Формирование коммуникативных навыков на уроках иностранного языка с использованием комиксов

Введение ФГОС поставило перед педагогом новую непростую задачу – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.

Развитие способности школьников к общению на иностранном языке является одной из главных целей обучения иностранным языкам в школе.

Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. В методике обучения иностранным языкам сложились два пути обучения диалогической речи - дедуктивный и индуктивный.

При дедуктивном подходе обучение начинается с образца диалогического высказывания, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона, для построения подобных вариантов. Диалог-образец является диалогическим комплексом, он состоит из нескольких диалогических единств.

Обучение начинается с того, что диалог прослушивается или прочитывается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов, и, наконец, учащиеся подводятся к умению ведения диалогов на ту же тему, что и разучиваемый, то есть по аналогии с образцом.

Для создания мотивации к общению, необходимо использовать различные ситуации, состоящие из определенного отрезка действительности (времени и места действия), состава действующих лиц, их характеристик и взаимоотношений. Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными. В этом случае комикс является универсальным средством для создания ситуации общения.

Этому способствуют следующие причины:

  • В комиксах автор прибегает к разговорной и естественной речи;
  • В комиксах диалоги и описания (персонажей, ситуации, местности) конкретные и лаконичные;
  • Благодаря изображениям сюжет комикса становится понятным, после чего в переводе на родной язык нет необходимости;
  • Лаконичность предложений дает возможность читателю запомнить слова и структуры предложений;
  • Комикс позволяет развивать и открыть творческий потенциал.

Развитие навыка говорения с использованием комикса может происходить по следующей схеме:

  1. Первичное ознакомление с комиксом с целью понимания общего смысла.
  2. Выполнение теста на сопоставление с целью контроля понимания прочитанного.
  3. Выявление специфических особенностей диалога.
  4. Ролевая драматизация диалога по памяти.
  5. Стимулирование диалогического общения на основе новой ситуации.

Для работы с диалогом из комикса разработан комплекс упражнений для развития навыка говорения:

Упражнение 1
Направлено на ознакомление с комиксом. Учащийся читают его вслух, осуществляется предварительная подготовка к драматизации.

Упражнение 2
Направлено на контроль понимания. Может использоваться тест на сопоставление, для выполнения которого учащийся повторно читают комикс про себя, выделяя общую информацию. Используется ознакомительное чтение.

Упражнение 3
Направлено на разбор диалога, выявление его специфических особенностей. В комиксах используется разговорная речь, поэтому задание направлено на поиск неполных, вопросительных и восклицательных предложений, которые часто используются в разговорной речи. Такое упражнение необходимо, чтобы учащийся запомнил ключевые фразы диалога.

Упражнение 4
Предполагает драматизацию комикса.

Упражнение 5
Предлагает учащимся придумать продолжение к комиксу, составить собственный диалог между главными героями комикса.

КомиксыКомиксы

Использование комикса позволяет познакомить учащихся со следующими речевыми клише:

  • Формулы вежливости, т.к. они необходимы для большинства стандартных ситуаций. (Приветствие, прощание, выражение просьбы и благодарности)
  • Реплики побуждения. Основную группу реплик-побуждений составляют запросы, т.е. типичные вопросительные фразы, кроме запросов к ним относят оценку происходящего и приглашение к совместным действиям.
  • Ситуационные клише, в зависимости от набора стандартных ситуаций.

Таким образом, нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!