Успешное решение задач обучения возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.
Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс обучения не даст необходимого результата.
Проект "Вместе мы можем больше" направлен на создание условий для эффективного взаимодействия педагогов и родителей, оказывающих положительное влияние на формирование жизненных компетенций обучающихся.
Сотни тысяч учеников в России вынуждено перешли на онлайн-обучение. А поскольку детям с ОВЗ, а особенно детям с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), не обойтись без помощи, родителям пришлось столкнуться с большими трудностями. Родители не понимали, как организовать учебный процесс, ученики не справлялись с домашними заданиями.
После дистанционного обучения мы выделили основные проблемы, которые возникли у наших родителей.
- Проблемы адаптации. Человеческая психика всегда сопротивляется изменениям. Перейти с традиционного очного обучения в классе и живого контакта с учителем сложно просто потому, что все будет происходить чуть иначе, чем привыкли родители. Важно просто настроить свой мозг на новое восприятие и учителям, и родителям детей с ТМНР.
- Компьютерная грамотность. Мы увидели, что многие родители не в достаточной мере обладают компьютерной грамотностью. Хотя информацию о работе практически в любой программе сейчас совсем не сложно найти в интернете. Зачастую есть и текстовые инструкции и видео. Мы постарались дать понять родителям, что осваивать компьютерную граммотность - это не сложно и все равно придется.
- Планирование своего времени. В современном мире необходимо взять ответственность за управление собственным временем. Все графики становятся все более гибкими, люди все более мобильными. Родителям просто необходимо в данных условиях уметь составлять собственное расписание и придерживаться графиков.
- Самомотивация. Зачем родителям детей с ОВЗ вообще нужно какое-либо обучение, если у них нет внутренней потребности и мотивации?
Важно осознать, что сложности при обучении действительно есть, с ними сталкиваются все, но они преодолимы, просто требуют внимания и специального подхода. В современных условиях, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов образования и личностного развития ребенка.
Родители, в значительной мере не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют самостоятельно учебную деятельность вслепую, интуитивно. Все это, в большинстве случаев, не приносит положительных результатов.
Столкнувшись с дистанционным образованием впервые, у нас, у учителей, возникла необходимость проанализировать свою работу и на основании анализа, выработать методические рекомендации для родителей детей с ТМНР, научить родителей проявлять инициативу, помочь родителям стать партерами в образовательном процессе и решить основные проблемы, о которых мы говорили выше.
Цель проекта – создание условий для эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений, оказывающих положительное влияние на качество знаний и умений обучающихся.
Задачи проекта:
- Стимулировать родителей к эффективному взаимодействию со школой, используя различные направления совместной деятельности.
- Оказывать теоретическую и практическую помощь родителям для преодоления возможных сложностей при работе в сети интернет.
- Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей.
- Создать материал, готовый к внедрению и использованию родителями для совместной образовательной деятельности с ребенком с ТМНР.
Основное содержание проекта
Основными направлениями реализации проекта являются:
1. Взаимодействие семьи и школы:
- оказать всестороннюю консультативную помощь родителям по различным направлениям воспитания и развития детей с ТМНР;
- теоретическая и практическая помощь родителям для преодоления возможных сложностей при работе в сети интернет.
2. Просветительская деятельность: организация психолого-педагогическо¬го просвещения родителей через:
- круглый стол с родителями;
- индивидуальные беседы;
- создание "Копилки заданий" для родителей;
- создание буклета с рекомендациями при работе с обучающимися с ТМНР.
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Цель: проанализировать трудности при организации дистанционного обучения с детьми с ТНМР у родителей 2-4 спец. классов
2 этап. Основной
Цель: создать продукт проекта ("Копилка заданий", буклет), оказывать теоретическую и практическую помощь родителям. Создать буклет "Дорога доверия" (как заниматься с ребенком с ТМНР). Разработать конспект "круглого стола" -"Учимся понимать друг друга"
3 этап. Обобщающий
Цель: подведение итогов, анализ результатов, презентация проекта.
Результаты проекта
- Систематизирован накопленный учителями материал: оформлена "Копилка занятий", что дало возможность родителям, которые заинтересованы в развитии учебных навыков и умений ребенка осуществлять самостоятельно учебную деятельность не вслепую и интуитивно, а основываясь на рекомендации педагога.
- С помощью "Копилки занятий" у педагогов появилась возможность экономить свое время и время родителей, поскольку можно быстро сориентировать родителей на поиск необходимой им информации по предмету. А поскольку коррекционное образование построено в виде "спирали" и темы уроков повторяются на протяжении всего обучения, то у родителей появился вариант выбора предложенных разными учителями приемов и методов работы с ребенком с ТМНР.
- Родители не понимали, как организовать учебный процесс. Возникало много вопросов: "Ребенок не сидит за столом 10 минут, что делать?", "Что делать, когда ребенок просто сидит, смотрит на меня, улыбается и все?" и т.п. Нами были проанализированы все вопросы родителей, разработаны рекомендации и подготовлен буклет "Вместе мы можем больше".
- Проводились индивидуальные и групповые консультации для родителей на которых они получили теоретические и практические советы по преодолению возможных сложностей при работе в сети интернет.
- В 2-4 "с" классах был проведен круглый стол на тему: "Учимся понимать друг друга", на котором ознакомили родителей с созданными нами материалами в помощь родителям.
- В процессе дистанционного обучения многие родители проявляли искренний интерес и желание посильно оказать помощь своему ребенку в процессе обучения, они ежедневно присылали отчеты занятий, у них возникало множество вопросов, они проявляли инициативу, даже творчество. Поэтому возникло желание стимулировать таких родителей и наградить их благодарностями.
- Поставленная цель проекта достигнута, задачи выполнены.
Сотрудничество педагогов и родителей укрепляет и расширяет дорогу доверия!
Ковалева Светлана Леонтьевна, учитель-дефектолог МКОУ ОШ № 30
proekt.rar
Размер:
21.26 Kb