Обучение аудированию на материале мультипликационных фильмов на английском языке

В статье рассматривается возможность использования мультипликационных фильмов на уроке английского языка в средней школе; критерии отбора видеофрагментов. В работе дан пример комплекса упражнений для каждого этапа в обучении аудированию.

Ключевые слова: аудирование, аутентичные материалы, видеоматериалы, процесс обучения.

Язык является средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Основная цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Известно, что язык является средством общения в двух формах: устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо). Остановимся на аудировании, как неотъемлемой части обучения иностранному языку.

Аудирование – это один из 4-х видов речевой деятельности, который предполагает восприятие речи на слух. Сущность аудирования - слуховыми анализаторами выделить воспринимаемый объект и узнать его (то есть различение), сопоставив с хранящимися в долговременной памяти эталоном (то есть узнавание)

Современное общество не мыслит своего существования без информационных технологий. Информационные технологии обучения способны интегрировать аудиовизуальную информацию таких форм, как графика, текст, анимация и другие. К преимуществам информационных технологий можно отнести существенное влияние на развитие различных компетенций и познавательную активность обучающийся, развитие творческого потенциала и навыков самостоятельной работы.

В современных условиях стало легко обеспечить принцип наглядности в обучении иностранному языку, поскольку многие классы в школах оснащены техническими средствами обучения. Одним из таких наглядных средств могут стать мультфильмы.

Мультфильмы относятся к аудиовизуальным (зрительно-слуховым) средствам обучения. Преимущества мультфильмов заключаются в том, что с их помощью возможно поместить обучающихся в англоязычную среду, вызвать интерес к изучению иностранного языка и положительные эмоции от процесса обучения.

Также при просмотре фрагментов мультфильмов можно догадаться о значении отдельных слов и выражений по контексту, что развивает языковую догадку у обучающихся. Кроме этого, усваивается правильное произношение и интонация изучаемого языка.

Во время отбора фрагментов мультфильмов для обучения аудированию необходимо придерживаться ряда критериев для эффективного результата в обучении.

  • Соответствие возрастным особенностям обучающихся и их речевому опыту на иностранном языке;
  • Наличие новой и интересной информации для обучающихся;
  • Естественность ситуации, персонажей и обстоятельств;
  • Эмоциональный отклик.

Проанализировав учебно-методические комплексы по английскому языку, рекомендованные федеральным перечнем для использования в средних классах, мы выяснили, что такие УМК, как "Sportlight" Ю. Е. Ваулиной, "Enjoy English" М. З. Биболетовой, "English" И. Н. Верещагиной, "English" М. В. Вербицкой, "Millie" С. И. Азаровой не содержат в себе видеоматериалы для обучения аудированию. Данный факт позволил прийти к выводу об актуальности подбора видеофрагментов и разработки комплекса упражнений к ним.

Изучив несколько УМК для обучающихся средней школы, мы выбрали УМК "Spotlight" для обучающихся 8 класса под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко и В. Эванс.

С учетом тематики модулей, заявленных в УМК (socialising, food and shopping, great minds, be yourself, global issues, cultural exchange, education, pastimes) нами были выбраны несколько фрагментов мультфильмов, которые, на наш взгляд, можно использовать на уроках английского языка в 8 классе.

В качестве примера рассмотрим фрагмент, взятый из мультфильма "Как приручить дракона", который можно использовать в рамках модуля "Socialising". На преддемострационном этапе необходимо спросить у обучающихся, смотрели ли они мультфильм и, если необходимо, познакомить обучающихся с героями фрагмента.

В нашем случае, данными героями являются Иккинг (Hiccup), Астрид (Astrid) и дракон Беззубик (Toothless). Далее мы даем возможность обучающимся охарактеризовать героев. Для этого учитель может задать следующие вопросы:

  1. Did you watch the cartoon "How to train your dragon"? Did you like it?
  2. Describe the main hero Hiccup.
  3. Characterize Hiccup’s dragon – Toothless.
  4. Did you like Astrid? Why/why not?

Далее необходимо познакомить обучающихся с сюжетом мультфильма, поскольку есть вероятность, что не все смотрели выбранный мультфильм. Для этого, мы предоставляем им краткое содержание.

