Профилактика агрессивного поведения детей и подростков

Моя прошлая работа - следователь ОВД. Я работала в основном с несовершеннолетними преступниками. Сейчас я нашла свое призвание в школе.

По истечении долгих лет работы в ОВД, я была искренне убеждена, что дети и подростки попадают на скамью подсудимых из-за повышенной агрессивности. Это, безусловно, является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для общества в целом.

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Считаю, что это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей; биологическими факторами. Несомненно, свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия.

Пожалуй, нет ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезорганизует детей, как агрессивное.

Агрессивное поведение ребенкаАгрессивное поведение ребенка

Мои нынешние коллеги - педагоги отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило ведется в осуждающих терминах: "халда", "бандит", "тюрьма по тебе плачет"- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.

Целью моей работы является: изучить наиболее часто встречающиеся формы и виды агрессии подростков в школе и разработать формы и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей и подростков.

Задачи:

  • изучить проблему агрессивности в разных психологических подходах;
  • провести исследование по изучению агрессии в подростковом возрасте;
  • разработать ряд профилактических и коррекционных мер по проблеме борьбы с агрессивностью;
  • повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов).

Существует много определений агрессии, но ни одно из них не может быть признано исчерпывающим.

Агрессия - (от лат. "agressio" - нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха т. п.)

Говоря об агрессии, невольно вспоминаю свою соседку и ее малолетнего сына. В тот день я стала свидетелем, когда 2 девчушки бежали и плакали навзрыд. Оказалось, они увидели, как сын соседки прыгнул со скамейки на крошечного котенка, сломав ему позвоночник. Бедняга умер на глазах у детей. Я не могла остаться равнодушной к такому бесчеловечному поступку! Пришла со слезами на глазах к соседке, с негодованием и возмущением просила наказать ребенка.

На что мать мне ответила: "Он больше так не будет! Правда же, сынок?!" Она мило прижала его к груди, а "сынок" ехидно улыбнулся. В тот момент у меня мелькнула мысль: "По тебе тюрьма плачет, сынок!". И действительно, прошли годы, и с сыном соседки мы уже встретились в СИЗО, где он привлекался за хулиганство, совершенное группой лиц. Безо всякой причины, из хулиганских побуждений он и его дружки проломили голову проходившему мимо парню.

По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы, отказ общаться), прямую и косвенную. Агрессивная энергия у индивида непрерывно и со временем ищет выхода. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно.

Агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источником которых являются внешние обстоятельства. Агрессивные действия детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения.

Однако в результате неоднократного повторения такого поведения при отсутствии должной его оценки и корректирующих воздействий, эти явления постепенно приобретают устойчивый характер, отрываются от ситуации, в которой первоначально возникли, превращаются в черту личности. Опять же вспоминаю свои наблюдения за одной знакомой семьей. Ребенок, закатывая истерики (если что не так, как ему хотелось), нападал с кулаками на бабушку.

Меня эта ситуация шокировала. Я пыталась поговорить с его мамой, зачем она так позволяет ребенку вести с бабушкой. На что сама бабушка, услышав разговор, отшучивалась: "Бей своих, чтоб чужие боялись!". Вот и выросло это своевольное чадо! Уже имеет несколько условных сроков за побои…

В школе нельзя не заметить агрессивных детей – они часто конфликтуют, дерутся; громко говорят, выкрикивает на уроках.
Для благополучного развития ребенка важны стабильные семейные отношения. Иногда дети используют различные способы получения негативного внимания, и для этого прибегают к агрессивным действиям. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной.

Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были разработаны характерологические особенности агрессивных детей:

  1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
  3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
  4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
  5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
  6. В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
  7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
  8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
  9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
  10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
  11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
  12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
  13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
  14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
  15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

Семьи агрессивных детей имеют свои особенности:

  • В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
  • Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
  • Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности.
  • У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.
  • Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей - это физические наказания, угрозы, лишение привилегий и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви заботы в случае проступка, причем сами родители не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
  • Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей.

Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный и системный характер. Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя особенности этих детей, а также их семей, в своей работе заместителя директора по УВР, основываюсь на следующих направлениях:

  1. Дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения.
  2. Научить ребенка понимать переживания, состояния и интересы других людей.
  3. Выработать у ребенка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.
  4. Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Для младших классов подходит такая групповая форма работы: "Разработка и неукоснительное соблюдение принятых правил поведения". В игровой форме мы сначала эти правила придумываем, обсуждаем, самые полезные заносим в Журнал, где обязуемся неукоснительно их соблюдать.

Нужно

Нельзя

смотреть на того, к кому ты обращаешься

угрожать, драться, обзываться, передразнивать и гримасничать

выражать свое мнение, начинать свою речь словом «Я»: я считаю, я чувствую, я думаю

Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, мы»

внимательно слушать, когда говорят другие

сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы)

уважать чужое мнение

шуметь, когда кто-то говорит

говорить искренне

врать

спорить, если не согласен

«ставить» другим оценки, давать определения и критиковать

шутить и улыбаться

объяснять действия, мысли или поступки др. члена группы

говорить по одному

перебивать

Разговаривая с детьми начальной школы об агрессии меня, очень удивил тот факт, что им совсем не жалко людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. К примеру, обсуждая тему пожаров, дети заявляли: "Люди сами виноваты, вот пусть теперь и расхлебывают…". Или, к примеру, разговаривая о детях-инвалидах, они были убеждены, что они все рождены от родителей-алкоголиков и вообще не должны были родиться.

Когда мы писали сочинение на тему: "Кого мне жальче больше всех", лишь одна девочка из 18 учащихся написала: "Больше всех мне жалко свою бабушку, потому что у нее больные ноги и ей трудно ходить…". Остальные все, без исключения писали только про животных: про бездомных собак, про котят, которых выбрасывают в помойку, про животных в зоопарках, которые вынуждены всю жизнь проводить в клетках и т.д.

С более старшими детьми подойдут такие профилактические беседы: Почему люди бывают агрессивными? Всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом. (например, каким?)

Способы:

  1. комкать и рвать бумагу;
  2. бить подушку или боксерскую грушу;
  3. топать ногами;
  4. громко кричать, используя "стаканчик" для криков или "трубу", сделанную из ватмана;
  5. написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

Можно провести групповую дискуссию с анализом поведения людей в различных конфликтных ситуациях.
Рассматриваются реальные ситуации по форме:

Реальная ситуация, которая произошла с тобой

Что ты чувствовал?

Что ты думал при этом?

Что тебе хотелось сделать?

Что ты сделал на самом деле?

 

 

 

Скачаь полную версию материала по ссылке ниже

Размер:
22.58 Kb
Скачали:
9

Метки к статье: обмен опытом, профилактика