Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе проведения художественного анализа текста

В статье рассматриваются особенности интеллектуального развития обучающихся в младшем школьном возрасте и значение анализа художественного произведения для наращивания знаний. Для этого коротко исследуются процесс анализа, особенности его в данном возрасте.

И после этого делаются выводы, какие именно умения формирует в детях данный вид работы, как развивается интеллект и мышление при этом.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие; логическое мышление; младшие школьники; художественный текст; возрастные особенности; анализ.

Реалии современного человека нуждаются в обновлении подхода к обучению младших школьников, особенно с введением стандартов третьего поколения. Ученик становится центральной фигурой в педагогическом процессе, и его деятельность становится активной.

Поэтому принципиально меняется понимание о необходимости, о развитии подходов при работе с художественным произведением на всех этапах обучения. Особенно это важно в начальной школе при формировании читательской компетентности и является одной из приоритетных задач школьного образования. Это нашло свое отражение в социальном заказе ФГОС НОО.

Исследователь К.Д. Ушинский уверял, что самостоятельная работа начинающего маленького читателя в процессе обучения соответствует требованиям психической природы человека и законам ее развития, следует сочетать развивающие научные знания и познавательную активность - "Самостоятельность головы учащегося - единственно прочное основание всякого плодотворного учения".

Но смысловому чтению начинающий чтец может научиться лишь в условиях специального обучения, которое состоит из двух последовательных шагов.

Первый класс – это освоение техники чтения, а второй и последующие годы – это освоение смыслового чтения, где возникает потребность в систематическом чтении и происходит знакомство с разными видами чтения: ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое

Человек в любом возрасте постоянно встречается с поиском необходимой информации, когда возникают неотложные проблемы и задачи. И в процессе поиска ответа, понимает, что в огромном мире есть еще много секретов и тайн, скрытых "за семью печатями". И ребенок уже в раннем возрасте понимает, что ему необходимо как можно глубже изучить этот мир, а открытие новой информации в доступной форме – это познание мира через чтение книг.

Поэтому, как бы ни менялись стандарты, программы и учебники, работа над формированием интеллектуального развития младших школьников всегда было важным аспектом в работе учителя, и будет оставаться одной из главных общеобразовательных и воспитательных задач. А на уроках литературного чтения в любом классе эти две задачи взаимно дополняют друг друга и взаимодействуют.

Важно не только то, какими знаниями обучающиеся овладеют, но и какие качества личности у них сформируются. Особенно это важно в младшем школьном возрасте, так как художественные произведения имеют в себе мощный развивающий и воспитательный потенциал: развивает ум, мышление и оттачивает самые нежные благородные чувства маленького читателя. Чем глубже и полнее обучающийся проникнется тем или иным произведением, тем большее влияние на воспитание личности оно окажет.

Таким образом, расширяются знания об окружающем мире, дети узнают много нового о настоящем и прошлом нашей Родины, об. истории своего народа, своей семьи. Это положительно формирует положительные моральные и эстетические качества. И самое главное, в это время научить их основам самостоятельного приобретения знаний из других книг.

Во все времена была и остается потребность в таких учениках, которые любят читать и делают это с интересом и систематически. Такие обучающиеся быстро адаптируются в школе, а затем и в профессии, проявляя самостоятельность и инициативу в любой деятельности. Таким образом, работа над художественным текстом в младшем школьном возрасте существенно влияет на формирование умений, что в значительной степени влияет на успешность обучения в дальнейшем.

Одна из главных задач современного учителя - не только дать знания обучающимся по школьным предметам, но и создать такие специальные условия в процессе обучения, которые направлены главным образом на их умственное совершенствование и духовно-нравственное обогащение

Еще К. Д. Ушинский говорил о том, что необходимо "приучить дитя к разумной беседе с книгой". Поэтому современному учителю необходимо уметь создавать особый настрой перед прочтением того или иного произведения. Тщательно работать над содержанием, разбором и усвоением прочитанного текста, используя разнообразные виды работ.

Интеллектуальные способности детей далеко не одинаковые. И не редко возникают трудности при выполнении необходимых заданий и требований, предъявляемых к учащимся в школах в работе над анализом художественного текста. И тут нам на помощь приходят простые истины, такие как "от простого к сложному", "вера в свои возможности". Это самое необходимое условие на начальном этапе обучения.

Здесь важно дать ребенку шанс "поверить в себя". Чтобы он с уверенностью мог найти "необходимое слово", "важное предложение", "непонятное слово" и дать ему объяснение. Возможно, в самом начале этой деятельности, необходимо введение интересных, несложных, творческих заданий. И обязательное условие – это совместная деятельность на первых ознакомительных уроках.

