Профилактика проявления экстремистских взглядов в подростковой среде

Проблема экстремизма в молодежной среде уже несколько лет является одной из наиболее актуальных.

В стране действуют более 64 экстремистских организаций. Основная масса участников подобных организаций молодежь в возрасте 20-25 лет.

В России более 80 % привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет.

Экстремизм (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов

К основным источникам формирования в среде несовершеннолетних экстремистских проявлений необходимо отнести:

  • Рост миграционных потоков.
  • Исламский фактор.
  • Проявления национализма.
  • Деятельность религиозных организаций и сект, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм.
  • Наличие каналов поступления в незаконный оборот средств совершения экстремистских акций.
  • Использование сети Интернет в противоправных целях.
  • Потребность молодежи в консолидации, самореализации, в том числе творческой реализации.

Важнейшей причиной экстремистского, отношения выступает психологический барьер "свой – чужой", страх перед "непохожим на себя"

Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее и безопаснее тех, кто отличается от нас. Принадлежность к какой-то группе людей придает человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. В этом случае "другие" и "не такие" тоже нужны, но только для того, чтобы сильнее почувствовать принадлежность к "своим".

Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого: "во всем виноваты …" Психологически это срабатывает как способ защиты и самооправдания от собственных неудач.

Нет экстремизму!Нет экстремизму!

Во многих странах, в том числе и в России, противодействие экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить собой психопрофилактические методы. Профилактическая работа в отношении экстремизма предполагает наличие качественной методологической базы.

В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

  1. Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.
  2. Подход, основанный на аффективном обучении.
  3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов.
  4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.
  5. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской.

Особенности молодежного экстремизма проявляются в том, что, как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь тогда, когда совершают преступления, относимые к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Это обусловлено тем обстоятельством, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности, предусмотренные ст. 148, 149, ч.1 213, 243, 244, 280, 282 Уголовного кодекса РФ – 16 лет.

Общими подходами в профилактике экстремизма являются:

  • распространение информации об экстремизме и организациях экстремистского толка (просветительский компонент);
    формирование социально значимых жизненных навыков (трудовой компонент);
  • развитие деятельности, альтернативной экстремистской (досуговый компонент).

На каждый год планируется система информационно-просветительских, воспитательных мер, направленных на профилактику асоциального поведения воспитанниц, в том числе на профилактику экстремизма.

Для формирования правового сознания ежегодно проходят единые дни правовых знаний, круглые столы для воспитанниц. В центре за несколько лет сложилась система мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, формированию здорового образа жизни среди детей. Многие направления этой работы влияют на формирование толерантного сознания, профилактику экстремизма и терроризма.

Среди них:

  • работа с ветеранами Великой отечественной войны;
  • возложения венков и цветов к мемориалу воинам, павшим в ВОВ;
  • формированию здорового образа жизни среди детей.
  • организация празднования Дня Победы.

К числу особенно ярких мероприятий относятся проведение акции "Георгиевская ленточка" под девизом "Я помню! Я горжусь!", посвященной годовщинам Победы в Великой Отечественной войне. Проводятся разъяснительные беседы, направленные на правильное использование сети Интернет; встречи с представителями духовенства и работниками полиции; открытые уроки ко дню солидарности в борьбе с терроризмом; уроки толерантности.

Проведены беседы по профилактике экстремистских проявлений, формированию законопослушного толерантного поведения обучающихся. С воспитанницами постоянно проводятся беседы на темы недопущения межнациональной вражды и экстремизма с разъяснением административной и уголовной ответственности подростков и их законных представителей, о наличии многих религий и их непримиримости к насилию.

Проведены личные беседы с обучающимися по поводу выявления экстремистских наклонностей, агрессивности, воспитания толерантного поведения.
Организованы встречи воспитанниц с представителями правоохранительных органов с целью разъяснения российского законодательства по противодействию экстремистской деятельности.

С целью обеспечения эффективности профилактики асоциального поведения учащихся, детской беспризорности, правонарушений и др. негативных явлений стараемся обеспечить максимальную занятость обучающихся через развитие системы дополнительного образования: в ДШИ занято почти 100% наших воспитанниц.

Рекомендации по профилактике экстремизма в учреждении выглядят следующим образом:

  1. Информирование детей и работников центра о деятельности экстремистских организаций с привлечением работников компетентных организаций.
  2. Организация свободного времени воспитанниц через участие во внеклассных мероприятиях различной направленности по интересам: спортивных, интеллектуальных, творческих.
  3. Активизация профориентационной работы, организация встреч с успешными профессионалами.
  4. Привлечение учащихся к эмоционально-насыщенной, содержательной социально значимой деятельности в рамках воспитательной работы: волонтерству, акциям социальной помощи и поддержки.
  5. Внимание к эмоциональному состоянию и поведению воспитанниц со стороны педагогов и администрации.
  6. Активная пропаганда идей расовой и религиозной терпимости, развитие принципов толерантных отношений между людьми.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: профилактика