Применение игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе

Всем известно, что в ходе игровой деятельности происходит формирование, развитие и социализация личности.

Психолог Д.Б. Эльконин и другие исследователи справедливо утверждают, что процесс игры сопровождается высоким уровнем мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию и развитию воображения.

В игре участники объединяются для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение общей задачи. Поэтому актуальность применения игровых технологий в учебном процессе очевидна. Внесение в уроки и во внеурочную деятельность игровых форм способствует не только познавательной и творческой активности учащихся, но и развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку.

Игры развивают сообразительность и внимание, пополняют словарный запас и закрепляют его. Учащиеся сосредотачивают внимание на оттенках значения слов

Одной из первых задач курса начального обучения предмету иностранный язык является формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме. ФГОС НОО второго поколения и новые примерные программы ориентированы на раннее обучение, что должно положительно отразиться на динамике развития иноязычной коммуникативной компетенции и позволит достичь высоких личностных и метапредметных результатов обучения.

Термин "игровые педагогические технологии" в современной методике преподавания включает достаточно обширную группу методов и принципов организации образовательного процесса. Данная группа обладает существенным признаком: четко обозначенной целью обучения, которая направлена на достижение педагогического результата.

Рассмотрим наиболее известные классификации педагогических игр.

  1. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентированные.
  2. По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
  3. По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
  4. По игровой среде: с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, компьютерные…

Согласно определению исследователя Г.К. Селевко, педагогические игровые технологии направлены на разные итоговые цели:

  • дидактические: расширение общего кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;
  • воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
  • развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности;
  • социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, социализация, психотерапия.

Игра является площадкой для создания ситуации общения. Применение учебно-речевых игровых ситуаций полностью соответствует возрастным особенностям учеников и создает условия для их естественного общения. Учебно-речевые игры отличаются от развлекательных тем, что они имеют узкую методическую цель. Учебная игровая ситуация побуждает школьников говорить и действовать по правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению.

Могут быть выделены следующие виды учебно-речевых игр:

  1. 1. фонетические ("Угадай звук", "Сосчитай звуки");
  2. для работы с алфавитом ("Hangman", "На одну букву");
  3. орфографические ("Собери разбежавшиеся буквы", "Из двух - третье");
  4. лексические ("Лишнее слово", "Бинго" и т. д.);
  5. грамматические ("Собери разбежавшиеся слова", изображение действия, телеграмма);
  6. для обучения чтению (стихи, скороговорки);
  7. для обучения аудированию ("Сосчитай звуки", "Тирлим");
  8. для обучения монологической речи ("Биография спичечного коробка", "Картина", "Уличный фотограф");
  9. для обучения диалогической речи ("Магазин готовой одежды");
  10. игровые упражнения для речевой разминки ("Пять прилагательных", "Люблю - не люблю", "Части и целое");
  11. игры на догадку ("Что это?", "Чемодан", "Больше имен");
  12. ролевые игры ("Близнецы", "План города", "Если бы я был…");
  13. деловые игры;
  14. 14. подвижные игры.

Применение игровых приемов и ситуаций происходит обычно по следующей схеме:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в виде игровой задачи;
  • учебная деятельность зависит от правил игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства.

В учебную деятельность вводится элемент соперничества, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение задания неразрывно связано с игровым результатом. Окончание игры и достижение результата стимулируют учащегося к достижению цели, то есть к победе и осознанию пути достижения данной цели (мне нужно знать больше других обучающихся, если хочу победить или не отставать).

Кроме того, игровая деятельность влияет на развитие речи. Ведь игровая ситуация требует речевого общения, поэтому она стимулирует развитие связной речи. Игра способствует эмоциональному раскрепощению ребенка. Она связана со снижением тревожного, беспокойного состояния младшего школьника.

Хотелось бы отметить, что при выборе современных методов обучения иностранным языкам необходимо учитывать следующие моменты:

  • создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого;
  • затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства, стимулировать его творческие способности;
  • активизировать деятельность школьника;
  • предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют активность, самостоятельность, творчество обучающегося.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы применение игровых технологий на уроках иностранного языка:

  1. оправдывает необходимость общения на иностранном языке с учителем и одноклассниками;
  2. позволяет найти коммуникативно-значимые фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели;
  3. делает эмоционально привлекательным процесс повторения одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов;
  4. развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать;
  5. активизирует резервные возможности детей;
  6. позволяет применять знания на практике и вносить что-то новое в учебный процесс;
  7. развивает творчество школьников;
  8. организует деятельность ученика.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!