Тестовый контроль знаний на уроках биологии

Тестовый контроль – это проверка знаний с помощью контрольно-тренировочных заданий в письменной форме, которая характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результатов.

Тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно, в конце XIX – начале XX века. Считается, что разработка первого педагогического теста принадлежит американскому психологу Эдуарду Ли Торндайку.

Анализ литературы позволил выделить особенности психолого-педагогической сущности тестового опроса: это не только установление факта наличия или отсутствия какого-либо качества или свойства, а прежде всего выявление личностного приращения у ребенка, т.е., по мнению А.Н. Майорова, тест необходим для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Такое понимание тестового опроса позволяет предъявлять к нему определенные требования по его структуре, что необходимо учитывать при составлении тестов: наличие "заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов».

Нетрадиционные формы заданий, к которым относятся тесты, требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство школьников с различными видами тестов и обучение работе с ними. Таким образом, на первых этапах применения тестовых заданий больше времени уделяется обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Овладение этой технологией позволяет в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки и коррекции знаний.

Грамотное выполнение тестовых заданий учащимися предполагает овладение рядом универсальных учебных действий: поиск, обобщение, сравнение и конкретизация информации, самостоятельный выбор алгоритма выполнения задания и др.

Таким образом, в ходе педагогической деятельности были сформулированы следующие условия успешности использования тестового контроля на уроках биологии:

  1. поэтапная работа по применению тестового опроса;
  2. организация систематического контроля индивидуального продвижения учащихся в освоении правил работы с тестами.

Первое условие: поэтапная работа по применению тестового опроса. Поэтапная работа по применению нетрадиционных форм и методов контроля знаний – тестового опроса – требует довольно-таки развитых умений по работе с такими заданиями, которые накапливаются у учащихся постепенно от класса к классу. По этой причине в каждом классе тесты вводятся постепенно, т.е. поэтапно. Хорошо освоив один тип можно переходить к введению следующего.

Деятельность педагога в 6 классе предполагает работу обучающихся с простейшими тестами на опознание, с тестами по выбору одного правильного ответа и тестами-рисунками по определению объектов. В этот период уместно и введение тестов на знание биологических терминов, так как в прямых заданиях данного типа дается всего лишь один верный ответ и ученики с ним уже умеют работать.

7 класс – начинается работа с тестовыми заданиями с частицей "НЕ», тестами по выбору нескольких правильных ответов, используются тесты-рисунки по определению последовательности процессов и явлений, графические тесты-диктанты по определению объектов.

Сложность при выполнении заданий с частицей "НЕ» заключается в том, что учащиеся часто не обращают внимания на отрицание в вопросе, поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут использоваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом.

Однако составить задания с отрицанием "НЕ» очень сложно, так как требуется подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся на более сложный характер умственной деятельности и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения.

Характер мыслительной деятельности семиклассников позволяет приступить к выполнению тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. Общее число ответов увеличивается до 5-7, число правильных ответов школьникам не сообщается, поэтому при их использовании максимально развивается умение анализировать знания, что способствует формированию умений по работе с тестами.

В 8 классе начинается работа с тестами на выбор правильной гипотезы, метода исследования, применяются тесты-диктанты, тестовые таблицы.
Тесты диктанты подразделяются на терминологические, графические и цифровые и используются с целью лучшего запоминания и проверки усвоения терминологии, определений, названий биологических объектов.

В 9 классе вводятся в работу тесты-графики, задания с алгоритмом ответа, тесты-рисунки по определению явлений и процессов, по определению межвидовых отношений, приспособленностей к среде обитания. К окончанию 9 класса обучающиеся владеют всеми основными типами тестов, которые могут им встретиться при проведении основного государственного экзамена по биологии .

Для проверки знаний старшеклассников наряду с освоенными типами тестов используются тесты-нумераторы. На доске (или карточке) записываются признаки объекта, а слева и справа они нумеруются порядковыми цифрами. Обучающимся предлагаются биологические объекты, рядом с которыми они должны записать цифры, под которыми указаны те признаки, которые соответствуют этому объекту.

Выполнение данного типа заданий максимально направлено на формирование умения по работе с тестами, так как заполнение учащимися тестовых таблиц позволяет развивать и контролировать их умения анализировать, классифицировать, группировать, приводить знания в систему, выделять общие, различные и наиболее существенные признаки биологического объекта. Возможно использование нескольких вариантов заданий, требующих работы с таблицами.

У старшеклассников чаще, чем у школьников основного звена, используются тесты на определение последовательности событий.

Второе условие успешности использования тестового опроса на уроках биологии: организация систематического контроля индивидуального продвижения учащихся в освоении правил работы с тестами.

Важное место на уроках занимает проверка не только знаний, но и умений работать с тестовыми заданиями. Контролировать умения сложнее, чем знания, так как это занимает больше времени

Именно с помощью тестового опроса возможно сократить время контроля и быстро выявить уровень овладения умением сразу у всех детей класса.

При работе с тестами уделяется внимание умениям, включенным в требования стандарта основного общего образования, составляющие минимум обязательной общеобразовательной подготовки: умение готовить и рассматривать микропрепараты, проводить наблюдения в природе, ставить опыты, определять растения, узнавать изученных животных, соблюдать гигиенические нормы, правила поведения в природе и др.

Для проверки умения проводить наблюдения объекта или процесса в ответах к заданию дается описание действий. При этом оно включает как правильные, так и неправильные действия. Ученик должен выбрать только правильные и расположить их в нужной последовательности. Аналогичные тесты применяются на уроках и для проверки умения устанавливать связи между объектами и явлениями.

Применение тестового контроля знаний позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной.

Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т.е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Систематические использование тестового контроля знаний на уроках биологии способствует успешному учению каждого ученика.

Размер:
12.58 Kb
Скачали:
2

Метки к статье: обмен опытом, тесты, биология