Патриотическое воспитание школьников через изучение истории семьи

Существуют различные подходы к воспитанию патриотизма в современных школьниках. Тема эта злободневна и актуальна сегодня, как никогда.

Убеждена, что любовь к Родине невозможно насадить сверху, в ходе очередной компании. Важно, чтобы работа в этом направлении шла постоянно. Учитель истории сегодня должен искать новые подходы к этой проблеме.

Для себя я этот новый подход нашла в изучении истории семьи. Когда события истории ребенок примерит к себе, к своим родным и близким, пропустит через себя, прикоснется к истории не только умом, но и сердцем, тогда можно надеяться, что эту историю школьник будет уважать, воспринимать как свое, родное, причем, и хорошее, и плохое.

Конечно, к этой теме - теме изучения истории семьи я пришла не сразу. Несколько лет назад в кабинете истории появилась таблица "Генеалогическое древо основных русских родов". Я заметила, что это наглядное пособие заинтересовало ребят, они стали останавливаться рядом с таблицей, задавать вопросы, что-то выискивать. Причем, одинаковой была реакция и "отличников", и не самых "блестящих" учеников.

Из практики преподавания я заметила, что на уроках у детей больший интерес вызывали примеры не из учебника, а из собственной жизни, из жизни семьи. И тогда я решила попробовать более глубоко заняться этой проблемой.

Начинаю эту работу в 6-7 классе. Мы с детьми начинаем оформлять альбом "Моя родословная". В начале объясняю ребятам, почему каждому человеку следует знать историю семьи, что это не менее интересно, чем родословная русских царей или египетских фараонов. Задаю вопрос: "Многих ли родственников вы можете назвать самостоятельно?". Оказывается, гораздо меньше, чем есть на самом деле.

А ведь мудрость народная гласит: "Без корня и полынь не растет". Каждому человеку следует знать историю своей семьи, Возможно, у каждого из нас были в роду знаменитые предки. Чтобы знать это, попытаемся составить свою родословную. Для этого потребуется выполнить задания. Они разные. Над одними придется поработать несколько дней, другие потребуют большего времени.

Все сведения, необходимые для составления родословной, мы запишем в специальный альбом. На вопросы нужно отвечать как можно точнее. Ведь твоя родословная - это документ, которым будут пользоваться твои дети, внуки, правнуки. Все, что ты напишешь, может оказаться для них единственной информацией о своих предках. Так что эту работы ты делаешь не только для себя, но и для будущих поколений.

В альбоме должны быть фотографии или портреты родственников. В сборе информации помощь детям оказывают родители, бабушки, дедушки. А это, на мой взгляд, очень важно, т.к. во многих семьях сегодня общение сведено к минимуму.

По ходу сбора информации говорим с детьми об именах, о происхождении фамилий, они пробуют вместе с родителями объяснить их значение и происхождение, обращаются к словарю фамилий. Как бы странно ни звучала фамилия, стыдиться ее и впадать в уныние нельзя. Нужно сделать все, чтобы прославить ее своим трудом и заслугами.

Школьники получают сведения по поводу того, кто кем приходится в семье, и как называются родственники (деверь, шурин, золовка и т.д.) Учатся рисовать генеалогическое древо (восходящее и нисходящее).

Генеалогическое древоГенеалогическое древо

Ребята рисуют свой фамильный герб (знакомство с геральдикой), узнают, что обозначают предметы, изображенные на гербе, какие краски можно применять и т.д. Обучающиеся сочиняют фамильный девиз (совместно с родителями), составляют календарь дней рождения и семейных праздников.

В более старшем возрасте эта работа продолжается. С сообщениями на эту тему ребята выступают на классных часах, родительских собраниях, уроках. Ребята по окончании школы эту работу продолжают вместе с родителями.

Историю семьи можно продолжать изучать по многим направлениям. Очень популярен среди ребят конкурс сочинений "Что за имением, что за отчеством?". Старшеклассники ведут исследовательскую работу по теме "Я и мой город"

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в лицее был проведен конкурс исследовательских работ школьников " Наследники великой Победы". На конкурс были представлены десятки работ, написанных школьниками разного возраста, посвященных судьбам людей, семей, отдельным эпизодам Великой Отечественной войны, связанным часто с местной историей.

Все, кто прикоснулись к этим работам, почувствовали неподдельный интерес их авторов к теме войны, дети продемонстрировали свое видение войны, отношение к ней. Особенно трогательны работы, посвященные родным и близким людям - дедам, прадедам, бабушкам. Их невозможно читать без волнения и искренней радости за то, что память о предках жива в детях; нить преемственности поколений не прерывается. "Помнить - значит пережить!".

В апреле проходят в лицее встречи с ветеранами, ребята читают свои сочинения, поют песни военных лет. Думаю, что работа в этом направлении очень важна и должна быть продолжена на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: начальные классы, история