Статья "От веселых стартов - к олимпийским вершинам"

Каждый ли ученик может добиться успеха при занятиях физической культурой или для этого нужны особые природные данные? Каждый ли учитель может стать мастером своего дела или личные дарования необходимы для достижения педагогического успеха?

Одним словом, какие же факторы влияют на успех деятельности, на формирование личности: природные или социальные? То, что человек получил при рождении, или то, что у него сформировалось при жизни?

Вопрос не такой простой, как это кажется на первый взгляд. В спортивной литературе аксиомой принято считать необходимость определенных врожденных качеств не только для достижения успеха в том или ином виде спорта, но и вообще для принятия в секцию, для включения в спортивную команду. Также в общей истории педагогики превалирует точка зрения, согласно которой для достижения успеха в воспитании и обучении детей необходимо личное дарование учителя.

Задача педагогического образования – развить заложенное природой. Нет врожденного таланта – не будет хорошего педагога. Большая часть педагогов считает, что природные данные – основа успехов в спорте. Меньшинство считает главным не врожденные качества, а трудолюбие и прилежание.

Конечно, немалое влияние на будущие спортивные успехи ученика окажут его рост, вес, особенности телосложения, развитие двигательных качеств. Но формы тела, физическое развитие могут быть лишь предпосылкой. Они не детерминируют достижения человека в какой-либо деятельности. Двигательные же качества физиологи считают нестабильными. Они быстро поддаются коррекции.

Б.А. Сироткиной было отобрано 10 девочек, не принятых в отделение гимнастики ДЮСШ, так как они были недостаточно гибкими. Через 3 месяца, после 36 занятий гимнастикой, эти девочки догнали по гибкости наиболее "перспективных" сверстниц. Правда, быстрота реакции имеет врожденную основу. Она определяется латентным периодом, связанным с задержкой сигнала в синапсе, а эта задержка почти не поддается тренировке, трудно поддается коррекции частота движений. Но все это играет большую роль не в школьной физической культуре, а в спорте высших достижений.

Таким образом не отрицая роли задатков в выборе вида спорта и достижения успехов в нем, мы говорим, что главное – не биологические, а социальные особенности личности начинающих заниматься спортом. При настойчивости, упорстве, трудолюбии определенных успехов в избранном виде спорта добьется каждый физически здоровый человек.

Так же обстоят дела и с педагогическим талантом. "Я проработал 32 года, - писал А.С. Макаренко, - и всякий учитель, который проработал более или менее длительно, - мастер, если он не лентяй". Таким образом, по мысли Макаренко, педагогом мастером может стать любой учитель, имеющий опыт работы. Стать не только мастером, но педагогом средней руки, не выходя из библиотеки нельзя. Но опыт – это только одно из слагаемых. Второе слагаемое трудолюбие. Чтобы стать высококвалифицированным специалистом в любой области, тем более в такой многогранной, постоянно развивающейся, как педагогика, необходима повседневная работа над собой.

На формирование человека, его успехи в избранном виде деятельности оказывают влияние следующие факторы: задатки, воспитание, среда и личное стремление человека к самосовершенствованию

Важнейшим фактором, влияющим на формирование способностей человека, педагоги и психологи считают воспитание. Воспитание, если оно начато вовремя, способно творить чудеса.

Вот один из известных науке случаев. Французская экспедиция в дебрях Амазонки нашла племя, которое жило примерно в каменном веке. Это племя не знало ни земледелия, ни скотоводства. Одним из продуктов питания первобытных людей был мед. Племя назвали "медовой цивилизацией". Когда экспедиция покидала племя, она забрала с собой девочку. Ребенка, которому было несколько месяцев, привезли в Париж и отдали на воспитание одинокой женщине.

Она с подлинно материнской лаской и заботой воспитывала девочку. В 6 лет та пошла начальную школу, которую окончила первой по списку. Также была лучшей в гимназии. С отличием окончила университет. Сейчас Мари Ивон – доктор этнографии, профессор. Среда, в которую попал ребенок, и целенаправленное воспитание сформировали из дочери дикарей цивилизованного человека, ученого.

Правильное воспитание необходимо начинать вовремя. Тем более, если упущено время, пропущена так называемая сенситивная зона, возрастной период, когда наиболее успешно формируются те или иные качества, заполнить пробел в воспитании или знаниях, двигательном опыте почти невозможно. Дети, вскормленные животными и прожившие с ними первые годы жизни, стать людьми уже не могут.

Добиться успехов в плавании, гимнастике и многих других видах спорта, если в школьные годы соответствующей подготовки не было, уже невозможно. Работая со школьниками, необходимо убеждать их, что труд может компенсировать недостатки телосложения, низкий рост, замедленную реакцию и т.п. Личное стремление к самосовершенствованию может преодолеть недостатки воспитания, неблагоприятную среду, неудачно сложившиеся обстоятельства жизни.

Веселые старты. Награждение олимпийских чемпионовВеселые старты. Награждение олимпийских чемпионов

Достаточно вспомнить, что Ломоносов был сыном рыбака-помора, Молбер – дворцового обойщика, Рембранд – мельника, Фарадей – кузнеца, А.М. Горький, который рос в обстановке "звериной вражды и свинцовой мерзости, стал величайшим альтруистом. Спортивные примеры особенно разительны. Показательная судьба хоккеиста Вячеслава Фетисова. С самого начала своего спортивного пути этот советский хоккеист проявлял невиданную силу воли – работал на пределе своих возможностей, чтобы в будущем выступать за сборную страны.

В итоге благодаря знаменитой пятерке – Вячеслав Фетисов, Алексей Касатонов, Сергей Макаров, Владимир Крутов, Игорь Ларионов – сборная СССР уверенно держалась в тройке лидеров мирового хоккея и завоевала множество международных наград. Сам Фетисов играл в НХЛ, выиграл Кубок Стэнли. На долю Вячеслава Фетисова выпало немало трудностей. В 1979 году он получил серьезную травму спины – спортсмена парализовало, он не мог ходить. Прогнозы врачей были неутешительными. Однако хоккеист смог совершить невероятное, восстановился и вернулся на лед.

Впереди ожидали новые трудности. В 1997 году хоккеист снова попал в аварию, только теперь вместе с ним были двое его сокомандников. Все трое получили серьезные ранения. Тем не менее после всех испытаний и травм – физических и душевных – спортсмен не бросил хоккей, не отвернулся от своей мечты. Он вернулся на лед и остался верен своему виду призванию, несмотря ни на что.

Так же как указанный спортсмен, каждый школьник может добиться успеха в том или ином виде спорта, причем тем быстрее, чем более вид спорта соответствует его психическим и физическим данным. Точно так же каждый психически и физически здоровый человек может стать педагогом-мастером. Для этого необходимы крепкое желание и неустанный труд. Вообще неспособных людей нет. Каждый способен к какой-либо деятельности. А вот выявление этих способностей – дело непростое, трудоемкое.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!