Цели урока:
Оборудование: проектор, презентация, мультфильм "Лебедь, рак и щука", две одинаковые по длине веревочки, листы для проектов.
Форма проведения: общеклассная, групповая.
Методы: словесный, проблемно-поисковый, творческий.
Учитель: Добрый день, ребята! (дети сидят полукругом)
- Я очень рада сегодняшней встрече с вами. Поприветствуйте друг друга так, как мы всегда это делаем.
- Вы чувствуете тепло своих друзей? И вам, конечно, становится гораздо лучше, спокойнее. Вы чувствуете, что вы не один, что рядом с вами друзья.
- Я хочу, чтобы вы сегодня были внимательными, старательными, находчивыми, и, конечно же, общительными, что особенно нам будет необходимо.
Учитель: А сейчас давайте с вами посмотрим мультфильм "Лебедь, рак и щука".
- Ребята, понравился вам мультфильм? Как вы поняли, этот мультфильм снят по басне Крылова, а в каждой басне есть мораль.
- Как вы думаете, какова тема нашего классного часа, о чем мы будем сегодня говорить?
Игра "В одной связке"
- Для этой игры нужны две команды по три человека. Каждый участник держит в руке свою часть веревки и мел.
- Задача: какая триада быстрее начертит на доске геометрические фигуры. А мы с ребятами постараемся оценить ваши действия.
Обсуждение. (свободный разговор)
Вывод: если действовать сплоченно, в одной связке, то и дело спорится быстрее и лучше.
Учитель: А скажите, чтобы дело спорилось лучше и быстрее, какие качества важны для сплочения коллектива.
- Ребята, чем больше дружеских связей, тем крепче этот коллектив, тем интереснее его жизнь.
- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
- Сейчас я предлагаю разделиться на три группы. Я даю вам карточки с ситуациями, а вы попробуйте подобрать пословицу (на слайде), которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действиями.
Ситуация 1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от устать, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: "Друга иметь – себя не жалеть")
Ситуация 2
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову "скорую" и скажу: "Друг познается в беде")
Ситуация 3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: "Друга на деньги не купишь")
- Ну, а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. "Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает" - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу? (Дети приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций)
Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю создать 3 группы. Я хочу, чтобы лидерами групп стали... (называются фамилии)
- Вам, девочки, предоставляется право выбора членов команды. При выборе членов групп объясните, пожалуйста, свой выбор.
- Группы образованы. Приступаем к работе.
- Приближаются осенние каникулы, времени осталось совсем мало. Нам с вами надо подготовить осенний бал, семейный огонек и поход с родителями.
- И сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает задание: 1 группа разрабатывает план осеннего бала, 2 группа – семейного огонька, 3 – поход с родителями.
Учитель: А сейчас каждая группа представит свои планы. (Листики с планами прикрепляются на доску)
- Предлагаю вам побыть актерами. Так как особенность нашего класса – это актерские данные, я вам предлагаю театр-экспромт. Надеюсь, вы покажите все, на что способны.
Действующие лица: деревья, старичок-лесовичок, ветерок, ворона, зайчик, солнце, птички.
В одном дремучем лесу среди могучих Деревьев поселился Старичок-лесовичок. Он дружил с Вороной, играл с Ветерком. Но он никогда не видел Солнца. Ворона ему рассказывала, какое Солнце доброе и ласковое. Старичок- лесовичок очень хотел поздороваться с Солнышком. И вот он решил идти к открытой поляне, чтобы увидеть Солнце.
Старичок-лесовичок пробирался к поляне между Деревьями. Деревья мешали ему своими ветками. Старичок вышел на поляну и увидел Солнце. Солнце протянуло к нему свои лучики, Старичок-лесовичок зажмурился от удовольствия. А Солнышко все больше обнимало его своими лучами и ласково его грело.
Птички пели в лесу, а Ветерок носился между Деревьями и щекотал всех. Старичок-лесовичок был так счастлив. Вдруг Ворона громко каркнула, и карканье разнеслось по всему лесу. Старичок-лесовичок испугался и бросился прятаться за деревья. Но неожиданно он потерял свою шляпу, расстроился и заплакал.
Тут на полянку выскочил Зайчик. Он тоже пришел поздороваться с Солнышком. Зайчик заметил Старичка-лесовичка и решил ему помочь. Узнав, что случилось, Зайчик быстро поскакал между Деревьями, нашел шляпу и вернул ее Лесовичку. Старичок-лесовичок засиял и заплясал от счастья. Так они танцевали с Зайчиком.
Шуршали листья, Ветерок всех щекотал, Деревья весело покачивали в такт своими ветками. Птички пели. Ворона каркала. А Солнышко всех обнимало своими ласковыми лучами. И все были счастливы…
Учитель: Я благодарю вас за замечательную игру, и, надеюсь, мы всегда будем действовать сплоченно и интересно во всех делах.
- Наше мероприятие завершается. Я благодарю всех за активное участие. (беру в руки клубок)
Игра "Клубочек"
Учитель наматывает на палец конец нити клубка, говорит такие слова: "Я рада, что вы были рядом со мной, мы разработали план мероприятий, и мы вместе его выполним, ведь вместе любое дело спорится" и передает клубочек тому, кто рядом с ним.
- Завершим наше заседание словами, которыми приветствовали друг друга "Как здорово, что мы вместе". Спасибо всем. До новых встреч!