Read the plot summary of the cartoon "how to train your dragon".
Hiccup is a Norse teenager from the island of Berk, where fighting dragons is a way of life. His progressive views and strange sense of humor make him an outsider, despite the fact that his father is chief of the clan.

When he goes to dragon-fighting school, he tries to prove himself as a true Viking, but when he befriends an injured dragon he names Toothless, he has the chance to plot a new course for his people's future.

Мы считаем, что данные сведения о мультфильме настроят обучающихся на работу и увеличат интерес к просмотру видео, что является важным для лучшего усвоения и понимания материала.

На демострационном этапе обучающиеся должны выполнять упражнения, которые направлены на общее понимание, поэтому при первом просмотре мы предлагаем обучающимся ответить на следующий вопрос: What can you say about the relationships between Hiccup and Toothless? And what about Toothless and Astrid?

В данном случае учитель может использовать фронтальный опрос, чтобы проконтролировать общее понимание сюжета видеофрагмента.

Во время второго просмотра мы предлагаем обучающимся выполнить грамматическое упражнение на тренировку фразовых глаголов, представленных в видео. В качестве таких упражнений могут быть, например, дополнения недостающих слов.

Look at the sentences below, taken from the cartoon. In each one, a preposition is missing. Choose the correct preposition for each space from the list at the bottom.

  1. Let’s pack ...
  2. I wanna know what’s going ...
  3. Are you training ... someone?
  4. I’m through ... the lies.
  5. That’s ... the lies. And that’s ... everything else.
  6. Get ... ! Run! Run!
  7. Hiccup, get me down ... here!
  8. I am not listening ... anything you have to say!
  9. See? Nothing to be afraid ...
  10. Just get me ... this thing.

По окончанию выполнения данного упражнения, обучающиеся могут сверить свои ответы в парах, а после разобрать каждое из предложений совместно с учителем и всем классом.

На последемострационном этапе мы предлагаем обучающимся задания на расширение их активного словарного запаса. На данном этапе мы предлагаем следующее упражнение: Look at these phrasal verbs and choose the correct explanation for each from the list at the bottom.

  1. To pack up
  2. To be through with
  3. To get smb
  4. To drag smb back
  5. To get down
  6. To let smb to do smth
  7. To be afraid of smth
  8. To get smb off

 

  1. to put things into a bag, case, or box so that you can take or send them somewhere
  2. to have finished using something
  3. is used to say that the object of the sentence has been caught, either figuratively or literally
  4. to pull or be pulled with force, esp. along the ground or other surface
  5. to lower your head and body quickly in order to avoid being hit by something
  6. to allow someone to do something or something to happen without trying to stop it
  7. to feel fear; frightened because you think that you might be hurt or suffer
  8. used for telling someone to stop another person or thing touching someone or something

После выполнения данного упражнения учитель может предоставить обучающимся ключ с ответами для того, чтобы они проверили свои варианты ответов. Далее обучающиеся должны высказать свое мнение об увиденном фрагменте мультфильма, о поведении героев. Для этого мы предлагаем вопросы для обсуждения в парах, которые поспособствуют тренировке умений говорения.

Read the questions and discuss them in pairs.

  1. How can you describe Astrid’s behavior? Was she right or wrong?
  2. Was Toothless nice to Astrid or not? Describe its behavior.
  3. Are Toothless and Hiccup friends? Explain your thoughts.
  4. Why did Astrid call Toothless amazing in the end of the scene?

Помимо этого, учащимся можно дать творческого задание, основанное на просмотренном фрагменте.

In a group of three, stage the dialogue that was presented in the video.

Также обучающиеся могут написать сочинение, которое можно предложить в качестве домашнего задания.

Write an essay on the following topics:

  1. What is the main problem of the video?
  2. Describe the relationship between Toothless and Hiccup.
  3. Appropriate and inappropriate behaviors presented in the video.

Также мы разработали ряд требований, которые должны соблюдаться обучающимися при написании одного из сочинений.

  1. Use in your essay phrasal verbs that were mentioned in the scene you saw.
  2. Your essay must contain not less than 150 words.
  3. Try to use adjectives from your student’s book (ex. 6 p. 11).

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что использование фрагментов мульфильмов на уроках английского языка будет способствовать формированию интереса к изучению иностранного языка у обучающихся, позволит раскрыть их творческие способности и создаст атмосферу реальной языковой коммуникации.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!