Статья "Не удовлетворение собственной внешностью и восприятие себя. Рекомендации и советы учителям и родителям"

Благодаря проектной работе по теме "Психология красоты: как стандарты красоты влияют на психику подростка и восприятие себя" выявлена проблема влияния эталонов красоты на психику подростка и восприятие себя.

Большинство родителей и учителей совсем не обращают внимание на то, что подростки, находя в себе недостатки, разрушают себя, прибегая к диетам, к привлечению внимания посредством зарабатывания лайков на экстремальные фото и видео.

Желание подростков соответствовать модным стандартам, изменять себя под изложенные современным обществом параметры красоты заставляет молодых людей на психическом, а иногда физическом уровне приносить себе вред. Актуальность проблемы заключается в том, что подростки, в 95% случаев из которых девушки, не воспринимают собственную внешность, сравнивая себя с признанным эталоном красоты, у подростка развивается неприятие себя, своей внешности, желание изменить его.

ПодростокПодросток

В мире множество стран. У каждой страны, народа свои идеалы и стандарты красоты. В разные исторические эпохи, а также в разных культурах эти стандарты отличаются друг от друга. Во все времена люди разных национальностей создавали в обществе тенденции, которым следовали молодые поколения, меняя и подстраивая себя, поэтому проблема влияния стандартов красоты на подростков не утрачивает свою силу актуальности с течением времени, неправильное отношение подростков к собственной внешности и искаженное представление о красоте своего тела является актуальной и значимой проблемой в современном обществе.

Подростковый возраст является одним из главных факторов в формировании личности подростка. Особенностью подросткового возраста является интенсивные психофизиологические изменения, при котором подросток тщательнее анализирует себя, свою внешность, свое поведение, исходя из того, что считается модным и красивым в данный момент среди молодежи

В связи с выявленной проблемой, является важным разработать советы и рекомендации не только для подростков, которые не удовлетворены своей внешностью, а также для их родителей и учителей, ведь именно они играют немаловажную роль в формировании самооценки подростка, его мыслей и ориентиров по поводу своей внешность и на жизнь в целом.

Рекомендации для родителей подростков

Уважаемые, папы и мамы!
Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Этот возраст часто называют трудным, и вообще этот период называется возрастом второго кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы.

Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Однако значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему, как никогда, необходимо ваше внимание, тепло и забота, понимание и доверие.

Подростку присущи:

  • тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
  • частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
  • повышенная эмоциональная реакция даже на незначительные события;
  • стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в криминальные группировки;
  • отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе и неверной;
  • сравнение себя с эталонами красоты, замечание в себе недостатки;
  • проявление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
  • более восприимчивое отношение к критике и мнению от сверстников;
  • демонстративное пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Несколько советов и рекомендаций родителям:

  1. Проявляйте заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
  2. Проявляйте способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
  3. Создавайте в семье атмосферу любви, заботы и поддержки среди членов семьи. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
  4. Признавайте своего ребенка таким, какой он есть, проявляйте одобрение к его поступкам.
  5. Доверяйте своему ребенку. Недоверие к подросткам, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
  6. Относитесь к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
  7. Проявляйте терпение при воспитании своего ребенка. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
  8. Подавайте личный пример: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
  9. Сотрудничайте с теми людьми, которые окружают, учат вашего ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, зав.учебного отделения, зам.директора по воспитательной работе.
  10. Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.

Также следует обращать внимание на рассмотренную проблему подростков и учителям!

Рекомендации учителю

  • Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса.
  • Единство требований к ребенку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований.
  • Создание условий для повышения самооценки учащегося – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах.
  • Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины.
  • Нельзя угрожать наказанием, накапливать "компромат", строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность ребенка в чем-либо.
  • В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения.
  • Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость.
  • Избегание сравнений учащегося с окружающими.
  • Доверие к ученику. Будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
  • Последовательность в воспитании. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

Использование данных советов и рекомендаций в комплексе, то есть воздействие на проблему негативного восприятия себя подростком со стороны учителей и родителей, определенно будут способствовать к лучшему восприятию себя и поможет подросткам в трудный период их жизни.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, психология