Проблема экстремизма в молодежной среде уже несколько лет является одной из наиболее актуальных.
В стране действуют более 64 экстремистских организаций. Основная масса участников подобных организаций молодежь в возрасте 20-25 лет.
В России более 80 % привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет.
Экстремизм (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов
К основным источникам формирования в среде несовершеннолетних экстремистских проявлений необходимо отнести:
Важнейшей причиной экстремистского, отношения выступает психологический барьер "свой – чужой", страх перед "непохожим на себя"
Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее и безопаснее тех, кто отличается от нас. Принадлежность к какой-то группе людей придает человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. В этом случае "другие" и "не такие" тоже нужны, но только для того, чтобы сильнее почувствовать принадлежность к "своим".
Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого: "во всем виноваты …" Психологически это срабатывает как способ защиты и самооправдания от собственных неудач.
Во многих странах, в том числе и в России, противодействие экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить собой психопрофилактические методы. Профилактическая работа в отношении экстремизма предполагает наличие качественной методологической базы.
В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:
Особенности молодежного экстремизма проявляются в том, что, как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь тогда, когда совершают преступления, относимые к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Это обусловлено тем обстоятельством, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности, предусмотренные ст. 148, 149, ч.1 213, 243, 244, 280, 282 Уголовного кодекса РФ – 16 лет.
Общими подходами в профилактике экстремизма являются:
На каждый год планируется система информационно-просветительских, воспитательных мер, направленных на профилактику асоциального поведения воспитанниц, в том числе на профилактику экстремизма.
Для формирования правового сознания ежегодно проходят единые дни правовых знаний, круглые столы для воспитанниц. В центре за несколько лет сложилась система мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, формированию здорового образа жизни среди детей. Многие направления этой работы влияют на формирование толерантного сознания, профилактику экстремизма и терроризма.
Среди них:
К числу особенно ярких мероприятий относятся проведение акции "Георгиевская ленточка" под девизом "Я помню! Я горжусь!", посвященной годовщинам Победы в Великой Отечественной войне. Проводятся разъяснительные беседы, направленные на правильное использование сети Интернет; встречи с представителями духовенства и работниками полиции; открытые уроки ко дню солидарности в борьбе с терроризмом; уроки толерантности.
Проведены беседы по профилактике экстремистских проявлений, формированию законопослушного толерантного поведения обучающихся. С воспитанницами постоянно проводятся беседы на темы недопущения межнациональной вражды и экстремизма с разъяснением административной и уголовной ответственности подростков и их законных представителей, о наличии многих религий и их непримиримости к насилию.
Проведены личные беседы с обучающимися по поводу выявления экстремистских наклонностей, агрессивности, воспитания толерантного поведения.
Организованы встречи воспитанниц с представителями правоохранительных органов с целью разъяснения российского законодательства по противодействию экстремистской деятельности.
С целью обеспечения эффективности профилактики асоциального поведения учащихся, детской беспризорности, правонарушений и др. негативных явлений стараемся обеспечить максимальную занятость обучающихся через развитие системы дополнительного образования: в ДШИ занято почти 100% наших воспитанниц.
Рекомендации по профилактике экстремизма в учреждении выглядят следующим образом: