Эффективность применения игровых технологий в учебно-воспитательном процессе

В Российском обществе продолжаются глубокие, структурные реформы. Они должны коренным образом поменять социум. Образование – важнейший социальный институт, который и является одновременно и объектом и субъектом данных процессов.

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года дана характеристика состояния современной системы образования в России и определены новые требования, цели и основные задачи модернизации образования. Она развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе российской Федерации "Об образовании".

Она ставит перед школой задачу внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, что определяет актуальность данной работы. Ученые определяют познавательную активность как "качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш".
Дидактическая игра, как метод обучения, содержит в себе большие потенциальные возможности, как катализатора активизации процесса обучения.

В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения и роли в социальной группе - классе (мини модели общества), переносимые затем в "большую жизнь";
  • рассматриваются возможности самих групп, коллективов - аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, "являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде".

Выделим наиболее важные функции игры:

  1. Познавательно-предметная.
  2. Социализация участников.
  3. Функция самореализации человека
  4. Функция развития коммуникативных навыков.

Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Дидактические игры очень мощно содействуют мотивации учебной деятельности подростков. В своей работе я применяю самые различные игровые технологии. Особенно часто на этапе закрепления, повторения и контроля за качеством усвоения учебного материала. Результаты показывают положительную динамику обученности.

Дети успешно сдают ОГЭ, получая средний балл около 60. Увеличилось количество желающих принять участие в конкурсах и научно-практических конференциях муниципального, регионального и даже международного уровней. За последние 3 года, среди призеров этих мероприятий оказалось несколько моих учеников. В немалой степени этому содействовало применение игровых форм в учебно-воспитательном процессе.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом