Тип мероприятия: экскурсия в природу.
Цель: создание условий для ознакомления с изменениями, происходящими в природе осенью;
Задачи:
Загадка:
Пришла без краски и без кисти,
А разукрасила все листья"
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот? (Осень)
- Осень – это время созревания семян, сбора урожая. Желтый цвет - символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал название этой поре года - золотая осень. Кроме желтого цвета для осенних пейзажей характерен серый и малиновый цвет.
- И очень интересно наблюдать, как природа одними и теми же красками пишет сначала радостный, яркий, солнечный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый.
- Какие деревья остались зелеными и почему? (ель, сосна, лиственница)
- У какого дерева листва желтеет первой? (У березы)
Игра "Здравствуйте"
Дети приветствуют друг друга, встают в круг и вытягивают обе руки вперед перед собой крест-накрест, после чего берутся за руки и замыкают круг. И в этом положении все участники громко говорят слово "здравствуйте".
Однажды одному художнику задали необычный вопрос?
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик?
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
- Какое сейчас время года?
- А кто знает, сколько у осени Братьев–месяцев? Чтобы их вспомнить, я прочитаю вам загадки, которые послужат вам под сказкой.
Загадки про осенние месяцы:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли,
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Помрачнели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи? (Ноябрь)
- Давайте поговорим о периодах осени: ранняя осень, средняя осень, поздняя осень.
- Какого цвета названный период осени?
Игра "Совы и вороны"
Разделите группу на 2 равные по количеству участников команды – Совы и Вороны. Выстройте обе команды лицом друг к другу на расстоянии полуметра. На расстоянии около 5 метров позади каждой команды проведите черту, обозначая ДОМ.
Ведущий произносит фразу, и , если она соответствует действительности, Совы (мудрые "правдолюбивые" птицы) начинают ловить Воронов прежде, чем они добегут до дома. Если же фраза не соответствует действительности, Вороны ловят Сов, которые убегают в свой дом. Кто пойман, тот присоединяется к команде соперников.
Примеры утверждений для игры:
Замечательная пора – осень! А как красиво осенние краски переплетаются в самом прекрасном явлении природы – радуге, которая как отголосок лета появляется иногда после дождя в теплый осенний денек. А вы знаете краски радуги? Похожи ли краски радуги на осенние краски мы сейчас и узнаем.
Сообщения детей
1. Краска красная:
В поле красная гвоздика, красная редиска, погляди-ка
И лесной шиповник также весь осыпан цветом красным.
Краска оранжевая: Оранжевой лисице всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа: оранжевая тоже.
2. Краска желтая:
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит
Желтые груши на ветках висят
Желтые листья с деревьев летят.
3. Краска зеленая:
У нас растет зеленый лук и огурцы зеленые,
А за окном – зеленый луг и домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом
И в нем живет зеленый гном
В зеленых брючках новых из листиков кленовых.
4. Краска голубая:
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей,
Оно голубое, как тысячи глаз
Мы смотрим на небо, небо – на нас.
5. Краска синяя:
В синем море островок.
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий-синий василек
6. Краска фиолетовая:
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
Игра "Радуга"
Эту игру можно назвать "Охота за цветом". Дети делятся на 7 групп. Каждая группа получает задание найти в окружающей природе один из цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой , синий или фиолетовый.
На выполнение задания по поиску цвета дайте не больше 5 мин. Затем каждая группа демонстрирует остальным участникам свои находки. (Это могут быть объекты как живой природы (например, голубое небо), так и неживой природы.
- Что же у нас красное? Оранжевое? Желтое? Зеленое? Синее?
- Каждое время года хорошо по-своему. А осень мы привыкли видеть яркой, прекрасной с разноцветными осенними красками. (называют предметы нужного цвета)
- Заканчиваем нашу экскурсию песней "Закружилась в небе осень". (Дети исполняют песню)