Цель:
- формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности; - расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе;
- обсудить, чем дружба отличается от товарищества;
- научить различать привязанность и настоящую дружбу.
Оборудование: интерактивная доска; электронная презентация, листы с деревьями, заготовки ладошек, цветные карандаши, фотографии в конвертиках, заготовки пословиц, «цветик – семицветик», клубок ниток.
Ход занятия
I. Организация класса. Эмоциональный настрой.
Учитель. Ребята, прозвенел звонок.
Я думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом.
- С каким настроением вы сегодня пришли на наше занятие? Покажите сигнал «Настроение» (Дети поднимают карточку – «настроение».)
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем –
Настроение поднимем
Улыбнувшись лишь друг другу!
Давайте улыбнемся друг другу, чтобы поднять настроение (муз. сопровождение)
- Какая главная мысль в этой песне. (Слайд 2) Дружба начинается с улыбки.
II. Сообщение темы и цели занятия
Учитель: Ребята, вы готовы определить тему нашего занятия? О чём мы будем сегодня говорить?
А сейчас посмотрите на экран, назовите героев, которых вы знаете. (Слайд 3)
(Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья).
Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев?
Учитель: Правильно, это друзья.
- Так о чём же пойдёт сегодня речь на нашем занятии?
Учитель: Тема нашего занятия «Мой класс - мои друзья». (Слайд 4)
Поставьте цели занятия
Правильно, цель сегодняшнего занятия рассказать о друзьях и дружбе, попытаемся понять, каким же должен быть настоящий друг. Выработаем правила дружбы и поместим эти правила в наш классный уголок.
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка научимся, ребята,
Как друга себе настоящего найти! (слайд 5)
III. Актуализация знаний.
1. Вступительное слово учителя:
Учитель. А когда есть друзья? Когда есть дружба. Но прежде мне бы хотелось вам рассказать такую притчу. (Слайд 6)
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое и попросились на ночлег.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
2. Постановка проблемы.
Учитель. Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Ответы детей.)
– Какое решение он принял? (Ответы детей.)
– Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? (Ответы детей.)
3. Работа с толковым словарём. (Слайд 7)
Какое чудесное слово – дружба. Произнесите это слово. Что вы представляете? Что такое дружба?
- Прочитаю вам определение в толковом словаре. (работа со словарем)
«Дружба – это – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». (Слайд 8) Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом (читает ученик).
Какое прекрасное слово – ДРУЖБА. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово – ДРУЖБА и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, в котором мы живем, которое дарит нам прекрасное общение с другом.
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней; друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе плохо.
4. Беседа с учащимися.
Учитель. Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, на секциях, в кружках, можно назвать друзьями?
- Послушайте стихотворение
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я тот день забыл пенал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог,
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то.
А теперь представлен счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.
- Кого мы называем другом?
- Какие качества у него будут главными?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
VI. Организация деятельности
Работа в группах (Слайд 9)
Учитель. На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить. А в самом начале я предлагаю вам поработать в группах и подобрать нужное слово к слову ДРУГ. Какими качествами должен обладать друг. (у ребят на партах наборы слов на цветных полосках)
(На доске, на цветной бумаге написано слово – ДРУГ). От каждой группы выходит к доске один ученик и прикрепляет слова, с которыми у них ассоциируется слово «друг» и объяснят свой выбор.
На доске: ДРУГ – добрый, надёжный, преданный, заботливый, верный, умный, отзывчивый,
Учитель. Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, подобрали очень точные слова, характеризующие человека, которого по праву можно назвать другом.
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать - тогда и начинается дружба.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда.
Если рядом друзья настоящие! (Слайд 10)
Учитель. Одна из версий возникновения слова друг.
Когда еще никто не знал ни слова -
Ни "здравствуйте", ни "солнце", ни "корова", –
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово "друг",
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
- О чём это стихотворение! Как раньше общались дикие люди?
V. Физминутка
Учитель. Да, только с другом нам хорошо, только с ним мы можем всего добиться и преодолеть любые преграды.
VI. Осуществление деятельности.
1. Пословицы о дружбе
Работа в парах (Слайд 11)
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу». Есть начало пословиц и их концовки, но они перепутались. Поработайте в паре, посовещайтесь и соедините нужные части.
А потом проверим на экране.
1. «Нет друга - ищи, не купишь».
2. «Старый друг лучше разобьёшь, не сломаешь»
3. «Не имей 100 рублей, что дерево без корней».
4. «Человек без друзей, а имей 100 друзей».
5. «Дружба – как стекло: новых двух».
6. «Друга за деньги а нашёл – береги».
7. «Сам погибай, в беде».
8. «Друг познается а человек друзьями».
9. «Дерево сильно корнями, а товарища выручай».
- Молодцы, ребята. Прочитайте ещё раз последнюю пословицу.
- Много ли у вас друзей?
2. Продукт деятельности
а) Лес дружбы. (На столах только 1 стакан с карандашами) - Как чувствует себя дерево, если у него мало корней? - Что нужно делать, чтобы у вас появились друзья?
Вы получили листочки с рисунком дерева без корней. Раскрасьте свое дерево и нарисуйте у этого дерева столько корней, сколько у вас друзей.
- Прикрепите на доску. Вот у нас получился Лес дружбы.
- Но в лесу будет темно без солнышка. Когда солнышко светит, у него появляются лучики.
б) Солнышко «Мой класс - мои друзья»
На партах у вас лежат конверты, откройте. Это ваши фотографии. Сейчас каждому из вас надо будет подойти к доске и наклеить фотографию в жёлтый круг – солнце.
Наклеив фотографию, продолжите фразу: со мной можно дружить потому, что...
- Что же у нас с вами получилось? Вспомните тему занятия: «Мой класс и мои друзья»
3. Правила дружбы. ( Слайд 12)
Ребята, рассуждаем, что же каждый из нас должен делать, чтобы класс наш был дружным, чтобы мы все были друзьями.
- понимать и уважать других;
- быть добрым, вежливым;
- уметь слушать другого;
- быть внимательным к окружающим людям;
- быть наблюдательным;
- уметь сопереживать другим;
- уметь уступать;
- уметь тактично выражать свою точку зрения;
- помогать в трудную минуту;
- решать споры миром;
- видеть в каждом однокласснике положительные качества;
- слушать советы учителя.
– если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.
4. Разбор ситуаций по группам. (Слайд 13)
О дружбе и друзьях можно узнать из книг. Посмотрите на выставку, какую книгу взять в библиотеке.
5. Пожелания друзьям. (Слайд 14)
Дети пишут на ладошках пожелания своему другу. Ладошки вывешиваются на доске как лучики солнышка.
VIII. Рефлексия (Слайд 15)
Ребята, вам нравится, какая картина у нас получилась? Давайте произнесём вместе тему нашего занятия «Мой класс – мои друзья»
- Какое у вас сейчас настроение? Покажите сигнал «Настроение»
- И мне понравилось сегодня... Благодарю за... (Слайд 16).