. Охотник будет читать лисьи и заячьи следы.

Шапка

У Ильи пропала шапка. Весной мальчик пошёл в лес. На сучьях дерева он увидел свою шапку. Над ней кружились птички. В шапке пищали птенчики.

Илья не тронул птичье жильё. Мальчик покрошил на траву хлеб и пошёл домой. По М. Быковой

Семья

Семья Воробьёвых большая и дружная. Все заняты делом. Папа пишет научную статью. Бабушка шьёт платье внучке. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат уроки.

За ужином все пьют чай с черничным вареньем.

 

Тема «Удвоенные согласные в словах»

Поющий букет

Ранним утром над лужком летел жук. Заметил группу лиловых цветов на длинных ножках. Залез в чашечку цветка. Медленно пьёт сладкий сок. Напился и задремал.

Выбежала на луг Алла. Набрала массу цветов. Поставила в кувшин с водой. Слышит странный звук. Букет зажужжал. По В. Бирюкову

Конь

Осенью Геннадий гостил у дяди Алёши. У дяди есть конь. Узкая головка, чуткие ушки, длинные ноги. Дядя дал коню кличку Металл.

Гена любил кормить и чистить коня. Потом мальчик садился верхом и дёргал вожжи. Быстро бежит Металл по аллеям парка. По П. Павловой

Медленная весна

Ночью нет мороза. Утренник туманный. Но день не солнечный. В пруду сонно урчат лягушки. Будто по шоссе катит длинная колонна машин. Идёт весенний сев. Тают редкие клочки снега. Но нет тепла от земли. Нет уюта возле ручья.

Весна идёт медленно. По М. Пришвину

Диктант

Идёт урок русского языка. Ученики пишут диктант.

Учительница Жанна Филипповна читает текст. Это рассказ о различных видах спорта. Можно плавать в бассейне. Можно играть в хоккей или теннис. Спорт укрепляет здоровье.

В классе стоит тишина. Дети хотят написать диктант аккуратно и без ошибок. По С. Уразову

 

Тема «Заглавная буква в словах»

Люлька

Дядя Володя привёз маленькую обезьянку Люльку. Андрей был очень рад подарку.

Но в доме начались чудеса. Вдруг падал столик и разбивалась посуда. Книжки и карандаши попадали под кровать. В мамином платье появлялась большая дыра.

Везде лежали следы Люлькиных проделок. Пришлось отдать Люльку в цирк. По Н. Дуровой

Гаврюша

Корова Мурка родила телёнка. Друзья задумались, как назвать бычка. Шарик хотел назвать Бобиком. Кот Матроскин захохотал. Быку не собачья кличка нужна, а серьёзное имя.

Дядя Фёдор придумал имя Гаврюша. Шарику и Матроскину понравилось. Хорошее имя. Редкое. Так телёнок стал Гаврюшей. По Э. Успенскому

У бабушки

Летом Жанна Воробьёва гостила у бабушки. Бабушка Ульяна живёт в селе Сосновка. Рядом речка Щара. Ранним утром Жанна выгоняла корову Зорьку на луг. Следом бежали собака Пальма и Щенок Чапик. Крутом масса цветов. Жанна составила хорошую коллекцию.

Семья Грушиных

Семья Грушиных живёт на улице Речной. Кирилл Петрович - водитель троллейбуса. Анна Васильевна – почтальон. Их сын Илья ходит в первый класс. На субботу и воскресенье Грушины едут на дачу в Кущаны. Там сосновая роща. В ней грибы и ягоды.

На дорожку слетел воробей. Он сложил крылья и начал клевать крошки. Пушистый кот Васька скучал. Он лежал на крыльце и сонно щурил глазки. Кот почуял добычу и резко прыщ на воробья.

Это заметил Алёша. Мальчик прогнал кота и спас птичку. По Н. Павловой

 

Тема «Предлог»

Лиса живёт в норе. Но хитрая лентяйка обычно занимает чужое жильё. Прибежит барсук домой. А в норе лиса лежит. Барсук заползёт в нору. Но жильё с лисой плохое. Лиса - грязнуля. Она крадёт пищу. Барсук уходит из дома и роет новую нору. По М. Пришвину

Хвастун

Взлетел петух на забор. Уцепился лапками за столб и начал хвастать. Он самый храбрый. Он самый умный. Тут случайно на двор забежал рыжий пёс Барбос. Петух от страха свалился с забора. Захихикали куры. Захохотали гуси. Вот хвастун! По Н. Павловой

Солнышко для всех

Весенний день. На полу дрожат солнечные зайчики. Маленькая Жанна пробует ловить их ручками. Зайчики скачут с пола на стену. В ручках пусто. Слёзы бегут из глаз девочки. Солнышко убегает. Брат Илья утёр слёзки. Солнышко к другим детям спешит. Оно для всех. По С. Уразову

Лодочка

Пришла весна. Ручьями течёт по улицам вода. Дети сделали из дощечки лодочку и опустили в ручей. Лодочка плыла по воде и натыкалась на редкие камешки. Дети бежали за лодкой и весело кричали. Они не смотрели под ноги и попали в лужу. По Л. Толстому

 

Тема «Слова с безударными и парными звонкими и глухими согласными в корне»

Новый лес

В субботу ребята пошли в рощу. На опушке их ждал лесник. Он привёз молодые липки и дубки.

Закипела работа. Мальчики рыли ямы. Девочки сажали деревья. Ряд за рядом вставал будущий лес.

Ребята возвращались весёлые. Они заложили новый участок леса.

Конец дня

На краю леса стоит группа низких берёз. Солнышко лучами золотит их верхушки. Лесную чащу уже укрыла мрачная тень. Молчат птички. Улетели в ульи пчёлы. Не жужжат пушистые шмели. Спрятались бабочки. Устали летать и сложили крылья жучки. Скрылись муравьи. Тишина. По Н. Плавильщикову

Мушонок

Мушонок родился и сразу начал летать. Кружит малыш над лужком. Пьёт сладкий цветочный сок.

Набежала низкая туча. Мушонок заполз в синий цветок. Чашечка цветка - шалашик. Резкий ветер качнул шалашик. Застучали капли дождя: Мушонок задремал.

Проснулся мушонок. Чудо! Всё голубое. Солнышко светило через стенки шалашика. По Ю. Дмитриеву

Ива

У реки стоит ива. Она низко нагнулась к воде. Опустила прямо в речку свои ветки. Они похожи на длинные косички. Лёгкий ветерок качает и нежит косички.

Ива цветёт. Летят из улья пчёлы за медком. Жужжит над пуховками пушистый шмель. По Г. Снегирёву

Бемби

Ночью выпал мягкий пушистый снег. Бемби был очень рад. Но скоро веселью пришёл конец. Снежным ковром замело траву. Трудно стало искать пищу.

Сухой снег стал колючим. Ходить надо было, медленно и аккуратно. Иначе снег мог крепко поранить ноги. По Ф. Зальтену

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: диктант, 2 класс