Семейное насилие в отношении младших школьников и возможные последствия

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л. Толстой

Сегодня, наверное, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Нам хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище, сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

Насилие – применение физической силы к кому-либо, принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности, притеснение.

Насилие в семье – это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.

Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических особенностей.

Наиболее страшной и опасной для общества формой семейного насилия является насилие в отношении несовершеннолетних. Семейное насилие опасно тем, что часто остаётся безнаказанным и влечёт многочисленные нарушения прав несовершеннолетних.

Бесспорно, дети самая незащищенная, уязвимая социальная группа. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 000 кончают жизнь самоубийством.

Индикаторами жестокого обращения в отношении младших школьников являются:

• агрессивность или, наоборот, подавленность;

• безнадзорность;

• ухудшение успеваемости;

• ухудшение здоровья;

• физические признаки (ссадины, кровоподтеки и т.д.);

• информация из других источников (одноклассники, их родители и т.д.).

Насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто.

По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (20 - 24%), запирание в темноте (10 - 15%), изгнание из дома (12,6%).

Есть несколько факторов, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке:

1. В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок - мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и так далее, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки.

2. Критическая ситуация или стечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.

3. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что ребенок, поступив в школу, должен отлично учиться. При этом не учитывается уровень его развития, темперамент, психические данные. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.

4. Модель семейного  насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Цель насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Основные виды семейного насилия в отношении младших школьников:

а) физическое насилие;

б) эмоциональное (психическое) насилие;

в) сексуальное насилие;

г) отсутствие заботы о детях

Чаще всего мы говорим о первых трёх. А ведь именно с последнего – пренебрежительного отношения к основным нуждам детей, начинается насилие.

Отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.

Физическое насилие - действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня и т.д.

Эмоциональное (психическое) насилие:

- обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

- принижение его успехов, унижение его достоинства;

- отвержение ребенка;

- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

- принуждение к одиночеству;

- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

- похищение ребенка;

- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

- ласка, эротизированная забота;

- демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;

- изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;

- сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);

- проституция.

Несмотря на то, что стать объектом насильственных действий потенциально может стать любой ребенок, выделяют определенную группу детей, которые в силу внутренних или внешних обстоятельств имеют повышенный риск подвергнуться насилию со стороны взрослых. Это могут быть:

1)  дети – инвалиды с физическими и умственными недостатками;

2)  дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности или родов;

3)  дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей;

4)  нежеланные дети;

5)  нелюбимый ребенок в семье;

6)  дети, имеющие сходство с нелюбимыми родственниками;

7)  дети с расстройствами и нетипичными вариантами поведения – раздражительные, гиперактивные, агрессивные, со слабым контролем поведения и др.;

8)  высокоодаренные или талантливые дети.

Насилие – один из травматических опытов, который может пережить ребенок. Оно нарушает процесс социализации ребенка и оказывает влияние на динамику его психического развития.

Опыт насилия, приобретенный младшим школьником, имеет для него ближайшие и отдаленные последствия. Ближайшие последствия проявляют себя как симптомы ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), проявляющиеся в виде острых реакций на травму, а отдаленные последствия насилия проявляют себя в виде стойких нарушений на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и социальном уровне.

Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка:

- задержка физического, речевого или моторного развития;

- физические ранения и травмы;

- нарушение действия и развития нервной и других жизненно важных систем развития;

- появление неврозоподобной симптоматики (расстройство сна, аппетита, различные тики и пр.);

- приобретение психосамотических заболеваний.

Когнитивные последствия – изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе:

- трудности концентрации внимания;

- ухудшение памяти;

- задержка интеллектуального развития;

- формирование искаженных представлений о себе и об окружающем мире.

Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии:

- притупленность эмоций или взрывные реакции;

- повышенная тревожность;

- страхи;

- приступы гнева и ярости;

- чувство вины, стыда, беспомощности;

- агрессия в адрес других или себя;

- неумение сопереживать;

- психическое застывание, нечувствительность, пассивность;

- неуверенность в своих силах;

- снижение самооценки.

Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка:

- снижение успеваемости и проблемы с учебой;

- самодеструктивное поведение;

- агрессия по отношению к людям и животным;

- сексуализированное поведение;

- «жертвенное» и зависимое поведение;

- правонарушения;

- низкий социальный статус;

- побеги из дома.

Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения:

- тенденция к изоляции от социальных контактов из-за депрессии и травмированного образа себя;

- сложности в создании отношений из-за агрессивного поведения и импульсивности;

- сложности образовывать устойчивые отношения из-за недоверия и нарушений самооценки.

Таким образом, к более длительным последствиям насилия относят «выраженные эмоциональные нарушения в виде стойкого апатично-депрессивного или тревожно-депрессивного настроения с существенной блокадой познавательных реакций и искажением детских форм общения. Одновременно отмечается задержка созревания таких личностных свойств, как инициативность, самостоятельность, любознательность, с нарушением формирования игровых и социальных навыков, эмпатических чувств сопереживания.»

Среди отдаленных социальных последствий насилия на первый план выступают саморазрушающее поведение и воспроизведение насильственных отношений в будущем. Детская психика такова, что ребенок не критичен по отношению к родителям вплоть до подросткового периода. Даже, если они склонны к насилию, ребенок любит их, страдая от внутреннего конфликта, хронически находясь в ситуации стресса. Являясь объектом насильственных действий, ребенок формирует представление, что окружающий мир опасен и от него надо защищаться. Поэтому на любую угрозу – реальную или воображаемую – он отвечает агрессией. Но возможен и другой вариант, когда ребенок решает, что ничего в этом мире он изменить не может и поэтому должен приспосабливаться. Тогда он занимает позицию жертвы.

Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов.

Характеристика насилия над младшим школьником:

- от кого исходило насилие;

- является ли ребенок прямым объектом насильственных действий или свидетелем насилия в адрес значимых для него людей;

-  вид(ы) насилия, которым он подвергался;

-  длительность ситуации насилия;

-  частота насильственных действий и эпизодов;

- степень тяжести насильственных действий;

- особенности раскрытия факта насилия;

Личностные особенности младшего школьника:

- устойчивость ребенка по отношению к стрессам;

- уровень самооценки;

- уровень интеллектуального развития.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили  психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

 

Скачать 

Метки к статье: Семья, начальная школа