Конспект классного часа в 3 классе "Загадки космоса"

Цель занятия: обогащение учеников знаниями о космосе и первых космонавтах.

Задачи:

  • развитие интереса к творческой деятельности, памяти, внимания, организованности, самостоятельности;
  • нарисовать рисунок "Моя планета".

Ход классного часа

Вступительная часть

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодняшний классный час будет посвящен очень интересной теме, а какой вы узнаете, ответив на загадку.

Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,

В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты. (космос)

- Верно, это космос.
- Космос - это не абсолютно пустое пространство; это планеты и звезды, астероиды и кометы.

- А кто знает, как человек начал изучать космическое пространство? (наблюдал через телескоп)
- Верно, годом изобретения телескопа, считается 1607 год, когда голландский мастер Иоанн Липперсгей впервые продемонстрировал свое изобретение.

Иоанн Липперсгей (1570-1619) - изобретатель телескопаИоанн Липперсгей (1570-1619) - изобретатель телескопа

- Современные телескопы бывают гигантский размеров, они позволяют заглянуть далеко в космическое пространство.
- В тоже время, любой желающий может приобрести себе телескоп на сайте planetarium.ru и с легкостью наблюдать за Луной.

- Все мы в детстве мечтали стать космонавтами, пройти в скафандре, купаясь в восхищенных взглядах людей, покорить просторы космоса, оставить там свой след.
- Но сколько бы полетов в космос не осуществлялось, он все равно остается для нас загадочным, неизведанным до конца.
- Я предлагаю Вам побыть сегодня космонавтами, отправиться в космическое путешествие.

Основная часть

Учитель: Знаете ли вы, кем являлись самые первые посетители космоса? (животные)
- Первыми "космонавтами"-разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы.
- Первая маленькая мышка-"космонавт" летала над Землей целые сутки. Но, к сожалению, тогда ученые еще не умели возвращать космические корабли на Землю.

- Первую собаку, отправленную в космос, звали Лайка.
- 3 ноября 1957 года на Лайку надели специальный скафандр, для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Но Лайка тоже из космоса не вернулась. 11 апреля 2008 года в Москве на Петровско-Разумовской аллее на территории Института военной медицины, где готовился космический эксперимент, был установлен памятник Лайке.

- 19 августа 1960 года с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Они 17 раз облетели вокруг Земли. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю! Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Учитель: А кто же стал первым человеком, покорившим космос? (Ю. Гагарин)
- Конечно, Юрий Гагарин!
- А что вы знаете об этом космонавте?

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полет в космическое пространство. После 108 минут полета Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалеку от Энгельса. 12 апреля 1961 года, день полета Юрия Гагарина в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики.

- А теперь и мы с вами отправимся в космос. Но каждый космонавт перед отправлением должен пройти подготовку. Помимо отличной физической подготовки у космонавтов есть свои законы. О чем они говорят, давайте выясним!

Упражнение "Стульчик"

2 ученика встают спиной друг к другу, и выполняют одновременно приседание с возвращением в исходное положение, опираясь друг на друга.
- Мы проверили вашу силу. Вы справились с заданием? Благодаря чему вы выполнили задание успешно?
- А теперь проверим ваших девочек.

Игра "Косичка"

3 ученицы берут край своего куска ткани и поочередно переплетают их, чтобы в результате получить косу.
- Молодцы, девочки. Благодаря чему вам удалось добиться результата?

- Ребята, разгадайте ребус на слайде. (трудолюбие)
- Что означает это слово? Можете ли вы назвать себя трудолюбивым человеком? (черта характера - любовь к труду)

Последнее испытание для космонавтов: задача.

- С 1961 года в космосе побывал 121 русский космонавт. Сколько среди них было женщин, если мужчин было 117?
- Правильно, всего было 4 женщины-космонавта. Каких из них вы знаете? (Терешкова, Савицкая, Кондакова)
- Елена Кондакова – дольше всех женщин пробыла в Космосе. Елена Серова – стала первой женщиной, вымывшей волосы в космосе.

- Давайте закрепим законы космонавтов:

  • Только сильные могут полететь в космос.
  • Только трудолюбивые могут отправиться в полет.
  • Только умные могут стать космонавтами.
  • Только веселые и дружные справятся с заданием.

- Теперь смело можно отправляться в космос!
- Обратите внимание на слайд: что вы видите здесь?
- Хорошо. А теперь давайте рассмотрим эти планеты ближе.

Планеты солнечной системыПланеты солнечной системы 

- Какую планету мы увидим первой?

- Что вы можете сказать о каждой из них?

  • Меркурий - самая маленькая планета.
  • Венера - это планета гроз. Грозовые "дожди" идут постоянно, только вместо воды выпадает серная кислота.
  • Земля - единственная на сегодняшний день известная планета, на которой есть жизнь.
  • Марс - планета названа в честь римского бога войны.
  • Юпитер - самая большая планета в солнечной системе.
  • Сатурн - получил свое название в честь древнеримского бога, покровителя сельского хозяйства.
  • Уран - наименее изученная планета Солнечной системы.
  • Нептун - самая холодная из всех планет.

Учитель: Да, верно. А что такое спутники? Знаете ли вы, какие бывают спутники? (естественные - Луна; искусственные - свзять, интернет)
- Правильно! Спутник – это тело, вращающееся по орбите вокруг другого тела. Он бывает естественным и искусственным. Искусственный спутник – космический летательный аппарат, запущенный в космос человеком. Для чего нужен искусственный спутник? (для связи, исследований)

- Да, правильно. Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.
- А о естественных спутниках нам расскажет каждая из групп, на которые мы сейчас поделимся.

  • Спутники Марса - 1 группа (Деймос, Фобос)
  • Спутники Юпитера - 2 группа (Ио, Европа, Ганимед)
  • Спутники Сатурна – 3 группа (Титан, Рея, Диона)
  • Спутники Урана - 4 группа (Купидон, Ариэль, Миранда)
  • Спутники Нептуна - 5 группа (Тритон, Протей, Ларисса)

Учитель: На самом деле, естественных спутников существует большое количество, мы назвали лишь малую их часть. С каждым годом открываются новые спутники и другие небесные тела. Но не смотря на активные попытки ученых, космос остается для нас чем-то таинственным. Он содержит в себе много загадок, таких как, например, Черная дыра.

- Как вы думаете, что же такое Черная дыра? (Пространство, которое засасывает в себя всё, что находится рядом)
- Я предлагаю Вам посмотреть небольшой видеоролик, чтобы убедиться в наших предположениях.

- Мы рассмотрели сегодня первых космонавтов, загадку черной дыры, планеты, их спутники. А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою собственную планету и рассказать о ней одноклассникам.

- Например, моя планета – планета Спорта. Все ее жители – активные, веселые спортсмены. Они ведут здоровый образ жизни и каждый день проходят физической подготовкой для того, чтобы вылететь в космос и изучить соседние планеты.

Заключительная часть

Учитель: Ребята, узнали ли вы сегодня что-то новое для себя?
- Что вас больше всего удивило?
- Что запомнилось?

- Наш классный час прошел продуктивно, организованно и дружно. Спасибо за работу, вы большие молодцы. До новых встреч!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: классный час, 3 класс