Конспект урока по информатике 4 класс на тему: Виды алгоритмов. УМК: «Школа России»
Цель: организовать деятельность учащихся по усвоению новых предметных знаний о текстовой и графической формах записи алгоритмом, о линейных алгоритмах и алгоритмах с ветвлением.
Задачи...
Планируемые результаты:
- различать текстовую и графическую форму записи алгоритмов;
- понимать такое линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением;
- научиться читать алгоритмы, записанные разными способами;
- научиться дописывать алгоритмы разными способами.
Ход урока
Орг. момент
Мотивация учебной деятельности
- Посмотрите на таблицу на странице 121. Что вы видите? Какая запись более наглядна?
- Одинаковы ли эти алгоритмы?
- Как вы думаете, получатся ли после их исполнения одинаковые результаты?
- Вы увидели, что алгоритмы могут быть не похожими и по-разному записаны.
- Так как вы думаете, с какой темой мы сегодня с вами познакомимся?
- А если точнее, то тема нашего урока: Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.
- Какие задачи вы поставите перед собой на уроке информатике?
Усвоение новых знаний
- Ребята, ответьте мне на вопрос, что такое алгоритм?
- Верно. Алгоритм – это подробный план последовательности действий, описывающий решение задачи.
- А какие примеры алгоритмов вы можете привести?
Откройте учебник на странице 121 и прочитайте 1 абзац. Что вы можете сказать о формах записи алгоритмов?
- А по последовательности исполнения команд какие алгоритмы бывают?
- Как называется алгоритм в первой колонке? Во второй?
- Как по-другому можно назвать графический алгоритм? Верно. Точнее это называется блок-схема алгоритма. Посмотрите, как изображены начало и конец алгоритма в блок-схеме?
Как изображаются действия в схеме? Как определить по схеме последовательность выполнения команд?
- Верно. Алгоритм может быть представлен на носителе в виде текста или в графической форме – блок-схемой.
- А сейчас рассмотрим виды алгоритмов по использованным командам. Они бывают линейные и с ветвлением.
- Найдите в учебнике определение линейного алгоритма.
- Прочитайте в учебнике пункт «Линейный алгоритм». Какой же пример такого алгоритма приведен авторами. Давайте прочитаем его в текстовой форме записи; а теперь в графической.
И в чем особенность такого алгоритма?
- А в какой форме алгоритм более понятен? Почему?
Что можно сказать о графической записи этого алгоритма?
- Какие примеры линейных алгоритмов можете привести вы?
- Следующий алгоритм, который мы рассмотрим – это с ветвлением. Не смотря в учебник, можете ответить, что значит алгоритм с ветвлением.
- Посмотрим, были вы правы или нет.
- Зачитайте в учебнике информацию об алгоритме с ветвлением и сформулируйте определение.
Давайте прочитаем задачу на стр. 124.
А теперь посмотрим на предложенный алгоритм ее решения. Как можно назвать алгоритм по способу записи?
Обратите внимание, что блок условия в этом алгоритме изображен в форме ромба, имеющего две ветви: Да и Нет. Выполнение действий зависит от ответа на вопрос условия. Чтобы проверить как он выполняется, давайте решим задачу, также загадав число. Каждый загадайте число.
Прочитаем алгоритм в зависимости от загаданного числа. (спрашиваем сначала одного ученика с четным числом, а потом с нечетным)
- В чем особенность алгоритма с ветвлением?
- Итак, какие виды алгоритмов мы можем назвать по способу записи? (можно показать на схеме)
Какие виды алгоритмов можно назвать по составу команд?
Их выбор будет зависеть от типа задачи, которая нам дана.
- Перед выполнением заданий на стр. 126 еще раз прочитайте вкратце, что мы должны понять и запомнить.
- Давайте отдохнем.
Физминутка
Первичное закрепление и проверка полученных знаний.
- Выполним задания в рабочей тетради.
- Откройте с. 25. Запишите дату.
Найдите № 1. Что требуется сделать?
- Какой алгоритм по форме записи представлен в первой колонке?
Записываем. А во второй? Хорошо. Прочитаем алгоритмы
- Содержание этих двух алгоритмов одинаковое или разное?
- Значит, где мы найдем информацию для текстового алгоритма? Вставьте пропущенные слова.
- Какие слова вы вставили?
- Следующее задание под буквой б. Что нужно сделать?
- Выполните это задание с соседом по парте.
- Какие высказывания вы отметили?
- Следующий номер №2. Необходимо соединить стрелкой начало и конец высказывания.
- Выполните его самостоятельно.
- Проверим.
Алгоритм может быть представлен на носителе в виде текста… (На естественном языке или в графической форме – блок-схемой)
Алгоритм называют линейным… (Если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим)
Алгоритм с ветвлением содержит… (Блок выбора, у которого есть условие, один вход и два выхода: «Да» или «Нет»).
Если в условии задачи есть слова «если…, то…» (То алгоритм ее решения называют алгоритмом с ветвлением)
Алгоритм на естественном языке и блок-схема – это… (Две разные модели решения одной и той же задачи)
- Далее выполним № 6. Что нужно сделать?
- Исполнение инструкций приводит к ожидаемому результату – это свойство алгоритма? Отмечаем.
- Является понятной исполнителю. Свойство?
- Алгоритм позволяет решить только одну задачу. Это отнесем к свойствам алгоритма?
- Позволяет решить целый класс подобных задач.
- Алгоритм имеет конечное количество шагов? Или бесконечное? Значит, какой вариант мы отметим?
- С этим заданием мы справились. А теперь самостоятельно запишите определение алгоритма с ветвлением. Вспомните, мы уже формулировали это понятие.
- Следующее задание под номером 7. Будьте внимательны! Составьте алгоритм решения задачи: расположить три числа 4, 8, 2 в порядке убывания. В порядке убывания это как? Читаем алгоритм с начала и выполняем каждый шаг алгоритма на доске.(на доске должны быть карточки с числами)
Что запишем во втором шаге? Выполните это действие с числами на доске.
- Читаем 3 шаг. Какие слова мы поставим в алгоритм? Что нужно выполнить с числами на доске?
- Какие слова дополним в команду 4?
Какое действие выполним мы?
- Следующий номер 8. Повторим еще раз основные понятия. Что такое линейный алгоритм? Запишите определение в тетрадь.
- Что такое блок-схема?
- И что значит алгоритм с ветвлением.
- Номер 9 выполните самостоятельно.
- Какие высказывания являются верными?
- Отлично. Со всеми заданиями вы справились.
Рефлексия
А теперь давайте, вернемся к эпиграфу нашего урока и ответим на вопрос: Почему слова Пушкина можно использовать в качестве эпиграфа к данному уроку?
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся.
- Какой здесь приведен алгоритм?
- Итак, давайте вспомним, какая была тема сегодня на уроке?
- Какие задачи ставили?
- Что удалось лучше всего?
- На экране незаконченные предложения, дополните их.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Домашнее задание