Планета детей-билингвов

Сегодня человечество переживает эпоху глобализации. Открытые границы и переезды в другие страны стали обыденным явлением и, как следствие, появляются дети-билингвы.

В нашем случае это всего лишь этническое явление. Его предпосылками стала, как не странно, межнациональная напряженность в Ферганской долине Узбекистана в 90-годы прошлого века. Люди уезжали с обжитых мест, спасаясь от войны.

В нашем дошкольном учреждении уже 80% процентов детей, родители которых по паспорту Россияне, но по национальности турки-месхетинцы. Они бережно хранят родной язык в своих семьях, но как следствие дети, рожденные и живущие в России, с трудом изъясняются на языке своей страны.

Детям-билингвам предстоит пройти нелегкий путь – стать полноценным членом российского общества. В связи с этим перед педагогами встает следующая проблема: как воспитать, обучить и адаптировать таких детей? Ведь для иноязычных детей приход в дошкольное учреждение является настоящим испытанием.

Дети билингвыДети билингвы

Травмирующим фактом становится отрыв не только от родителей, но и от родной культуры, так как в детском саду они сталкиваются с другими правилами поведения, другими играми и, самое главное, с другими людьми, которые разговаривают на чужом им языке.

Чтобы помочь детям-билингвам адаптироваться к новым условиям, организовать для них воспитательный и образовательный процесс, педагоги должны обладать особенной профессиональной компетенцией. В отличие от моих коллег я являюсь носителем языка моих воспитанников. Но моя задача в том, чтобы являясь воспитателем средней группы вывести детей на уровень свободного речевого общения для дальнейшей подготовки к школе.

Группа детей билингвов, для которых русский язык является вторым из родных, крайне неоднородна. Условно можно выделить три уровня речевого развития: высокий, средний, низкий.

Коммуникативно-речевая активность на русском языке у ребенка с высоким уровнем отличается следующими особенностями: почти нет проблем в понимании вопросов, он может поддерживать разговор на заданную тему, выражая свои мысли легко и свободно, использует широкий диапазон лексики, сложные предложения.

Для среднего уровня характерно общее понимание вопросов и желание участвовать в коммуникативно-речевых ситуациях. У ребенка очень ограниченный лексический запас. Ребенок с низким уровнем не может вести беседу на русском языке, умеет общаться на бытовом уровне.

Итак, ребенок преобладает в пространстве двуязычия (русского и родного). Но одним (родным), он "владеет", а другим (русским) – нет (либо владеет слабо). Однако русский является языком обучения и воспитания в наших учебных заведениях. В этой связи, современные родители прекрасно понимают, что без соответствующей подготовки ребенку очень трудно будет начать школьное обучение, а детский сад является ступенью данного обучения.

Поэтому из важнейших составляющих подготовки к школе является не обучение грамоте и элементарным математическим представлениям, а развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками. Как же без знания русского языка можно научиться общаться.

Наша деятельность в детском саду направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников

При создании предметно-пространственной развивающей среды мы обращаем внимание на игры, пособия и материалы, так чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи. Для этого используем: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам.Так же имеются пособия и материалы, необходимые для развития речи детей: зеркала, картотека артикуляционных упражнений, пособия для развития мелкой моторики, картотека речевых упражнений и т. д.

В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой, в нашей группе организован центр книги, где имеются детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Большой интерес вызывают у детей книги-самоделки с рассказами и сказками, которые мы изготавливаем сами. Дети с большим удовольствием выбирали и наклеивали картинки для книг.

Работу с детьми по развитию связной речи мы осуществляем посредством организации разных форм деятельности. Основные формы – это игра и организация образовательных ситуаций общения.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей. Содержание настольных игр в группе очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото.

Для развития диалогической и монологической речи большую роль играют образовательные ситуации общения. Такие ситуации чаще всего возникают спонтанно в ходе рассматривания картинок, игрушек, чтения сказок и рассказов, разучивания стихотворений. А теперь мы хотели бы представить практическую часть нашего педагогического опыта в данном направлении.

Рисование на манной крупе

Насыпаемна поднос слой манки толщиной примерно 2-3 мм разровняем. Далее можно изобразить геометрические фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко, цифры и т.д. В первую очередь рисование манкой помогает ребенку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на развитие речи.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции, она не утомляет малыша.

Труба общения

Этот метод работы в парах используется с детьми-билингвами высокого и среднего уровня освоения языка, а так же с парами русскоязычный ребенок-ребенок билингв. Для этого у нас есть так называемая "труба общения".

Ребенок, слабо говорящий на русском, смотрит на картинку и произносит слово на турецком в данную трубочку, приставленную к уху своего товарища, а тот, в свою очередь должен произнести слово на русском. Затем дети меняются.

Тактильная книга

Тактильная книга - это книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами и называет их.

Ведь еще Сухомлинский говорил: " Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!"

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом