Мотивация обучающихся к занятиям по борьбе самбо

Статья посвящена определению роли уровня мотивации обучающихся к занятиям по борьбе самбо.

Автором отмечено, что анализ мотивов, активизирующих стремление обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом является одной из важных педагогических проблем в воспитании, поскольку мотивы имеют решающее значение в поведении и стимуляции активной деятельности.

В статье на основании аналитического обзора теоретических наработок современных специалистов и практического опыта описывается как учебно-тренировочные занятия по борьбе самбо способствуют развитию физических качеств, функциональных возможностей суворовцев, улучшению их здоровья, умственной и физической работоспособности, повышению эффективности учебной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, борьба самбо, физическая культура, обучающиеся, суворовцы, здоровье.

Проблема укрепления здоровья средствами физической культуры приобретает особую актуальность в условиях перманентной информатизации общества и цифровизации экономики. Это связано с тем, что двигательная активность населения снижается при дистанционной доступности многих услуг и товаров. Малоподвижный образ жизни, нервные, психические и эмоциональные напряжения, а также нарушение режима питания - основные причины заболевания детей и подростков.

Чем старше ребенок, тем больше времени он проводит за компьютером, телевизором и используя иные гаджеты. Недостаток физической активности приводит к избытку веса, слабости, снижению потребности в движении

Большую роль в процессах нивелирования негативных последствий снижения двигательной активности играет мотивация подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом. При этом целесообразно учитывать интересы молодых людей, их увлечения и желания развивать определенные навыки. Целью данной статьи является исследование мотивации обучающихся к занятиям борьбой самбо.

Молодой организм в подростковом возрасте испытывает потребность в движениях, поскольку они являются одними из главных природных средств совершенствования жизненных функций. Общеизвестно, что обучение в учебных учреждениях связано с влиянием на организм обучающихся ряда неблагоприятных факторов.

Во-первых, это большая статическая нагрузка, которая требует специальной организации активного отдыха для удовлетворения естественной потребности подростка в движениях.

Во-вторых, это необходимость усваивать большое количество различной информации и напряжение зрительного аппарата вследствие длительной работы с мелкими объектами во время чтения, письма и т.д. Каждый в отдельности и все вместе эти факторы создают предпосылки для отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, а также накопление избыточной массы тела. Это приводит к заболеванию сердечно-сосудистой системы, нарушению обмена веществ, снижает защитные силы организма.

Интерес к физической культуре одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Мотив - это побудитель к действию, поступку, деятельности. Приоритетными мотивами к занятиям физической культурой и спортом обучающихся подросткового возраста является укрепление здоровья, совершенствование формы тела, достижение высокого спортивного результата, общение с друзьями и активный отдых.

Для выяснения мотивации обучающихся возрастного периода с 11 до 18 лет в сфере физического воспитания и определения путей формирования физической культуры необходимо установить те побуждения, которыми руководствуется обучающиеся в своих поступках, желаниях в процессе учебной и внеклассной деятельности.

Занятие по борьбе самбоЗанятие по борьбе самбо

Мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и др. Эти побуждения выполняют разную роль в общей картине мотивации, на разных этапах возрастного развития получают большее или меньшее значение.

Существуют определенные различия в структуре внешних и внутренних факторов, влияющих на мотивацию к систематическому выполнению физических упражнений, как средства самосовершенствования у обучающихся. Потребности, мотивы и интересы в области физического воспитания имеют свои возрастные особенности, связанные с психологическим развитием личности, социальным формированием индивида, темпераментом, социально-экономическими условиями жизни конкретной семьи.

Выявленные возрастные закономерности формирования мотивов и интересов обучающихся в области физической культуры и спорта, влияющие на мотивацию к занятиям борьбой самбо, позволяют разработать рекомендации для преподавателей физической культуры и тренеров по борьбе самбо в части организации и методики проведения педагогической работы в учебном заведении, коррекции программы по физической культуре и дифференцированному подходу к каждому обучающемуся.

Основными причинами низкой мотивации к занятиям физической культурой и спортом являются:

  • обесценивание социального престижа здорового образа жизни;
  • недооценка в учебных заведениях социальной, оздоровительной и воспитательной роли физического воспитания и спорта; низкий уровень физического состояния старшеклассников и выпускников школ;
  • снижение интереса к традиционной форме организации занятий по физическому воспитанию;
  • направленность учебного процесса по физическому воспитанию на выполнение контрольных нормативов;
  • отсутствие индивидуального подхода в процессе физического воспитания.

Результаты исследования возрастной динамики мотивов занятий физической культурой и спортом Лапшиной В.Н. показали, что первое место как у парней, так и у девушек, занимает мотив совершенствования формы тела, однако развитие этого мотива имеет свои особенности. Проведенные исследования различными учеными не исчерпывают проблему изучения мотивации к физическому самосовершенствованию посредством борьбы самбо и ставят ряд вопросов, которые касаются формированию приоритетов культуры физического здоровья и мотивации его улучшения, сохранения, начиная с детского возраста и заканчивая старшими возрастными группами.

