План работы с одаренными детьми

Каждый ребенок от рождения имеет способности, однако только развитые должным образом они становятся базой для одаренности.

Приоритетной государственной задачей становится поддержка талантливых детей на всех уровнях и этапах.

Семья, социум и школа должны делать все для того, чтобы задатки способностей ребенка не угасали. Неудивительно, что особое место в деятельности школы и непосредственно учителей - предметников занимает составление плана работы с одаренными детьми и его успешная реализация.

Детская одаренность: особенности выявления

Одаренность у детей бывает общей и специфической. Первая положительно влияет на широкий спектр способностей, благодаря чему ученик добивается успеха в различных сферах деятельности. Специфическая одаренность - узконаправленная, позволяя достигать выдающихся результатов в каком-либо одном виде деятельности.

Отдельно стоит говорить об учащихся, которые в силу ряда причин не смогли добиться успехов в учебе, но обладают незаурядными талантами и познавательной активностью. В целом все они легче усваивают основную программу, демонстрируют активную познавательную потребность, творческие и интеллектуальные способности.

Оценивая степень одаренности учащегося, во внимание принимается школьные и внешкольные успехи, а также виды деятельности, инициированные ребенком, его увлеченность и личный интерес. План работы с одаренными детьми в школе строится на выявлении и поддержке талантливых подростков с момента их прихода в образовательное учреждение.

На этапе поступления в первый класс с ребенком работает школьный психолог, который изучает и анализирует его память, речь, психологические особенности и логическое мышление.

Одаренность у несовершеннолетних проявляется выдающимися физическими характеристиками, психосоциальной чувствительностью и познавательным развитием, которое опережает сверстников

Опережающее познавательное развитие

- Ученики отличаются любознательностью, они острее других осознают мироустройство, чувствуют все происходящее, могут следить одновременно за рядом процессов, отмечая, как они влияют на окружающих.

- Они накапливают большие объемы информации, анализируя и используя ее благодаря своему раннему языковому развитию и отличной памяти, четко и излагают свои мысли, обладая широким словарным запасом.

- Осознают связи между предметами и явлениями, смысловые неясности, анализируя и делая выводы, не желают получать готовый ответ, занимаясь самостоятельным поиском истины.

- Дольше могут сохранять концентрацию внимания, благодаря чему чаще добиваются решения задачи или поиска правильного ответа. Демонстрируют особые математические способности и логику. 

Психосоциальная чувствительность

- Выдвигают высокие требования к себе и окружающим.

- Остро реагируют на любые проявления несправедливости, демонстрируя выраженное чувство справедливости, их нравственное развитие может опережать сознание

- Отличаются богатой фантазией и изобретательностью, к выполнению заданий подключают творчество, живое воображение и элементы игры.

- Характеризуются порывистостью и нетерпеливостью, ценят шутки, игру слов, демонстрируя достойное чувство юмора.

- Проявляют эгоцентризм,могут испытывать сложности в отношениях со сверстниками, негативное самовосприятие, чувствительны к словам окружающих, демонстрируют уязвимость и преувеличенные страхи.                      

Физические характеристики

- Одаренные подростки энергичнее своих сверстников, при этом для отдыха им требуется меньше времени, чем остальным.

- Познавательные способности у них могут опережать навыки владения своим телом и моторику, что иногда ошибочно принимают за несамостоятельность. Однако разница в физическом и интеллектуальном развитии при должном уходе нивелируется.

- Характеризуются нестабильным зрением в дошкольном и младшем школьном возрасте, из-за чего им сложно фокусироваться на предметах, которые находятся на разном расстоянии. (от тетради к доске)

Одаренные дети характеризуются продуктивностью мышления, упорством в стремлении к цели, принципиальностью, открытостью, богатой фантазией, умением прогнозировать и долгое время концентрироваться на выполняемой задаче.

Однако вместе с тем в портрете одаренного ребенка есть и негативные черты: слабое физическое развитие, стремление быть первым и доказывать свою правоту, отсутствие конформизма и неспособность признать поражение, принять точку зрения другого, неспособность демонстрировать внимание, если занятие ему неинтересно.

Поскольку дети нередко увлекаются сложными задачами, реализуя свою потребность к познанию, однако из-за отсутствия опыта нуждаются в поддержке взрослых, помогающих им доводить начатое до конца.

План работы школы с одаренными детьми: каким должен быть учитель?

Не для кого не секрет, что от участия педагогического коллектива в судьбе одаренного ребенка во многом зависит степень раскрытия его способностей. Выстраивая план по работе с одаренными детьми в школе, учитывается системность подхода и следование основным принципам взаимодействия с талантливыми учащимися.

Учителям важно:

  • акцентировать внимание на внеурочной деятельности;
  • стремиться разнообразить деятельность учеников для всестороннего развития личности;
  • придерживаться дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
  • создавать условия для эффективного взаимодействия учеников с минимальным участием педагогов;
  • предоставлять свободу выбора увлечений и дополнительных образовательных услуг.

Педагоги должны отличаться особыми качествами, которые потребуются для работы с одаренными детьми, поскольку для них они становятся не только источниками знаний, но и наставниками, которые воспринимают критику и могут прийти на помощь, проявляя весь свой жизненный опыт и багаж знаний.

Главная задача педагога - способствовать развитию способностей ребенка

Учитель-предметник или классный руководитель, работающий с одаренным детьми, должен отличаться:

  • умением нести ответственность за принятые решения;
  • эрудированностью, высокой нравственностью, дружелюбием по отношению ко всем учащимся;
  • верой в способности детей самостоятельно решать сложности, с которыми они столкнулись;
  • стремлением к работе над собой и интеллектуальному самосовершенствованию;
  • способностями к творческой и экспериментальной деятельности;
  • знаниями в области психологии и передовой педагогической мысли, организационными навыками.

Стратегия и план работы с одаренными детьми в школе

В образовательном учреждении проводится поэтапная работа с одаренными детьми, план которой включает:

  • выявление детей со способностями к творческой, спортивной или интеллектуальной деятельности;
  • создание условий для развития одаренности;
  • формирование и внедрение социально-ценностных компетенций у учеников;
  • социальная адаптация и профориентация выпускников школы.

План работы с одаренными детьми в школе подразумевает реализацию трех этапов

Этап

Описание

Форма работы

I этап

Аналитика

Это не разовое мероприятие, а продолжительная работа. Успехи учащихся в различных видах деятельности оцениваются и анализируются, что позволяет выявить одаренных детей. Для этого классные руководители проводят анкетирование, анализ семейно-бытовых условий, исследуют увлечения и образовательные результаты детей.

Наилучшим образом детский потенциал раскрывается через творческие мастерские музыкального, художественного, театрального спектра.

II этап

Диагностика

Творческие способности ребенка и его познавательные возможности подвергаются индивидуальной оценке.

Актуальны групповые формы взаимодействия: учащихся привлекают к проектной деятельности, различным конкурсам, олимпиадам, кружкам по интересам, ролевым тренингам, творческим мастерским.

III этап

Работа со способностями

Комплексная работа по формированию и развитию способностей учеников.

Оптимальной формой взаимодействия считаются клубы по интересам, кружки, в которых при поддержке преподавательского состава дети смогут проявлять инициативность, занимаясь эстетической, общественной, военно-патриотической, естественнонаучной и гуманитарной деятельностью.

Как составить план работы с одаренными детьми?

В расчет принимается степень и вид одаренности ребенка, его индивидуальные особенности, возраст. Общая работа с одаренными детьми в школе по плану строится по определенной структуре:

  1. Выявление одаренных детей, определение их способностей по определенному предмету.
  2. Заполнение индивидуальных карточек с указанием типа одаренности, способностей ребенка, особенностей его эмоционального и психологического развития, креативности. В карточку вносится предполагаемое направление работы и экспертная оценка способностей ученика.
  3. Составляется план групповых и индивидуальных занятий с детьми, одаренными по предмету.
  4. Педагог стимулирует участие этих детей в активной урочной и внеурочной деятельности, внешкольной работе (кружках, семинарах, проведении тематических и предметных недель, конкурсах, олимпиадах по предметам).
  5. Планирование классно-урочной работы с одаренными детьми через создание ситуаций успеха на уроках, использование упражнений дифференцированной сложности, задействование одаренных учеников в помощи и консультировании одноклассников.
  6. Изучение методов работы с детьми со способностями и подбор оптимальных.
  7. Формирование банка материалов для работы с одаренными детьми по определенному предмету.
  8. Указание вида и формы отчетности по работе с детьми с особыми способностями.
Размер:
19.75 Kb
Скачали:
7

Метки к статье: обмен опытом