Конспект урока по окружающему миру с презентацией для учащихся 1 класса «Осенние посиделки»

Цели и задачи: 

- Создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира.
- Расширить их знакомство с эстетическими формами деятельности.
- Активизировать знания учащихся о характерных признаках осени в живой и неживой природе, полученных на предметах литературного чтения, окружающего мира и музыки.

- Умножить знания в области названных предметов.
- Воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
- Развивать элементы общечеловеческой культуры, навыки коллективной работы и творческой дисциплины.

План урока

- Вступительное слово учителя.

- Создание эмоционального настроя. Поэтическая декларация.
- Страницы календаря. Осенние посиделки.
- Игра «грибники».
- Ролевая игра: выход Осени, хоровод.

- Театрализованное исполнение учащимися пятого класса свадебной «У ворот гусли грянули».

- Разгадывание загадок.

- Инсценировка сценки Н. Семёновой «Спор овощей».

- Заключение.

- Обобщение. Рефлексия.

Ход урока

 Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Вступительное слово учителя.

 

- Сегодня у нас не просто урок, а урок – путешествие в удивительное королевство, а что это за королевство, я думаю, вы догадаетесь, прослушав следующие стихи. Итак, добро пожаловать в золотое королевство.

Слайд 2.

 

Ребята, вы уже, конечно, догадались, о каком времени года прозвучали стихи, в каком золотом королевстве оказались?

 

Какие приметы осени вы знаете? 

Осень приходит незаметно, вкрадчиво. Сначала наступает пора «бабьего лета»: постепенно желтеют кусты, на берёзках появляются жёлтые листочки. И вот уже лес становится зелёно – бурым, а потом приходит классическая пора года – золотая осень. (Демонстрация картин осеннего леса под музыку П.И. Чайковского). 

Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса. 

Эти прекрасные стихи написал великий русский поэт А.С.Пушкин, звучали они под музыку П.И.Чайковского. Многие писатели, композиторы, художники посвятили этой чудесной поре осени свои произведения.

 А кто из вас любит осень? А за что вы любите осень?

Ученики:

В журавлином небе

Ветер тучи носит,

Шепчет верба вербе:

«Осень, снова осень».

 

Листьев жёлтый ливень,

Солнце ниже сосен,

Шепчет верба вербе:

«Осень, снова осень».

 

На кустарник иней

Белый плащ набросил,

Шепчет дуб осине:

«Осень, снова осень».

 

Шепчут елям ели

Средь лесного бора:

«Скоро заметелит

И завьюжит скоро».

 

 

 

 

Часто идёт дождь, стало грязно на улицах, реже появляется солнышко, опадают листья с деревьев и т.д.

 

 

 

 

 

Рады тёплым осенним денькам, можно прогуляться по осеннему парку, полюбоваться разноцветным нарядом деревьев, в саду собирать яблоки, в лесу – грибы и т.д. 

2. Создание эмоционального настроя. Поэтическая декларация.

 

А ещё осенью наступает самый радостный момент в жизни детишек –

первоклассников. Какой? (Они идут в школу.)

 

Недавно прошёл праздник посвящения в первоклассники, а затем мы были на экскурсии в парке Победы, где любовались осенними красками парка. Ребятам так понравилась экскурсия, что у них тоже появилось поэтическое вдохновение, и они написали свои стихи об осени. Мы сейчас послушаем выступление наших юных поэтов, но сначала небольшое вступление.

Ученики:

В первом классе в первый раз

Праздник Осени у нас.

Как готовились к нему,

Мы расскажем вам сейчас.

 

Первоклашки – непоседы

Посетили парк Победы,

Там резвились и играли,

День Здоровья отмечали.

 

Весь октябрь мы не ленились,

Из последних сил трудились,

Листья, шишки собирали

И картины рисовали.

 

Вечерами сочиняли мы стихи

И вдруг узнали:

В нашем классе все поэты,

Ну и здорово же это!

Может, осени – красавице,

Наше творчество понравится?

Учащиеся читают свои стихи об осени.

3. Страницы календаря. Осенние посиделки.

 

Мы так долго уже говорим об осени, а какие осенние месяцы вы знаете?

А вы задумывались над тем, почему они так называются, всегда ли имели такое название?

Давайте пролистаем страницы календаря немного назад и посмотрим, как в прежние времена на Руси называли осенние месяцы.

Раньше на Руси осенью, после уборки урожая, устраивались осенние посиделки, вот и я вас приглашаю на осенние посиделки.

Слайд 3.

Посиделки – это обычай сельской молодёжи собираться для совместной работы или веселья.

Итак, откроем первую страницу календаря.

Слайды 4-5.

 

На Руси сентябрь называли «руин». У него есть и народные прозвища, помогите мне их отыскать на листочках.

Слайд 6.

(Листопадник, хмурень, златоцвет, вересень).

