Формирование страноведческой компетенции на уроках английского языка на этапе НОО

Современный педагог в общеобразовательных учреждениях должен в полной мере помогать обучающимся получать знания, развивать умения и навыки в процессе обучения, а также формировать необходимые компетентности, предусмотренные данной учебной дисциплиной.

Правило касается так же изучения иностранного языка на начальном этапе.

На сегодняшний день, сложно представить ученика начальной школы XXI века, который не знает ни одного слова на английском языке. Для младших школьников нет никаких преград в освоении иностранного языка благодаря использованию различных гаджетов и сети Интернет. Но так ли много они знают о стране изучаемого языка?

Вопрос страноведения актуален и в настоящее время. В ФГОС НОО выделена социкультурная составяющая как одна из главных компонентов коммуникативной компетенции: "овладение социокультурными знаниями и умениями: знания названия родной страны и страны/стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, небольших произведении детского фольклора (…), умение кратко представлять свою страну на иностранном языке в рамках изучаемо тематики;…"

Потому так важно формировать не только навыки аудирования, чтения, письма и говорения, но и расширять кругозор обучающихся о стране языка, который они изучают

Наука, которая комплексно изучает культуру, фольклор, историю и исторических личностей, географические и природные особенности страны и многое другое называется страноведением. К сожалению, в современных УМК данная компетенция недостаточно представлена.

Например, в УМК Spotlight 4 класс 1 части оглавление состоит из четырех глав, три из которых косвенно включают в себя темы по страноведению, во 2 части оглавление также состоит из 4 глав, две из которых косвенно включают в себя данную тему. Проанализировав данное учебное пособие, на наш взгляд, обсуждаемая выше компетенция представлена неполноценно. И мы задались вопросом, как можно расширить и сформировать данный аспект социокультурной компетенции в начальной школе?

Информацию в самом простом формате, безусловно, можно найти в Интернете в виде текстов, конспектов и видеороликов, но так как речь идет о начальной школе, то важно, чтобы уровень языка в том или ином источнике был не только доступен для младшего школьника, но и интересен к использованию. Мы предлагаем авторский дайджест, двумя компонентами которого будут два образовательных ресурса: TED-Ed и LearnEnglish Kids by the British Council.

TED-Ed – образовательный ресурс, в котором представлены образовательные ролики на различные темы. Эта платформа обеспечивает нешаблонное усвоение нового материала. Ролики длятся от 2 до10 минут в зависимости от темы. Более того на официальном сайте можно выбрать направленность видео-материала. (к примеру: The Arts, Literature & Language и т.п.)

LearnEnglish Kids by the British Council – это электронный ресурс, на котором представлены не только образовательные ролики разной сложности, но и всевозможные задания для развития 4 видов речевой деятельности, которые делятся по разделам в зависимости от уровня языка. "Starlight Club 1/2/3" можно разделить на микротемы:

  • история или исторические события/мифы;
  • транспорт и техника;
  • люди и профессии.

Предложенный дайджест можно использовать как дополнительный материал на уроках или на внеурочной деятельности, материла для тренировки какой-либо темы или как домашнее задание.

Разберем использование дайджеста на примере первого раздела. После выполнения упражнений, можно использовать проблемный вопрос: "Откуда к нам пришел английский язык?", как форму постановки проблемы. В ответ будут даны различные предположения, но правильно-сформулированных будет крайне мало.

Следовательно, с этого момента смело можно обратиться к видео LearnEnglish Kids № 1 "Robin Hood", так как на начальном этапе обучения обучающиеся еще не в полной мере понимают значимость изучения языка и его происхождение.

Важно помнить про индивидуальный и дифференцированый подходы в обучении, так как у учеников начальной школы может быть разный уровень сформированности лингвострановедческой компетенции. Педагог должен это учитывать.

Так как современный учитель выполняет множество ролей, утверждают в своем исследовании Апарина Ю.И., Павлова А.С. соответственно при организации иноязычного общения и взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка, необходимо делать свою речь более "живой" и доступной, чтобы задействовать не только учебную, но и эмоциональную сферу учащихся.

При просмотре видеоролика/выполнении заданий следует составить словарь, на который обучающиеся могли бы визуально опираться. Например, словарь для данного видео будет следующим: archer, feather, forest, criminal, tall, rob, money, rich, poor, sheriff, king, deer. Далее, после просмотра видео, можно предложить обучающимся сделать упражнения "Multiple Choice":

  1. The Sheriff of Nottingham was Robin Hood’s (friend/brother/arch-enemy).
  2. The stories say that he was extremely (handsome/intelligent/kind) and a skilled archer.
  3. Robin Hood is a well-loved (poet/villian/hero) in literature, theatre, TV and films.
  4. He took (money/food/jewelry) from rich people so that he could give it to people who needed it.

И в заключении, обсудить с учениками какие еще легенды Великобритании и России они знают. Не стоит забывать о ведущей роли адаптивной речи учителя в процессе обучения, о которой пишет в своей статье Ю.И. Апарина.

Адаптивная дидактическая речь, по мнению автора, создает на уроке позитивную атмосферу, когда каждый ученик вовлечен в учебный процесс. Огромное значение, по нашему мнению, играет речь учителя при подготовке к просмотру видеоматериала и, позднее, при его обсуждении.

Формирование страноведческой компетентности имеет большое значение с точки зрения расширения кругозора учащихся. Поэтому необходимо вводить задания для успешного освоения информации о стране изучаемого языка.

Размер:
14.52 Kb
Скачали:
5