Вопросительные предложения: определения, основные признаки

Вопросительные предложения представляют собой средства коммуникации, которые обладают широким потенциалом прагматики, при этом они используются для выражения разных невопросительных значений.

В данных видах предложений выделяется ряд определенных синтаксических признаков, которые характерны также и для других типов предложений в коммуникации.

При проведении анализа структурно-семантических особенностей вопросительных предложений были разработаны основы типологии этих предложений. В частности, сторонники коммуникативного принципа выделяют три коммуникативных типа предложений, которые отличаются друг от друга по различным признакам, а именно побудительные, повествовательные и вопросительные предложения.

Данные коммуникативные типы вопросительных предложений имеют строгую идентификацию, при этом значение и формы их связаны с ответами на данные предложения, а также с ситуацией коммуникации и с тем, что они могут иметь утвердительное или отрицательное значение.

В вопросительных предложениях заключено стремление адресанта получить информацию, которая необходима для коммуниканта

В связи с этим вопросительные предложения непосредственно связаны с ответами. На основе использования вопроса коммуникант старается получить информацию о чем-либо, а также подтверждение или опровержение своей информации. При этом отличие вопросительных предложений также связано со сложной и многоаспектной структурно-семантической формой вопросов.

Отмечается, что грамматическую форму вопросительного предложения представляют вопросительные слова, постановка вопросительного знака в письменной форме. Также у вопросительного предложения есть такая особенность, как инверсивность. Если рассматривать коммуникативные функции вопросительных предложений, то следует отметить, что они неоднородны.

Кроме функции запроса информации, у вопросительных предложений выделяется ряд косвенных функций, таких как уточнение, просьба, ирония, неодобрение, критика, попытка оправдания, подготовка к просьбе, а также ряд иных коммуникативных функций.

Также нужно отметить, что при реальном общении коммуникативная цель может быть не реализована в связи с недопониманием. Таким образом, нарушается вопросно-ответное единство. К традиционной относится цель получения информации, неизвестной спрашивающему.

Это определяется как фундаментальная функция вопросительного предложения, заложенная в системе дифференциации данного типа предложений от других коммуникативных типов высказывания.

В то же время в теории речевых актов изучаются нетипичные ситуации использования вопросительных предложений и их расширенные интенции. В частности, среди целей вопросительных предложений можно отметить также такие, как выражение желаемого, выражение просьбы, угрозы, попытка оправдания, выражение собственной оценки определенного факта.

Традиционно в лингвистике выделяются вопросительные, повествовательные и побудительные предложения, что характеризует предложения по цели высказывания. В то же время предложение определяется не столько по цели высказывания, сколько по конкретному лексическому наполнению и условиям функционирования. Таким образом, высказывание в отличие от предложения становится единицей, которая включена в типовую модель построения высказывания.

Е.И. Литневская определяет вопросительное предложение как высказывание, которое служит для выражения вопроса, но при этом она также выделяет особую группу риторических вопросов, которые не требуют ответов.

Среди классификаций вопросительных предложений, представленных учебными и научными изданиями, можно выделить одну из наиболее традиционных – представленную в академических изданиях. Наиболее общее деление вопросительных предложений строится по принципу: вопросы, требующие ответа, и вопросы риторические, которые не требуют ответа.

Более подробное деление вопросительных предложений предлагается с основой на модальность: содержащие оттенки удивления, сомнения, недоверия, недоумения, неуверенности или уверенности.

Выделение разных групп вопросительных высказываний связано с разными основаниями для классификации. В частности, согласно модальности этих предложений И.П. Распопов выделил три группы:

  • Собственно-вопросительные предложения – вопросы, на которые ожидается ответ, содержащий новую информацию.
  • Удостоверительно-вопросительные предложения – вопросы, на которые отвечают только "да" или "нет".
  • Предположительно-вопросительные предложения – вопрос о чем-либо неизвестном в этом случае содержит и предположение ответа, который адресат либо подтверждает, либо опровергает.

Виды вопросительных предложений по модальностиВиды вопросительных предложений по модальности

Н.Ю. Шведова рассматривает вопросительное предложение на основе структурного подхода. Она выделяет следующие виды вопросительных конструкций:

  1. Вопросительное предложение с местоименными вопросительными словами. Откуда ты прибыл? Кто ты? Где ты живешь?
  2. Вопросительные синтаксические конструкции без вопросительных слов. Например: Есть ли на свете счастье? Как не порадеть родному человечку?

Актуальным представляется вопрос классификации вопросительных предложений, так как, во-первых, существует большое количество классификаций, которые основываются на различных подходах к вопросительным предложениям, и, во-вторых, существующие классификации не до конца раскрывают сущность данных предложений.

На основе семантического критерия классификация включает такие типы вопросительных предложений, как:

  1. Сoбственно-вопросительные предложения.
  2. Риторические вопросы.
  3. Вопросы-побуждения, которые объединяют императивность и семантику вопроса. Например: Пойдешь ли ты со мной?

Необходимо отметить, что в ряде работ также выделяются вопросы-угрозы. Например: Ты со мной не хочешь разговаривать?
В особую группу выделяют вопросы-предположения. Например: Уж не отец ли идет домой?

Однако необходимо учитывать, что в основу классификации должен быть положен ряд признаков, в частности, таких, как способы выражения вопросительного значения, речевую интенцию адресанта, модальный компонент.

Размер:
20.73 Kb
Скачали:
5

Метки к статье: обмен опытом, русский язык