В поле и огороде ещё много работы, надо собрать урожай, заготовить дары лета на зиму. 

В современном календаре началом осени считается 1 сентября. Этот день на Руси называли «вход лета» или новолетие. А сейчас в этот день у вас праздник День Знаний, вы прощаетесь с детским садом и переходите в школу. 

 

 

Ученик:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ, Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)

 

 

Учащиеся объясняют, почему такие названия были на Руси:

листопадник – в этом месяце начинается листопад

хмурень – низкое хмурое небо

златоцвет – золотой наряд деревьев

вересень – цветёт медоносный вереск

Учащиеся исполняют песню «Учиться, учиться идём мы в первый класс».

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Игра «Грибники»

А вот 14 сентября по старинному календарю отмечалось начало осени. Этот день у нас ещё называют «бабьим летом». Это самый красивый период осени, он даёт возможность ощутить прелесть последних дней уходящего лета. Посмотрим вокруг,

Как много людей бродит по лесу, что же они собирают? Послушайте загадку.

 

Я предлагаю присоединиться к грибникам. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете грибы, какие вы грибники. Это лесная полянка, на которой много грибов, вы их будете собирать вот в эту корзину, но в неё мы будем собирать только съедобные грибы. Отгадав загадку, которую вам будут загадывать дети, найдёте нужный гриб и, если он съедобный, положите в корзину. В загадках есть слово, которое подскажет, почему так называется гриб.

 

Молодцы, в корзинке оказались только съедобные грибы. А как поступить с теми грибами, которые остались?

Ученик:

С виду он похож на       зонтик,

Только меньше во сто крат,

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло. (Гриб).

 

Ученики:

Он в осиннике родится,

Как в траве не притаится,

Всё равно его найдём,

Шляпка красная на нём.

 

Лета первая примета:

Под берёзой в холодке

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный.

 

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Подняв над головой.

 

Вот так гриб,

И красив он, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Шапка крепкая, как пень.

 

Нет грибов дружней,чем эти.

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

 

Золотистые…

Очень дружные сестрички,

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

 

Разноцветные…

Сами лезут на полянки,

Мы обходим стороной,

Нам не надо ни одной.

 

Пусть остаются на поляне, не надо их уничтожать, т.к. ими питаются многие животные.

5. Ролевая игра: выход Осени, хоровод.

По старинному календарю день 14 сентября ещё называли и днём Семёна Летопроводца, провожали лето и встречали осень. Так пусть же и к нам на посиделки придёт Осень. 

 

Выход Осени.

Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Я пришла на посиделки

Петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться. 

Мы попросим Осень поприсутствовать на наших посиделках. 

Чтобы закрыть эту страницу календаря, давайте познакомимся с народными приметами и пословицами.

Слайд 7.

Ученики:

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград –

Всё поспело для ребят.

 

Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй, осень.

Приходи на посиделки,

Очень, очень просим.

 

Дети водят хоровод вокруг Осени.

Ученики:

Здравствуй, Осень,

Здравствуй, Осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

«Что в подарок принесла?»

 

Осень:

Принесла я вам муки,

Значит, будут пироги.

 

Ученики:

Здравствуй, Осень,

Здравствуй, Осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

«Что в подарок принесла?»

 

Осень:

А уж яблоки, как мёд,

На варенье, на компот.

 

Ученики:

Здравствуй, Осень,

Здравствуй, Осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

«Что в подарок принесла?»

 

Осень:

Принесла я мёду

Полную колоду.

 

Ученики:

Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла,

А хорошую погоду

Ты нам, Осень, принесла?

 

Осень:

Дождику вы рады?

 

Ученики:

Не хотим, не надо!

 

Ученики разбегаются, остаётся один ученик.

 

Ребята выносят «трон» для Осени. 

 

6. Театрализованное исполнение учащимися пятого класса свадебной «У ворот гусли грянули»

 

Слайд 8. 

Октябрь, коренной месяц осени, на Руси имел не одно имя.

Слайд 9.

Какое главное изменение в жизни деревьев происходит в октябре? (Листопад.)

Так и называли листопадом» или «листобоем»

В доме тепло и уютно, а выглянешь в окошко – дождь да грязь, отсюда и ещё название, отыщите на доске. (Грязник.)

Но октябрь и самый богатый месяц, т.к. убран урожай. Глядя на богаты обеденный стол, его называли ещё… отыщите. (Хлебником.) 

Слыл этот месяц тихим, семейным временем для домашних дел и свадеб, поэтому чаще всего его именовали «свадебником». Давайте посмотрим, как на Руси жених сватал невесту. 

Ученик:

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса.

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился? (Октябрь). 

 

Учащиеся пятого класса в старинных русских костюмах исполняют свадебную «У ворот гусли грянули»

 

 

Размер:
20.09 Kb
Скачали:
27

Метки к статье: конспект урока, 1 класс