Цель: ознакомление учащихся с понятиями «поступок», «проступок», «ответственность».
Задачи:
1. Учить детей давать оценку своим действиям и поступкам.
2. Содействовать формированию у детей умений анализировать свои и чужие поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
3. Воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.
4. Способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога и работы в группах
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, выставка рисунков родителей, карточки для работы в группах, карточки для работы на доске.
I. Вступление (слайд 1)
- Я согрелась от солнышка, которое так радостно смотрит в наше окошко, и от солнышка, которое смотрит с экрана. И хочу Вам, дети, передать его тепло, а вы передавайте друг другу. Давайте покажем нашим гостям цепочку Дружбы 2 «А» класса. (дети дают друг другу руки, поднимают их вверх, демонстрируя цепочку Дружбы)
II. Введение в тему
- Сегодняшний классный час я хочу начать со стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Вы услышите это произведение в аудиозаписи. Вот так раньше ваши бабушки внимательно слушали многие произведения по радио. Давайте и мы перенесёмся в ту эпоху и внимательно послушаем. (2-7 слайды)
- Вам понравилось произведение?
- Как вы оцениваете действия главного героя?
Как можно назвать одним словом, что совершил парень?
III. Объявление темы
- Сегодня мы с вами поговорим о поступках и ответственности людей, которые их совершают (слайд 8)
Как вы понимаете слова Конфуция – «Не делай другим того, чего не хотел бы испытать сам»
IV. Актуализация знаний.
- Как вы понимаете слово « поступок»?
- Давайте обратимся к словарю Ожегова и посмотрим, как там даётся объяснение («поступок-это совершённое кем-нибудь действие с определённой целью;- решительное активное действие в сложных обстоятельствах») (слайд 9)
- А вы совершали когда - нибудь поступки?
- Оказывается, совершали! Ваши родители рассказали о ваших поступках в своих рисунках! (вывешиваются рисунки родителей, на каждом рисунке фото ребенка. Дети узнают себя и рассказывают о своих поступках)
- Посмотрите, сколько хороших дел вы совершаете и можете совершать каждый день. На уроках чтения мы читали рассказы Валентины Осеевой, Николая Носова о поступках детей. Как вы думаете, какие качества помогают людям совершать хорошие поступки?
На доске открывается колонка со словами:
Хорошо:
Доброта
Храбрость
Дружелюбие
Честность
Вежливость
Милосердие
Воспитанность
- Мы с вами поговорили о хороших поступках. А какие ещё бывают поступки?
- Плохие поступки называют ПРОСТУПКАМИ (слайд 9)
(Проступок- это проступок, нарушающий правила поведения)
- Каждый человек совершает разные поступки. За хорошие нас благодарят, хвалят, а за плохие? (ругают, наказывают)
- Для чего нас ругают, наказывают?
- Да, дети, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность. Давайте посмотрим в словаре, что же такое ответственность? (слайд 10)
(«Ответственность - это умение осознать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия»).
V. Работа в группах.
Сказочное путешествие (слайд 11)
- Рядом с колонкой ХОРОШО есть колонка ПЛОХО. Сейчас, чтобы заполнить эту колонку, мы отправимся в сказочное путешествие и посмотрим какие черты характера человека или животных способствовали совершению плохих поступков (дети получают задания в группах:
1) Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта?
2) Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке?
3) Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки?
4) Из-за чего Иванушка стал Козлёночком?
5) Из-за чего Буратино остался без золотых монет?
6) Из-за чего Стрекоза в басне Крылова осталась без тепла и крова?
(на доске в процессе обсуждения появляется колонка
Плохо:
Жадность
Болтливость
Доверчивость
Непослушание
Глупость
Легкомыслие
- Итак, ребята такие черты характера, как глупость, жадность, непослушание, болтливость, легкомыслие могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы этого не произошло надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.
VI. Беседа по произведению Николая Носова «На горке»
- Достоин ли уважения человек, который совершил ошибочное действие, но признал свои ошибки? (Да!)
- Давайте вспомним рассказ Н. Носова « На горке» (слайд 13-14)
- Какой проступок совершил Котька?
- А он исправился? Как?
- Можно ли назвать поступком ступеньки, сделанные для других?
V. Заключение
- Какой вывод вы сделали для себя после сегодняшнего занятия?
Поступайте так, чтобы жить было счастливо!