Среди мотивов занятий спортом можно выделить общие и конкретные. К первым относится желание обучающегося заниматься любым видом спорта или физическими упражнениями, ко вторым желание заниматься только выбранным видом спорта. Мотивы к занятиям по борьбе самбо, с точки зрения Глебова Д.В. и Рябцева С.М., могут быть направлены на процесс деятельности (потребность в двигательной активности, получение впечатлений от спортивной деятельности) и на результат (стремление к самосовершенствованию, самоутверждению, самовыражению).

Современные виды единоборств, такие как борьба самбо, боевое самбо, характеризуются тренировочной работой, направленной на совершенствование физической подготовленности, физическое развитие, улучшение здоровья, самозащиту. В частности, борьба самбо пользуется высокой популярностью среди современной молодежи - в результате анкетирования 50 обучающихся суворовского училища в возрасте 11-18 лет выявлено, что более 70% (35 суворовцев) хотят перманентно заниматься этим видом единоборств. Кроме того, по результатам опроса респондентов следует также констатировать, что благодаря средствам борьбы самбо 76% опрошенных (38 суворовцев) отметили положительные изменения по всем показателям физической подготовленности.

Анализ мотивационно-ценностного отношения к занятиям по борьбе самбо показал, что обучающиеся могут пропускать занятия по следующим причинам:

  1. Отсутствие интереса и переход в другой кружок или секцию. (16%, 8 суворовцев)
  2. Большая нагрузка по учебным предметам. (20%, 10 суворовцев)
  3. Подготовка к экзаменам (ЕГЭ, ОГЭ). (12%, 6 суворовцев)

Борьба самбо как естественный вид физических упражнений имеет прикладную направленность и используется для военно-физической подготовки в армии и полиции. Арсенал технико-тактических действий, рекомендованных и используемых в процессе прикладной подготовки обучающихся суворовского военного училища, как правило, включает защиту от различных видов нападения, а также броски, защиту от ударов, болевые приемы.

Использование технических средств обучения и контроля знаний в сочетании с методами проблемного обучения и целеполагания позволяет активизировать процесс теоретической подготовки самбистов, способствует повышению информативности и наглядности, обеспечивает оперативный контроль знаний по изучаемым вопросам.

Занятия по борьбе самбо отличаются от других видов единоборств доступностью и простотой выполнения технических действий, что также мотивирует занимающихся. Самбо, по мнению специалистов, популярный вид спорта, вобравший в себя огромный практический опыт, накопленный всеми видами борьбы народов мира, кроме того, он не требует чрезмерных материальных затрат для овладения навыками и доступен для саморазвития и самосовершенствования. На занятиях по борьбе самбо разрешается и даже рекомендуется использовать дополнительный инвентарь для выполнения конкретных задач.

В ходе опроса суворовцев было установлено, что мотивом к занятиям, помимо прочего, является значительное разнообразие упражнений и приемов, которые позволяют проводить теоретическое обучение и практические тренировки на высоком эмоциональном уровне, способствуя развитию силы, общей, силовой и специальной выносливости, статической выносливости мышц туловища, гибкости, ловкости и координации движений, физической работоспособности, формированию морально-волевых качеств и патриотизма.

В борьбе самбо широко используются специальные упражнения из других видов спорта: тяжелой и легкой атлетики, акробатики и др. Систематические занятия повышают у суворовцев уверенность в своих силах, развивают такие морально-волевые качества, как: мужество, настойчивость, смелость, решительность, целеустремленность, выдержку, волю к победе, необходимые в учебе и быту и для формирования гармонично развитой личности.

Во время выполнения технически сложных приемов по борьбе самбо и бросков с большой амплитудой, приемов со сложным построением и в ходе отработки комбинационных серий технико-тактических действий развивается творческое и логическое мышление, скорость реакции, концентрация, устойчивость, инициативность, находчивость.

Наряду с развитием основных физических качеств, занятия по борьбе самбо способствуют укреплению здоровья, развитию и совершенствованию функциональных возможностей организма обучающихся, которые необходимы для повышения уровня физической подготовленности, работоспособности в процессе обучения. Многолетние наблюдения подтверждают, что при условии соблюдения элементарных мер безопасности травматизм минимизируется.

Варьирование сложности приемов по борьбе самбо для обучающихся с различным физическим развитием и физической подготовленностью позволяет эффективно решать задачи формирования тела, исправления недостатков телосложения, развития и укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата. Борьба самбо позволяет повысить эффективность обучения за счет высокого эмоционального уровня занятий, высвобождения негативной энергии и эмоций.

Таким образом, следует констатировать, что внедрение занятий по физическому воспитанию со спортивной направленностью с учетом свободного выбора обучающихся вида спорта, а именно борьбы самбо, позволит улучшить их функциональное состояние, здоровье и физическую подготовленность, работоспособность, сформировать положительную мотивацию к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, повысить показатели спортивной подготовленности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом