Мероприятие подготовлено учащимися 5-го класса для начальной школы. Классный час вошел в раздел "Развитие речи"
Учитель:
Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.
Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»
Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)
А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?
Сегодня мы все будем участниками разговора о культуре речи. Перед вами выступят ребята, расскажут много интересного, покажут сценки из нашей жизни. Может быть, кто-то узнает себя, своих одноклассников. Будьте внимательны к тому, что будет происходить. Если с чем-то не согласны, высказывайте свое мнение.
1-ый ведущий:
Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.
2-ой ведущий:
Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен наш герой Петя.
СЦЕНКА №1.
На сцену выходит доктор в белом халате и мальчик Петя. Доктор предлагает Пете стул и сам усаживается напротив.
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник). А в каком классе учишься, молодой человек?
Петя: В пятом «вы».
Доктор: В пятом «вы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор: Порядочек… Железно… Круто (берет градусник). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).
Учитель:
Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом?
Какой рецепт дал доктор?
1-ый ведущий:
Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.
2-ой ведущий:
Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.
Повторяйте дружно за мной и запомните, где в этих словах стоит ударение:
АЛФАВИТ, АГЕНТ, ДОГОВОР, ДОКУМЕНТ, ДОСУГ, ЗВОНИТ, КИЛОМЕТР, МАГАЗИН, ПОНЯЛ, КРАСИВЕЕ.
1-ый ведущий(медленно):
Ну вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод! Что необходимо, понимаете ли, обращаться, так сказать, за помощью ну… того, значит, за справками, ну вот к этому, к самому, как его… к словарю.
2-ой ведущий:
Беда в том, что из тридцати сказанных слов, достаточно было сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю». Остальные слова – лишние, слова-паразиты: НУ, ВОТ, ПОНИМАЕТЕ, ТАК СКАЗАТЬ, ЗНАЧИТ.
1-ый ведущий:
Ребята, посмотрите, а не встречались ли вы с героями следующей сценки. Она называется «Прочь с дороги».
СЦЕНКА №2.
Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мама шьет.
Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.
Мама: Что за спешка?
Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдает… Как это?.. Макулатуру.
Мама: Обед на плите.
Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?
Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?
Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает воду, пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?
Мама: Возьми пальто, еще холодно.
Юля: Хорошо, одену пальто.
Мама: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.
Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО (ребята с табличками, на которых четко прописаны эти слова) и все хором говорят:
Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, ведь неправильно употребляют нас при общении ребята.
ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж – ВРЕМЕНИ, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать: «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным. С нами вовсе не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал КИПЯЧЕНОЙ ВОДОЙ. И говорить «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК» так же нелепо, как «СЛАДКАЯ СОЛЬ».
ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я – половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!
НАДЕТЬ, ОДЕТЬ (спутанные вместе).
НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.
ОДЕТЬ: ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, одушевленный предмет. ОДЕТЬ ребенка. НАДЕТЬ НА ЧТО-ТО или НА КОГО-ТО: НАДЕТЬ кольцо на палец, НАДЕТЬ пальто.
НАДЕТЬ и ОДЕТЬ (вместе, хором): А нас путают и путают. Помогите нам распутаться.
КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы едим». И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: «Он кушает». В остальных случаях: «Он ест». Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено: «Пожалуйста, кушайте, сколько хотите».
КАК ЭТО: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!
Мама: Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. В разговоре Юли и Миши мы видели ошибки. Ребята, а вы заметили эти ошибки? Дружите ли вы с обиженными словами? Давайте скажем все вместе, дружно: «ПРОЧЬ С ДОРОГИ ВСЕ, ЧТО ПОРТИТ НАШУ РЕЧЬ!»
1-ый ведущий:
Некоторые ребята следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки. А иногда и грубые выражения.
СЦЕНКА №3.
2-ой ведущий:
Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи. Всем она понравилась. Прочти нам, Сережа, свое сочинение.
Сережа: Пришла весна. Все просыпается после зимнего сна. Весенний воздух свеж и пахуч. Весело звенят птичьи голоса. Подул теплый ветерок, и солнце ласково засветило на голубом небе. Побежали прозрачные ручейки по дорожкам и оврагам. Весне радуются все: и люди, и птицы, и животные.
Сережа уходит, но быстро возвращается. Шапка сбита набок, в руках расстегнутый портфель.
1-ый ведущий:
Интересно было слушать сочинение Сережи о весне. Но вот кончились уроки, и во дворе вы Сережу не узнаете.
Сережа (размахивая портфелем): Эй, Мишка, оглох ты что ли? Вали сюда!
Появляется Мишка.
Миша: Ну как сочинение?
Сережа: Классно! На пять! Ну что, Мишка, махнем в кино? Там, говорят, фильм клевый…
2-ой ведущий:
Что же ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа: А у меня два языка – один для занятий в школе, а другой для приятелей. Покеда! Мы отчаливаем!
2-ой ведущий: Правильно ли поступает Сережа? Не видели ли вы среди своих знакомых такого Сережу?
1-ый ведущий: Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении М.Червинского «Как его зовут?»
ЧТЕЦ №1.
Спасибо, здравствуйте, простите
Произносить он не привык.
Простого слова извините
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
2-ой ведущий:
Вы не встречали таких ребят?
Какая речь вредит человеку, становится его врагом? (небрежная, засоренная пустыми, бессмысленными словами, злая, жестокая, оскорбительная, невежливая, неуважительная, неграмотная речь).
1-ый ведущий:
Ребята, русский язык необыкновенно красив и богат. Максим Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть».
2-ой ведущий:
«Великим, могучим, правдивым и свободным» назвал наш русский язык Иван Сергеевич Тургенев. Он призывал беречь чистоту языка, как святыню.
ЧТЕЦ №2.
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили.
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Язык писателей нам служит образцом.
Он мудростью народною отмечен.
Овладевайте литературным языком,
Боритесь за культуру речи!