Закрепление полученных умений и знаний происходит при помощи необходимого психического процесса, такого как мышление. Вместе с развитием качественного уровня логического мышления у обучающегося начальной школы происходит знакомство с основными законами и методами в процессе чтения. Вместе с тем он учится находить конкретные факты, происходит систематизация полученных умений и установка взаимосвязи между теорией и практикой.

Все свои умения и знания ребенок приобретает благодаря логическому мышлению. А это значит, что, прежде чем работать с детьми над анализом художественного текста, мы должны понимать, что ребенку дано от рождения, а что приобретается им под воздействием окружающей обстановки.

Развитие мышления и интеллектуальных способностей учеников младшего школьного возраста – это сложный процесс, который является результатом их умственной деятельности. Она предполагает только положительное отношение к ней, и как итог – логически сформированные мыслительные действия, а также появления развитой способности правильно преобразовывать и применять новую информацию.

Уроки литературного чтения должны поднимать проблему интеллектуального развития детей в процессе анализа текста в связи с тем, этот вид деятельности в учебном процессе имеет систематический характер. Художественный текст выступает серьезным аспектом в интеллектуальном развитии младших школьников.

Он является для обучающихся сокровищницей духовно-нравственных понятий, индикатором поведения в обществе, ярким явлением и источником неисчерпаемых знаний. Необходимость ведения правильной и последовательной работы над текстом на уроках литературного чтения в начальных классах имеет огромное значение. Помимо того, что сам текст развивает ребенка, дает ему много нового, его анализ способствует еще более качественному интеллектуальному развитию.

В своих научных трудах Выготский Л.В. нередко сравнивал нервную систему человека "...с воронкой, которая обращена широким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов...ничтожная часть их... как бы вытекает наружу через узкое отверстие... Искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения".

Рассмотрим коротко, что включает в себя анализ текста в начальной школе. В процессе анализа текста юные читатели проводят "разложение", "расчленение" художественного произведения, выделяя главные мысли и отмечая мелкие, незначительные детали, и на основании этого — выявляют его как единое нераздельное целое.

Безусловно, данный процесс не подразумевает собой анализ, который используется в классическом его понимании и предназначен для школьников среднего и старшего звена. Это больше похоже на разбор, который сопровождается учителем.

Часто подобное исследование сопровождается наводящими вопросами учителя, но вопросы к тексту нужны для того, чтобы не навязывать ребенку правильные ответы или свою точку зрения, а для того, чтобы научить школьника основным навыкам анализа текста: находить самое главное, сравнивать героев, находить в них что-то общее.

Задача учителя направить ребенка именно на самостоятельные выводы, а не навязанные, так как ребенок должен мыслить самостоятельно и тем самым нарабатывать и развивать интеллектуальные способности.

Учитель направляет вопросы, которые необходимы для понимания важных фактов в произведении, в русло открытий ребенка. Важно, чтобы школьник сам понимал, что нужно рассматривать в произведении, чтобы видеть его идейную направленность и осознать позицию автора. Это умение позволяет сформулировать собственное отношение к прочитанному тексту.

Анализ текста художественного произведения дает возможность младшим школьникам развивать самостоятельное мышление, творческую активность, а также наблюдательность, активизирует все интеллектуальные процессы, ребенок не просто читает текст, но размышляет над ним, пытается понять, что именно имел в виду автор, какие идеи заложены в произведении

Разбор учит наблюдать за развитием событий, отмечать важное, следить за авторской мыслью, стараться понять авторскую мысль. Разбирая текст, ребенок учится восприятию тех или иных событий, толкованию их, объяснению того или иного поступка персонажей. Для этого необходимо активно размышлять, интерпретировать.

Анализ литературного текста существенно пополняет словарный запас школьника, является дополнительным источником информации и приучает к вдумчивому чтению, подводит к пониманию важных мыслей, которые посредством разнообразных средств и образов выражены автором.

В процессе разбора идет работа с понятиями, образами, персонажами, такая работа формирует логику у учащихся, учит их размышлять, философствовать. Педагогу важно применять нетрадиционные способы деятельности на уроке, которые будут интересны детям: применять игровые технологии. Это возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.

Таким образом, уроки литературного чтения и непосредственно анализ художественного текста необходимы для развития интеллектуальных способностей и логического мышления младших школьников на новом, более высоком уровне.

Такой анализ увеличивает значение учащихся в организации учебной деятельности, которая основана на сознательности и произвольности. Следовательно, дети более глубоко понимают процесс обучения.

Практический опыт показывает, что правильно организованный анализ художественного произведения развивает интерес к чтению, к уроку литературы, а также развивает первоочередные интеллектуальные качества учащихся.

Анализ художественного текста учит младших школьников думать, анализировать, сравнивать. Он развивает логическое мышление, интеллектуальные способности у детей, вызывает интерес к познанию нового и прививает любовь к чтению. Это важные процессы в данном возрасте.

Размер:
22.79 Kb
Скачали:
2