Как объяснить ребенку состав числа до 10?

Быстрый счет в уме – это фундамент математики, который возможно освоить ребенку как только он выучил состав числа до 10 еще до школы. Начать заниматься можно с 5 лет, учитывая индивидуальные особенности детей.

У дошкольников развито наглядное мышление, поэтому для того, чтобы объяснять состав чисел, необходимо запастись:

  • счетными палочками,
  • крупными крышками,
  • пуговицами,
  • игровыми кубиками,
  • бусинами разных цветов.

Кроме того, для закрепления материала педагоги рекомендуют использовать кассу цифр.

Приведем пример некоторых упражнений для изучения состава чисел в пределах 10:

Упражнение 1. Волшебные бусины

Нужно взять 6 разноцветных крышек или бусин (допустим, 4 красных и 2 зеленых), яркий шнурок с тонким наконечником. Нужно спросить ребенка, сколько он видит бусин, а после получения верного ответа попросить его нанизать бусины на шнурок. Важно, чтобы дошкольник делал это сам, тренируя таким образом не только счет, но и мелкую моторику.

Использование бусин при изучении состава числа 10Использование бусин при изучении состава числа 10

Когда все бусины окажутся на шнурке, из кассы цифр необходимо достать 6 и положить ее перед ребенком. Дальше стоит обратить внимание на то, что не все бусины одинаковы, достать из кассы цифр «4» и «2», положить их перед дошкольником.

После этого ребенок должен снять со шнурка красную бусину, оставив таким образом три, а к ряду зеленых, напротив, добавить еще одну. Это действие взрослый комментирует так: «Видишь, здесь по-прежнему 6 бусин, но мы изменили состав числа: теперь это не 4 красных и 2 зеленых бусины, а 3 красных и столько же зеленых».

Это же действие проделывают несколько раз, наглядно показывая, что число «6» может состоять как из «5» и «1», так и из «1» и «5». Для тех ребят, которым уже исполнилось 6 лет, все действия уже можно записывать, вводя понятия сложения и вычитания.

Например: 6 = 3+3, 5+1= 6, 6=2+4

Первоклассникам полезно рисовать отрезки и отделять дугами необходимые числа – это поможет им в дальнейшем решать уравнения и легко считать устно.

Рисоване отрезковРисоване отрезков

Объясняя тему «Состав числа для дошкольников», не стоит использовать число «0». Ребенку важна наглядность, поэтому число должно состоять из натуральных чисел,  примера «5+0 = 5» быть не должно. Это частный случай.

Упражнение 2. Числовые домики и их обитатели

Классическое игровое упражнение для объяснения состава числа – числовые домики.

Для этого упражнения стоит заранее приготовить шаблоны с изображением домов, состоящих из двух рядов кубиков и треугольной крыши, на которой написана соответствующая цифра.

Числовые домикиЧисловые домики

По мере увеличения линейки чисел от 2 до 10 малоэтажные домики превращаются в настоящие высотки. Если ребенок недавно начал изучать состав числа, домики ему нужно «заселять», предварительно совершив соответствующие действия на пуговицах или счетных палочках.

Например: «Смотри, в этом высоком домике на каждом этаже живет по 8 человек. Давай считать: вот одна черная пуговица и семь – желтых. Значит, на первом этаже в одной квартире кто-то живет один, а в соседней – 7 человек. Вписываем в соседние окошки цифры «7» и «1».

Аналогичным образом вместе с ребенком в свободные окошки остальные числа. Если ребенок уже ходит в 1 класс, рядом с картинкой родитель делает записи: 4+4 = 8, 5+3 = 8, 2+6 = 8.

Используя «домики» и объясняя состав числа, родители совершают ошибку, говоря слово «разделить» Например, «разделим число 5 на 3 и 2, это будет состав числа 5». Этот термин легко запутает ребенка, поэтому правильно использовать слово «состоит» Например, «число 5 состоит из 2 и 3»

Упражнение 3. Веселые карточки

Для этого упражнения следует купить или самостоятельно изготовить яркие тематические карточки. Желательно учесть интересы ребенка: для любителя животных использовать анималистическую тему, для тех, кто интересуется кулинарией – гастрономическую. На карточках с цифрами рисуют соответствующее количество предметов.

КарточкиКарточки

После этого можно приступать к объяснению, перед эти рассказав ребенку, что комбинаций чисел много, но при определении состава следует идти от обратного.

Например: «В зоопарке должно быть 9 зверей. Как можно получить такое число?».

Ребенок должен самостоятельно взять карточку с 4 тиграми, 3 зайцами и 2 обезьянами. Затем использовать другие комбинации и другие тематические задачи.

Объясняя дошкольнику тему состава числа, следует объяснить, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу. Это правило нужно довести до автоматизма, например, считая ступени, поднимаясь по лестнице.

Тема «Состав числа» – основа быстрого счета в уме, поэтому не важно, какой счетный материал будет использоваться для достижения цели: бусины, числовые домики, карточки или бытовые ситуации.

Главное, чтобы фантазия и наглядный материал помогли ребенку усвоить состав чисел в пределах 10, перейти к составу чисел в пределах 20 и начать быстро считать в уме.

Метки к статье: математика