Личный пример

Родители любят ходить на школьные родительские собрания, где идет речь о воспитании их детей. На одном таком собрании было особенно много отцов и уважаемых седовласых родоначальников, семейств - дедушек.
Всем хотелось получить ответы на волнующие их вопросы: как воспитать в детях любовь к чтению, театру, музыке, уважение к старшим?

А один дедушка хотел узнать, почему с внуком Мишей ему приятнее, легче и интереснее проводить время, чем с другими его внуками.

А у него их четверо: две девочки и два мальчика. Все они - от его родных трех одинаково любимых сыновей. Так почему же с Мишей легче всех? Не потому ли, что он ласковее, скромнее, спокойнее и внимательнее к нему: интересуется жизнью дедушки в молодости; слушает внимательно, когда тот рассказывает о своих счастливых и горестных годах жизни.

Другие же его внуки ничем не интересуются, часто балуются; и ему, дедушке, приходится все время их останавливать от плохих поступков по отношению к старшим, к товарищам, к родным. Почему так получается? Да, вопросы у родителей были разные. Но все они наводили на мысль об одном - о том, какую большую роль в воспитании детей играет личный пример воспитателя-родителя, каждого взрослого человека.

Всем известно, что воспитателя в известной мере можно сравнить со скульптором, который из гибкого и податливого материала лепит статую, придавая ей заранее намеченные благородные формы.

Но если художник допустил просчет, то, как трудно потом, когда материал уже затвердел, исправлять ошибку и переделывать законченное произведение! И уж, конечно, во много раз труднее исправлять ошибки, допущенные в воспитании, переделывать сложившийся человеческий характер. Неверно было бы утверждать, что любовь к музыке, труду, спорту, к чтению книг возникает у ребенка стихийно. Все эти качества необходимо воспитывать в нем, если хотите, с пеленок.

Как губка впитывает ребенок все, что видит и слышит вокруг, и воспринимает при этом и хорошее и дурное. Но «дурные примеры заразительны» - они смелее вторгаются в мысли и чувства детей, овладевают думами юношей и девушек и... делают свое плохое дело. Родители часто обвиняют учителей в неправильном воспитании детей в школе. Нередко критика эта бывает справедлива: некоторые учителя работают еще плохо, без души и педагогического понимания. Порой они подают и плохие личные примеры.

Личный пример отца в воспитании ребенкаЛичный пример отца в воспитании ребенка

Это все так. Но нельзя ведь забывать и о роли родителей. Нельзя говорить о воспитании, не касаясь влияния семьи, и все надежды возлагать только на школу. Семья и школа - это та почва, на которой должен вырасти человек.
Приведу пример из своей педагогической практики. В доме была очередная воскресная сутолока по уборке квартиры. Обязанности распределялись, как всегда Надежда Николаевна убирала все комнаты, готовила обед, ее дочь Нина должна была сходить в магазин за продуктами, сын Дмитрий отлично выполнял «отдельные поручения» - с большим удовольствием натирал полы.

А чем занимался глава семейства, Петр Петрович? Он считал своей обязанностью комментировать все действия и слова жены. Делал он это с особенным удовольствием в присутствии детей. Нина небрежно поставила на стол корзину с продуктами, и банка со сметаной вывалилась на пол.

- Эх, Нина! – сказала Надежда Николаевна.
- Неужто до сих пор не научилась аккуратности?
- Что? Аккуратности? - тут же раздался из спальни голос отца.
– A y кого, интересно, она могла научиться?

Надежда Николаевна, сжавшись от негодования, ждала ответа Нины. Но дочь отмолчалась, хотя отлично понимала, что отец не прав, а замечание матери справедливо.
В этот момент Дмитрий закончил натирку полов и сказал:
- Сейчас повторю английский язык и пойду погуляю. Да, мама?
- Хорошо, сынок, - ответила мать.

И опять из спальни раздался раздраженный голос:
- Какие еще уроки в выходной день, что, приказа министра ваши учителя не знают? Иди, гуляй!
- Мама сказала, чтобы я повторил слова английского языка.

- А я говорю: ступай гулять, понял? Парень стоял в нерешительности. Он сознавал несправедливость отца и трудное положение матери.
- Я ведь ему сказала, чтобы он повторил английский урок, - настаивала мать.
- Это иностранный язык, его нельзя забрасывать ни на один день, независимо от приказа министра. Как ты этого не понимаешь, Петр?

Но глава семейства не унимался. Каждая его фраза в адрес жены носила оскорбительный характер. Утро кончилось скандалом: отец ушел, хлопнув дверью, мать плакала... Настроение у ребят было подавленным еще и потому, что возвращение отца домой не предвещало ничего хорошего.

Казалось бы, мелочи, небольшая семейная сценка? А ведь именно такие неприглядные детали быта калечат души подростков. И в школе Дмитрия приходится уже не просто воспитывать, а перевоспитывать, очищать его от той грубости, которая сначала бессознательно перенимается им от родителя, а потом грозит стать привычкой.

А вот еще пример, рассказанный мне коллегой: был у нас ученик Коля, славный малыш. Каждое утро мы с ним встречались на лестнице в школе и тепло улыбались друг другу. Видно, Коле это было приятно, так как он, завидев меня, еще издали, старательно поправлял воротничок и одергивал свою рубашку.

- Ну, так кем же ты будешь, Коля - любила спрашивать его я.
- Не знаю еще точно, - деловито отвечал он.
- Скорее всего, летчиком, папе так хочется! - И счастливо улыбался.

«Папе так хочется!» - гордо он произносил эти слова.
И вдруг Коля исчез. Я узнала, что он в больнице.

Через месяц Коля снова появился на школьной лестнице. Мы очень обрадовались друг другу. Он так же, как и прежде, поправил воротник и одернул рубашку, смущаясь, улыбнулся мне, но грустной была его улыбка: левый рукав его рубашки был заткнут за пояс - у мальчика не стало руки.

Коля переводил через путь своего отца, которого он очень любил и всегда встречал недалеко от дома, у железной дороги, - боялся, что постоянно пья-ный родитель попадет под поезд.

И в этот раз, когда шел состав, Коля оттянул отца подальше от рельсов, но пьяный, потеряв человеческий облик, с силой оттолкнул сына. Коля не удержался, упал и покатился на рельсы. Конечно, вас интересует, что стало с мальчиком? Коля окончил школу. Но он никогда не сможет стать летчиком. А его улыбка не будет такой счастливой, какой она была раньше. Кто в этом виноват?

Мне могут возразить: отец не сознавал, конечно, что делает. Но разве имел он право жить разнузданной жизнью? Разве имел право забывать о своей ответственности за семью, за детей? Невозможно дать готовый рецепт, как правильно воспитывать человека. Но одна доля этого предполагаемого рецепта остается незыблемой всегда: личный пример родителей.

Как правило, если взрослые в семье любят книги и журналы - сын вырастет книголюбом. Когда родители с радостью отдаются работе, увлеченно обсуждают успехи и трудности своего труда, дети с таким же удовольствием ходят в школу, занимаются общественной работой.

Отец и мать должны быть идеалом, которому хотели бы подражать дети, - в этом залог успеха в воспитании. Нелегка задача тех, кто растит и воспитывает ребят. Но нет и большего удовлетворения, чем сознание, что твой труд увенчался успехом.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом