Каждый ребенок от рождения имеет способности, однако только развитые должным образом они становятся базой для одаренности.
Приоритетной государственной задачей становится поддержка талантливых детей на всех уровнях и этапах.
Семья, социум и школа должны делать все для того, чтобы задатки способностей ребенка не угасали. Неудивительно, что особое место в деятельности школы и непосредственно учителей - предметников занимает составление плана работы с одаренными детьми и его успешная реализация.
Одаренность у детей бывает общей и специфической. Первая положительно влияет на широкий спектр способностей, благодаря чему ученик добивается успеха в различных сферах деятельности. Специфическая одаренность - узконаправленная, позволяя достигать выдающихся результатов в каком-либо одном виде деятельности.
Отдельно стоит говорить об учащихся, которые в силу ряда причин не смогли добиться успехов в учебе, но обладают незаурядными талантами и познавательной активностью. В целом все они легче усваивают основную программу, демонстрируют активную познавательную потребность, творческие и интеллектуальные способности.
Оценивая степень одаренности учащегося, во внимание принимается школьные и внешкольные успехи, а также виды деятельности, инициированные ребенком, его увлеченность и личный интерес. План работы с одаренными детьми в школе строится на выявлении и поддержке талантливых подростков с момента их прихода в образовательное учреждение.
На этапе поступления в первый класс с ребенком работает школьный психолог, который изучает и анализирует его память, речь, психологические особенности и логическое мышление.
Одаренность у несовершеннолетних проявляется выдающимися физическими характеристиками, психосоциальной чувствительностью и познавательным развитием, которое опережает сверстников
Опережающее познавательное развитие |
- Ученики отличаются любознательностью, они острее других осознают мироустройство, чувствуют все происходящее, могут следить одновременно за рядом процессов, отмечая, как они влияют на окружающих. - Они накапливают большие объемы информации, анализируя и используя ее благодаря своему раннему языковому развитию и отличной памяти, четко и излагают свои мысли, обладая широким словарным запасом. - Осознают связи между предметами и явлениями, смысловые неясности, анализируя и делая выводы, не желают получать готовый ответ, занимаясь самостоятельным поиском истины. - Дольше могут сохранять концентрацию внимания, благодаря чему чаще добиваются решения задачи или поиска правильного ответа. Демонстрируют особые математические способности и логику. |
Психосоциальная чувствительность |
- Выдвигают высокие требования к себе и окружающим. - Остро реагируют на любые проявления несправедливости, демонстрируя выраженное чувство справедливости, их нравственное развитие может опережать сознание - Отличаются богатой фантазией и изобретательностью, к выполнению заданий подключают творчество, живое воображение и элементы игры. - Характеризуются порывистостью и нетерпеливостью, ценят шутки, игру слов, демонстрируя достойное чувство юмора. - Проявляют эгоцентризм,могут испытывать сложности в отношениях со сверстниками, негативное самовосприятие, чувствительны к словам окружающих, демонстрируют уязвимость и преувеличенные страхи. |
Физические характеристики |
- Одаренные подростки энергичнее своих сверстников, при этом для отдыха им требуется меньше времени, чем остальным. - Познавательные способности у них могут опережать навыки владения своим телом и моторику, что иногда ошибочно принимают за несамостоятельность. Однако разница в физическом и интеллектуальном развитии при должном уходе нивелируется. - Характеризуются нестабильным зрением в дошкольном и младшем школьном возрасте, из-за чего им сложно фокусироваться на предметах, которые находятся на разном расстоянии. (от тетради к доске) |
Одаренные дети характеризуются продуктивностью мышления, упорством в стремлении к цели, принципиальностью, открытостью, богатой фантазией, умением прогнозировать и долгое время концентрироваться на выполняемой задаче.
Однако вместе с тем в портрете одаренного ребенка есть и негативные черты: слабое физическое развитие, стремление быть первым и доказывать свою правоту, отсутствие конформизма и неспособность признать поражение, принять точку зрения другого, неспособность демонстрировать внимание, если занятие ему неинтересно.
Поскольку дети нередко увлекаются сложными задачами, реализуя свою потребность к познанию, однако из-за отсутствия опыта нуждаются в поддержке взрослых, помогающих им доводить начатое до конца.
Не для кого не секрет, что от участия педагогического коллектива в судьбе одаренного ребенка во многом зависит степень раскрытия его способностей. Выстраивая план по работе с одаренными детьми в школе, учитывается системность подхода и следование основным принципам взаимодействия с талантливыми учащимися.
Учителям важно:
Педагоги должны отличаться особыми качествами, которые потребуются для работы с одаренными детьми, поскольку для них они становятся не только источниками знаний, но и наставниками, которые воспринимают критику и могут прийти на помощь, проявляя весь свой жизненный опыт и багаж знаний.
Главная задача педагога - способствовать развитию способностей ребенка
Учитель-предметник или классный руководитель, работающий с одаренным детьми, должен отличаться:
В образовательном учреждении проводится поэтапная работа с одаренными детьми, план которой включает:
План работы с одаренными детьми в школе подразумевает реализацию трех этапов
Этап |
Описание |
Форма работы |
I этап Аналитика |
Это не разовое мероприятие, а продолжительная работа. Успехи учащихся в различных видах деятельности оцениваются и анализируются, что позволяет выявить одаренных детей. Для этого классные руководители проводят анкетирование, анализ семейно-бытовых условий, исследуют увлечения и образовательные результаты детей. |
Наилучшим образом детский потенциал раскрывается через творческие мастерские музыкального, художественного, театрального спектра. |
II этап Диагностика |
Творческие способности ребенка и его познавательные возможности подвергаются индивидуальной оценке. |
Актуальны групповые формы взаимодействия: учащихся привлекают к проектной деятельности, различным конкурсам, олимпиадам, кружкам по интересам, ролевым тренингам, творческим мастерским. |
III этап Работа со способностями |
Комплексная работа по формированию и развитию способностей учеников. |
Оптимальной формой взаимодействия считаются клубы по интересам, кружки, в которых при поддержке преподавательского состава дети смогут проявлять инициативность, занимаясь эстетической, общественной, военно-патриотической, естественнонаучной и гуманитарной деятельностью. |
В расчет принимается степень и вид одаренности ребенка, его индивидуальные особенности, возраст. Общая работа с одаренными детьми в школе по плану строится по определенной структуре: