Тестовый контроль знаний на уроках биологии

Тестовый контроль – это проверка знаний с помощью контрольно-тренировочных заданий в письменной форме, которая характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результатов.

Тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно, в конце XIX – начале XX века. Считается, что разработка первого педагогического теста принадлежит американскому психологу Эдуарду Ли Торндайку.

Анализ литературы позволил выделить особенности психолого-педагогической сущности тестового опроса: это не только установление факта наличия или отсутствия какого-либо качества или свойства, а прежде всего выявление личностного приращения у ребенка, т.е., по мнению А.Н. Майорова, тест необходим для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Такое понимание тестового опроса позволяет предъявлять к нему определенные требования по его структуре, что необходимо учитывать при составлении тестов: наличие "заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов».

Нетрадиционные формы заданий, к которым относятся тесты, требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство школьников с различными видами тестов и обучение работе с ними. Таким образом, на первых этапах применения тестовых заданий больше времени уделяется обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Овладение этой технологией позволяет в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки и коррекции знаний.

Грамотное выполнение тестовых заданий учащимися предполагает овладение рядом универсальных учебных действий: поиск, обобщение, сравнение и конкретизация информации, самостоятельный выбор алгоритма выполнения задания и др.

Таким образом, в ходе педагогической деятельности были сформулированы следующие условия успешности использования тестового контроля на уроках биологии:

  1. поэтапная работа по применению тестового опроса;
  2. организация систематического контроля индивидуального продвижения учащихся в освоении правил работы с тестами.

Первое условие: поэтапная работа по применению тестового опроса. Поэтапная работа по применению нетрадиционных форм и методов контроля знаний – тестового опроса – требует довольно-таки развитых умений по работе с такими заданиями, которые накапливаются у учащихся постепенно от класса к классу. По этой причине в каждом классе тесты вводятся постепенно, т.е. поэтапно. Хорошо освоив один тип можно переходить к введению следующего.

Деятельность педагога в 6 классе предполагает работу обучающихся с простейшими тестами на опознание, с тестами по выбору одного правильного ответа и тестами-рисунками по определению объектов. В этот период уместно и введение тестов на знание биологических терминов, так как в прямых заданиях данного типа дается всего лишь один верный ответ и ученики с ним уже умеют работать.

7 класс – начинается работа с тестовыми заданиями с частицей "НЕ», тестами по выбору нескольких правильных ответов, используются тесты-рисунки по определению последовательности процессов и явлений, графические тесты-диктанты по определению объектов.

Сложность при выполнении заданий с частицей "НЕ» заключается в том, что учащиеся часто не обращают внимания на отрицание в вопросе, поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут использоваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом.

Однако составить задания с отрицанием "НЕ» очень сложно, так как требуется подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся на более сложный характер умственной деятельности и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения.

Характер мыслительной деятельности семиклассников позволяет приступить к выполнению тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. Общее число ответов увеличивается до 5-7, число правильных ответов школьникам не сообщается, поэтому при их использовании максимально развивается умение анализировать знания, что способствует формированию умений по работе с тестами.

В 8 классе начинается работа с тестами на выбор правильной гипотезы, метода исследования, применяются тесты-диктанты, тестовые таблицы.
Тесты диктанты подразделяются на терминологические, графические и цифровые и используются с целью лучшего запоминания и проверки усвоения терминологии, определений, названий биологических объектов.

В 9 классе вводятся в работу тесты-графики, задания с алгоритмом ответа, тесты-рисунки по определению явлений и процессов, по определению межвидовых отношений, приспособленностей к среде обитания. К окончанию 9 класса обучающиеся владеют всеми основными типами тестов, которые могут им встретиться при проведении основного государственного экзамена по биологии .'

Для проверки знаний старшеклассников наряду с освоенными типами тестов используются тесты-нумераторы. На доске (или карточке) записываются признаки объекта, а слева и справа они нумеруются порядковыми цифрами. Обучающимся предлагаются биологические объекты, рядом с которыми они должны записать цифры, под которыми указаны те признаки, которые соответствуют этому объекту.

Выполнение данного типа заданий максимально направлено на формирование умения по работе с тестами, так как заполнение учащимися тестовых таблиц позволяет развивать и контролировать их умения анализировать, классифицировать, группировать, приводить знания в систему, выделять общие, различные и наиболее существенные признаки биологического объекта. Возможно использование нескольких вариантов заданий, требующих работы с таблицами.

У старшеклассников чаще, чем у школьников основного звена, используются тесты на определение последовательности событий.

Второе условие успешности использования тестового опроса на уроках биологии: организация систематического контроля индивидуального продвижения учащихся в освоении правил работы с тестами.

Важное место на уроках занимает проверка не только знаний, но и умений работать с тестовыми заданиями. Контролировать умения сложнее, чем знания, так как это занимает больше времени

Именно с помощью тестового опроса возможно сократить время контроля и быстро выявить уровень овладения умением сразу у всех детей класса.

При работе с тестами уделяется внимание умениям, включенным в требования стандарта основного общего образования, составляющие минимум обязательной общеобразовательной подготовки: умение готовить и рассматривать микропрепараты, проводить наблюдения в природе, ставить опыты, определять растения, узнавать изученных животных, соблюдать гигиенические нормы, правила поведения в природе и др.

Для проверки умения проводить наблюдения объекта или процесса в ответах к заданию дается описание действий. При этом оно включает как правильные, так и неправильные действия. Ученик должен выбрать только правильные и расположить их в нужной последовательности. Аналогичные тесты применяются на уроках и для проверки умения устанавливать связи между объектами и явлениями.

Применение тестового контроля знаний позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной.

Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т.е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Систематические использование тестового контроля знаний на уроках биологии способствует успешному учению каждого ученика.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, тесты, биология