Дорога в жизнь

Как найти свое место в жизни? Какую профессию выбрать? Где будешь полезным, и где будет интересно? Эти вопросы всерьез волнуют ребят-выпускников, которые стоят на пороге большой жизни.

Совсем, кажется, недавно дети искали нашу руку, чтобы, уцепившись за нее, сделать свой первый шаг, чтобы, держась за нее, чувствовать себя смелее и крепче.

И сейчас им нужна наша рука, наша помощь, наш опыт. Они жадно вглядываются в окружающее. Им сейчас нужны образцы. Образцы в жизни - близкие, осязаемые. Помочь открыть себя, найти свое место в трудовом строю старшего поколения - наш родительский долг по отношению к детям. И в этом первые образцы - родители, их отношение к труду, их увлеченность трудом.

Нас, учителей, иногда поражает: спросишь ученика, где работает мать или отец, скажет, а вот чем они там заняты, знают далеко не все. Почему-то некоторые родители не считают нужным рассказывать своим детям обо всем, что связано с их трудовой деятельностью. А как полезно услышать сыну или дочери, что завод освоил выпуск новой продукции, что на фабрике установлены новые интересные машины, что хорошо знакомый человек представлен к награде или получил Государственную премию за удивительно умное рационализаторское предложение.

Такие разговоры расширяют кругозор ребят, развивают их любознательность. Появляется желание присмотреться к нему и вникнуть в смысл его рационализации, а для этого мало учебника физики, пришлось почитать статьи в журналах. Если родители увлечены трудом, если дети знают, какое любимое занятие отца или матери привело их к выбору профессии, то эта атмосфера любви к делу захватывает и ребят. Именно так рождаются и крепнут «семейные» профессии.

Дорога в жизньДорога в жизнь

«Я вижу, как маме бывает, словно неловко от этих высоких слов, а потом она плачет счастливыми слезами. Я хочу приносить людям свет, тепло жизни, как это делает моя мама. Я хочу жить так, чтобы и мне говорили такие слова! Вступая в жизнь, мне хочется принести клятву, знаменитую клятву Гиппократа, которую по окончании высшей медицинской школы давали в свое время врачи: «...В течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим».

...Неспокойно было в семье Олега. Каждый день кого-нибудь из родителей вызывали в школу. Плохо учился сын, на его счету было много не просто озорных, а хулиганских поступков. Его отец, лучший шофер автобазы, приходил домой растерянно смущенным и говорил расстроенной матери то же, что и учителям: «Ничего не понимаю... Большой ведь парень... Плохому не учили».

Чаще в школу приходила мать (отец бывал в командировках). Сын видел, как мать, придя из школы, молчала, плакала, капли какие-то пила. А когда успокаивалась, говорила сквозь слезы одну фразу. «Думала: вырастешь большим, за ум возьмешься, сынок, а ты?» Жалко было мать вот сейчас, сегодня, когда она плачет, а назавтра все забывалось: он грубил учителям, уходил с уроков в кино.

Все изменилось в середине года. Учителя даже с некоторой опаской смотрели на парту, за которой сидел неожиданно и странно притихший парень. Лица их расцветали приятными улыбками, когда едва тянувшийся в прошлом лишь на «3» юноша отвечал собрано, осмысленно и получал твердые четверки. Что же произошло? Что так изменило юношу? Об этом я узнала из его сочинения. Олег писал:

«Отец, тяжело вздохнув, сказал: «Сегодня пойдешь со мной на собрание к нам. И тебя, мать, приглашали», я быстро решил, что школа сообщила в автохозяйство и сегодня меня будут «чистить», и отца моего, а может, и мать. Меня ладно, но за них стало сразу неловко. Отец надевал парадный костюм, а я думал, глядя на него: «Зачем он?» А сказать ничего не мог. Чувствовал, не имею права. Как только вошли в клуб, я радостно вздохнул: много народу, играет оркестр... Значит, пронесло... А я-то думал!..

Разделись, прозвенел заливчатый звонок, прошли в зал. С отцом и матерью все почтительно здоровались. Так было всегда, я к этому привык и поэтому не обратил внимания на то, что сегодня люди как-то особенно внимательно смотрели на нас. Председатель объявил, что все собрались для выдвижения моего отца на более высокую должность, а потом будет концерт. Я, было совсем успокоился, но посмотрел на отца и увидел, что он как-то странно подался вперед.

Я услышал: «...лучшего нашего работника, самого достойного из достойных...» Дальше следовало имя моего отца... Мне показалось, что зал замер. У меня мороз прошел по коже, я еле сдерживал дыхание. Гром аплодисментов разорвал тишину зала. Затем говорили другие люди. И все говорили очень хорошо о моем отце. Последним говорил старейший шофер базы, пенсионер дядя Николай (я знал о нем от отца). Натужно откашлявшись, он произнес: «Скажу коротко: хороший работник, хороший человек и хороший отец».

Мне стало страшно, меня бил озноб; мне казалось, что вот сейчас кто-то встанет и скажет. Это будут слова: «У него плохой сын». Хлопали дяде Николаю громче, чем другим. Все с ним были согласны. А мне... мне вдруг захотелось не сказать, а крикнуть: «Да, у меня хороший отец! И я его не подведу». Теперь вечерами мы читаем с отцом книги и журналы про автомобили, про новые механизмы. Теперь я люблю физику, химию, математику и еще запах машин,- папин запах».

В чувствах, выраженных в этом сочинении, полно и глубоко раскрывается личность складывающегося человека. Потрясение, пережитое юношей, оставило в нем след на всю жизнь и определило развитие взглядов, характера, отношения к миру. В школе много говорят о выборе профессии, определения жизненного пути. И все же родителям необходимо помнить: в силу психологических особенностей своего возраста некоторые ребята с настороженностью относятся к советам и рекомендациям учителей.

Они гораздо лучше воспринимают разговор с глазу на глаз, в спокойной домашней обстановке. И тут у родителей большие возможности оказать своим детям неоценимую помощь.
Детей нужно увлекать, им можно и нужно советовать, но не надо изо дня в день навязывать им свое мнение - допустим, советовать поступать в тот институт или техникум, который нравится вам, но не увлекает вашу взрослую дочь или сына. Это превращается в опеку: все продумать и решить за них. А такая мелочная опека становится противной их естеству. И тогда они со скукой выслушивают ваши наставления или, протестуя, говорят: «Ах, перестаньте мне советовать, пожалуйста!»

Это уже сигнал тревоги. Не оставляйте его без внимания. Чутко, внимательно посмотрите на них со стороны, отрешившись от мысли, что знаете своих детей. Проверьте: все ли у них благополучно не только в дневнике, но и в душе, постарайтесь понять, где и почему нарушен у вас контакт, да еще в тот момент, когда определяется главный вопрос жизни - куда идти, каким быть, к чему способен.

Итак, поддерживая успехи своих детей в учении, проявляя интерес к их труду, увлечениям, поощряя словом и делом все то, что способствует расширению кругозора ребят в интересующих их областях, вы, товарищи родители, окажете им существенную помощь в выборе жизненного пути, в поисках настоящей жизни, которой гордились бы и они и вы на склоне своих лет.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом