Моя прошлая работа - следователь ОВД. Я работала в основном с несовершеннолетними преступниками. Сейчас я нашла свое призвание в школе.
По истечении долгих лет работы в ОВД, я была искренне убеждена, что дети и подростки попадают на скамью подсудимых из-за повышенной агрессивности. Это, безусловно, является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для общества в целом.
Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Считаю, что это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей; биологическими факторами. Несомненно, свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия.
Пожалуй, нет ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезорганизует детей, как агрессивное.
Мои нынешние коллеги - педагоги отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило ведется в осуждающих терминах: "халда", "бандит", "тюрьма по тебе плачет"- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.
Целью моей работы является: изучить наиболее часто встречающиеся формы и виды агрессии подростков в школе и разработать формы и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей и подростков.
Задачи:
Существует много определений агрессии, но ни одно из них не может быть признано исчерпывающим.
Агрессия - (от лат. "agressio" - нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха т. п.)
Говоря об агрессии, невольно вспоминаю свою соседку и ее малолетнего сына. В тот день я стала свидетелем, когда 2 девчушки бежали и плакали навзрыд. Оказалось, они увидели, как сын соседки прыгнул со скамейки на крошечного котенка, сломав ему позвоночник. Бедняга умер на глазах у детей. Я не могла остаться равнодушной к такому бесчеловечному поступку! Пришла со слезами на глазах к соседке, с негодованием и возмущением просила наказать ребенка.
На что мать мне ответила: "Он больше так не будет! Правда же, сынок?!" Она мило прижала его к груди, а "сынок" ехидно улыбнулся. В тот момент у меня мелькнула мысль: "По тебе тюрьма плачет, сынок!". И действительно, прошли годы, и с сыном соседки мы уже встретились в СИЗО, где он привлекался за хулиганство, совершенное группой лиц. Безо всякой причины, из хулиганских побуждений он и его дружки проломили голову проходившему мимо парню.
По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы, отказ общаться), прямую и косвенную. Агрессивная энергия у индивида непрерывно и со временем ищет выхода. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно.
Агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источником которых являются внешние обстоятельства. Агрессивные действия детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения.
Однако в результате неоднократного повторения такого поведения при отсутствии должной его оценки и корректирующих воздействий, эти явления постепенно приобретают устойчивый характер, отрываются от ситуации, в которой первоначально возникли, превращаются в черту личности. Опять же вспоминаю свои наблюдения за одной знакомой семьей. Ребенок, закатывая истерики (если что не так, как ему хотелось), нападал с кулаками на бабушку.
Меня эта ситуация шокировала. Я пыталась поговорить с его мамой, зачем она так позволяет ребенку вести с бабушкой. На что сама бабушка, услышав разговор, отшучивалась: "Бей своих, чтоб чужие боялись!". Вот и выросло это своевольное чадо! Уже имеет несколько условных сроков за побои…
В школе нельзя не заметить агрессивных детей – они часто конфликтуют, дерутся; громко говорят, выкрикивает на уроках.
Для благополучного развития ребенка важны стабильные семейные отношения. Иногда дети используют различные способы получения негативного внимания, и для этого прибегают к агрессивным действиям. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной.
Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были разработаны характерологические особенности агрессивных детей:
Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.
Семьи агрессивных детей имеют свои особенности:
Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный и системный характер. Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя особенности этих детей, а также их семей, в своей работе заместителя директора по УВР, основываюсь на следующих направлениях:
Для младших классов подходит такая групповая форма работы: "Разработка и неукоснительное соблюдение принятых правил поведения". В игровой форме мы сначала эти правила придумываем, обсуждаем, самые полезные заносим в Журнал, где обязуемся неукоснительно их соблюдать.
Нужно |
Нельзя |
смотреть на того, к кому ты обращаешься |
угрожать, драться, обзываться, передразнивать и гримасничать |
выражать свое мнение, начинать свою речь словом «Я»: я считаю, я чувствую, я думаю |
Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, мы» |
внимательно слушать, когда говорят другие |
сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы) |
уважать чужое мнение |
шуметь, когда кто-то говорит |
говорить искренне |
врать |
спорить, если не согласен |
«ставить» другим оценки, давать определения и критиковать |
шутить и улыбаться |
объяснять действия, мысли или поступки др. члена группы |
говорить по одному |
перебивать |
Разговаривая с детьми начальной школы об агрессии меня, очень удивил тот факт, что им совсем не жалко людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. К примеру, обсуждая тему пожаров, дети заявляли: "Люди сами виноваты, вот пусть теперь и расхлебывают…". Или, к примеру, разговаривая о детях-инвалидах, они были убеждены, что они все рождены от родителей-алкоголиков и вообще не должны были родиться.
Когда мы писали сочинение на тему: "Кого мне жальче больше всех", лишь одна девочка из 18 учащихся написала: "Больше всех мне жалко свою бабушку, потому что у нее больные ноги и ей трудно ходить…". Остальные все, без исключения писали только про животных: про бездомных собак, про котят, которых выбрасывают в помойку, про животных в зоопарках, которые вынуждены всю жизнь проводить в клетках и т.д.
С более старшими детьми подойдут такие профилактические беседы: Почему люди бывают агрессивными? Всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом. (например, каким?)
Способы:
Можно провести групповую дискуссию с анализом поведения людей в различных конфликтных ситуациях.
Рассматриваются реальные ситуации по форме:
Реальная ситуация, которая произошла с тобой |
Что ты чувствовал? Что ты думал при этом? |
Что тебе хотелось сделать? Что ты сделал на самом деле? |
|
|
|
Скачаь полную версию материала по ссылке ниже