Введение ФГОС поставило перед педагогом новую непростую задачу – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.
Развитие способности школьников к общению на иностранном языке является одной из главных целей обучения иностранным языкам в школе.
Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. В методике обучения иностранным языкам сложились два пути обучения диалогической речи - дедуктивный и индуктивный.
При дедуктивном подходе обучение начинается с образца диалогического высказывания, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона, для построения подобных вариантов. Диалог-образец является диалогическим комплексом, он состоит из нескольких диалогических единств.
Обучение начинается с того, что диалог прослушивается или прочитывается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов, и, наконец, учащиеся подводятся к умению ведения диалогов на ту же тему, что и разучиваемый, то есть по аналогии с образцом.
Для создания мотивации к общению, необходимо использовать различные ситуации, состоящие из определенного отрезка действительности (времени и места действия), состава действующих лиц, их характеристик и взаимоотношений. Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными. В этом случае комикс является универсальным средством для создания ситуации общения.
Этому способствуют следующие причины:
Развитие навыка говорения с использованием комикса может происходить по следующей схеме:
Для работы с диалогом из комикса разработан комплекс упражнений для развития навыка говорения:
Упражнение 1
Направлено на ознакомление с комиксом. Учащийся читают его вслух, осуществляется предварительная подготовка к драматизации.
Упражнение 2
Направлено на контроль понимания. Может использоваться тест на сопоставление, для выполнения которого учащийся повторно читают комикс про себя, выделяя общую информацию. Используется ознакомительное чтение.
Упражнение 3
Направлено на разбор диалога, выявление его специфических особенностей. В комиксах используется разговорная речь, поэтому задание направлено на поиск неполных, вопросительных и восклицательных предложений, которые часто используются в разговорной речи. Такое упражнение необходимо, чтобы учащийся запомнил ключевые фразы диалога.
Упражнение 4
Предполагает драматизацию комикса.
Упражнение 5
Предлагает учащимся придумать продолжение к комиксу, составить собственный диалог между главными героями комикса.
Использование комикса позволяет познакомить учащихся со следующими речевыми клише:
Таким образом, нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной.