Отечественные традиции в работе классного руководителя с родителями

Работая в сельской местности, мы имеем ряд преимуществ в работе с родителями:

А) все друг друга знают, значит у обладающих уважением среди населения учителей, появляются союзники – родители, и такое отношение передаётся следующему поколению учеников от родителей;

Б) можно заранее узнать, в каком классе будешь классным руководителем, и установить с учителем начальных классов, от которого берёшь детей, тем самым решить вопрос преемственности воспитательной работы;

В) работу с родителями можно строить, учитывая воспитательную возможность семьи и семейные традиции;

Г) малая наполняемость классов (у нас в классе 20 учащихся)

Д) у детей ещё сохранилось уважение  к старшим по возрасту.

 

Сложности заключаются в том, что

А) в основном, заинтересованность родителей в образовании детей низкая;

Б) материальное положение невысокое;

В) родители, за редким исключением, не могут помочь в выборе профессии своим детям.

Я всегда старалась создать единый коллектив детей и родителей, а также достичь цели, поставленной перед классом. Чтобы выполнить её, я традиционно:

А) изучаю обучающую и воспитывающую возможности семьи;

Б) исследовала внутрисемейные межличностные отношения родителей;

В) проанализировала качество знаний учащихся;

Г) выявила картину профориентационного направления класса.

Расскажу о работе с родителями моего последнего выпуска.По традиции исследования начала с анализа качества знаний учащихся по ступеням и обработки результатов обучения (2-9-й класс) по технологии Никонова, которая показала скачкообразную картину, что указывает на нестабильность обучаемости школьников.

Чтобы глубже узнать родителей, всегда исследую внутрисемейные межличностные отношения родителей и их влияние на успеваемость, т. к. семья обеспечивает человеку и поддержку, и защиту, и отдых, а детям – воспитание и развитие. Необдуманные действия родителей, педагогическая неграмотность, выяснение отношений не глазах ребёнка вызывают нарастание внутреннего конфликта, что в конечном итоге сказывается на его успеваемости. Внутренний конфликт очень часто соотносится с осложнениями между отношениями родителей и учителем ребёнка.

 

Традиционным стал рисуночный тест «Моя семья». Сопоставив эти рисунки, наблюдения учителей, учителя начального класса с диагностикой результатов обучения в отдельности выделила 6 типов семейного воспитания в данном классе:

1. «Крепкая семья» - родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Ребёнок в такой семье растёт уверенным в себе как личность.

2. «Гиперопека» - чрезмерная родительская любовь. Дети растут безответственными, недисциплинированными, эгоистичными.

3. «Гипоопека» - родители не уделяют особого внимания ребёнку, он чувствует себя чужим.

4. «Противоречивое воспитание» - требования родителей не совпадают.

5. «Повышенная  моральная ответственность» - родители требуют от ребёнка слишком много, свыше его сил, ребёнок не справляется с возложенной на него ответственностью».

6. «Безнадзорность».

Этот анализ подтверждает «тревожность» внутрисемейных отношений в трёх семьях из 19. Это естественно влияет на успеваемость, т.к 3 из благополучных семей чувствуют себя комфортно и учатся на «4» и «5» постоянно, а остальные 4 «хорошиста» подвержены частой смене настроения, в результате чего могут получить оценку ниже той, на которую имеют возможность учится.

 

Обращала внимание на материальное благосостояние, т.к. оно является залогом успеха и будущего семьи. Нынешняя экономическая нестабильность привела  к тому, что появились бедные, среднедоходные, зажиточные семьи. Родителям приходится подрабатывать, чтобы поправить семейный бюджет, тем самым не оставляя времени на  общение и школьные проблемы ребёнка (тип «гипоопека»). В бедных и относительно бедных семьях «издёрганность», безысходность, неудовлетворённость, жизнью, частые конфликты влияют на психику ребёнка. В этих семьях преобладают типы «противоречивое воспитание», «безнадзорность». Из 19 семей: средне-доходные – 12, относительно бедные – 2. Чаще всего качество успеваемости выше в полных семьях и способности ребёнка развиваются в полных семьях. По исследованиям Б. Кочубея «… все функции и способности ребёнка развиваются в полных семьях, где отец и мать одинаково благоприятно влияют на ребёнка, если в его окружении встретились оба типа мышления: мужской и женский». Из 19 семей: полных – 17, неполных – 2. Из 36 родителей: имеют высшее образование 20, среднее специальное – 11. Знания об образовании родителей нужны, т.к. воспитательный потенциал семьи чаще всего зависит от образования членов семьи.

 

С учётом полученных результатов, я составила план работы по трём направлениям:

1. Работа с родителями;

2. Работа с учащимися;

3. Работа с учителями - предметниками.

Мне всегда нужна родительская поддержка. Единство родителей и учителей – одно из незыблемых моих правил. Чтобы лучше знать родителей, повернуть их лицом к своим детям, предлагаю тест, составленный английским психологом Г. Пэйном.

Вот некоторые вопросы из него:

1. Вы видите в своих детях:

А. Людей, равных вам?

Б. Тех, кто может помочь вам заново пережить вашу молодость?

В. Маленьких взрослых?

Г. Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

Или

2. При споре с детьми вы:

А. Редко говорите, что они ошибаются.

Б. Соглашаетесь изменить позицию.

В.Оставляете последнее слова за детьми, не желая ссориться.

Г. Соглашаетесь, если они правы.

Всего дано 12 вопросов. Результаты бывают самыми неожиданными и побуждают к размышлениям.

Тесты проводятся и по другим темам. В работе с родителями важную роль играют родительские собрания и поэтому особенно тщательно нужно продумать тематику собраний. Темы собраний должны быть интересными для родителей, актуальными для них. Часты в классе собрания-диспуты.

Так, на одном их них были подведены итоги игры, которая проводилась на классном часе «Мы выбираем, нас выбирают». Эта игра дала ребятам толчок для самоанализа. Никто не остался равнодушным к тому, что узнал о себе, о своих детях.

С интересом слушали родители итоги  традиционного психологического практикума по теме «Личность», где ребята определяли свой темперамент по методике А. Белова. «Каждый человек – это огромный звёздный мир», - повторяем мы часто. Но ведь звёздный мир не только огромен. Он постоянно изменяется. Хотим мы или не хотим, но наше каждодневное поведение накладывает на детей свой отпечаток. Но только одного не принимает юная душа – грубого нажима.

 

Первое родительское собрание выявило, что родители по-разному относятся к воспитанию и образованию своих детей (5 из 19 не пришли). Однако все, кто пришли, выразили своё доверие, желание сотрудничать, и мы просидели допоздна, планируя своё будущее. Многие хотели бы помочь своим детям, но не знали, как и что делать. Каждый высказал свои пожелания  и интересующие его вопросы. Эти вопросы и пожелания можно было разбить условно по направлениям:

- психологическое (желание узнать возрастные особенности учащихся, помочь в выборе профессии);

- методические (новые учебные технологии, формы и методы, применяемые на уроках);

- педагогические (способы борьбы с собственной раздражительностью, любить ребёнка, как помочь ребёнку);

 - медицинские (состояние здоровья детей).

На этом собрании мы решили встречаться раз в месяц, т. к. у нас было несколько месяцев до окончания школы.

 

Виды собраний были различны. Традиционными стали (конференции – 1 раз в год, педагогический лекторий, «круглый стол»). На собрании обязательно подчёркивала достижения детей, их успехи. Родители были ознакомлены с результатами профориентационных тестов; совместно с детьми по отметкам составляли диагностику результатов обучения; составляли их с ожидаемыми результатами учителей-предметников и с данными детей (оказалось, большая часть учащихся и родителей:11 из 19-ти имеют завышенную самооценку). Для детей совместные составления ожидаемого результата оказались своеобразным трамплином, который им хотелось преодолеть – появилась мотивация и заинтересованность родителей (сумеют ли дети приблизиться к их ожидаемому результату).

 

Беседы с родителями показали, что не все родители представляют будущего ребёнка, но все хотели бы, чтобы ребёнок продолжил учёбу. Поэтому помогла каждому родителю чётко сформулировать свои желания в виде социального заказа классному руководителю, т.е. совместить желания родителей, возможности и желания ребёнка с возможностями школы. Залогом успешности в работе с родителями является их вера в его реализацию. Вместе с родителями составили индивидуальный план развития на каждого ученика нашего класса (развитие его способностей и склонностей, выбор путей для их развития). По месяцам проводилось прослеживание этих программ. Для тех, кто не определился с выбором будущей профессии (анкетирование показало, что из 19-ти только 10 знали, куда пойдут учиться), мы составили другой план, куда входили беседа с предметниками, встречи со специалистами различных профилей, встречи со студентами, тестирование психолога. Результат налицо: из 19 выпускников 16 – студенты вузов, 5 придут работать на село.

С теми, кто по каким-то причинам не смогли посетить родительские собрания, я встречалась по традиции индивидуально или дома, или в школе, а иногда приходилось идти и на работу. Я посещала семьи и для ознакомления с социальными условиями проживания учащихся, и для индивидуальных бесед с родителями о корректировке межличностных отношении в семье (тип воспитания «безнадзорность», «противоречивое воспитание»). Посещая семьи, я узнавала их лучше. Разговоры происходили в более тёплой обстановке, родители становились ближе. Я узнавала их проблемы и некоторым из них удалось помочь. Посещение планировала 2 раза в год (осенью и весной), хотя в некоторых семьях бывала и чаще.

 

Эффективный педагогический результат для всех типов семей даёт приём включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребёнком. В связи с этим традиционно участие родителей в конкурсе «Папа, мама, я -  спортивная семья», совместный с детьми концерт, участие в походах, помощь в проведении вечеров, в организации выпускного бала.

Гуманную личность можно воспитать лишь нравственными средствами. Требуя что-либо от другого, требуй этого же и от себя. И если мы говорим о необходимости единства действий, то здесь мы должны понимать, прежде всего, единство с нашими воспитанниками. А в основу, кладу любовь и стремление к взаимоотношению.

Разговор о том, что между семьёй и классным руководителем должна быть глубокая дружба в вопросах воспитания детей далеко не нов, но остаётся всегда злободневным.

Ребёнка невозможно делить на сферы влияния: скажем, школа содействует его и правильному выбору профессии, а семья занимается его характером. Это разделение сугубо условное, и именно оно объясняет многие педагогические неудачи.

Традиционно родители были постоянно информированы, как их дети участвуют в общественной жизни класса. Для этого я внедрила в практику своей работы «Личную книжку учащегося». В ней совет отряда записывал о личных достижениях школьника в труде, спорте.

«Личная книжка учащегося» адресована и родителям: в ней имеется перечень трудовых умений и навыков, которыми школьник должен овладеть под руководством взрослых: «умей пришить заплату, научись ухаживать за младшими, знай, как ухаживать за верхней одеждой, умей гладить и складывать бельё» и т. д.

В «Книжке» есть и такие задания: учись интересно рассказывать дома о своей жизни в школе, веди каталог домашней библиотеки, обсуждай с домашними прочитанные книги.

Для меня не так важно, кто и к кому первым обратился за помощью и советом – учитель к родителям или они к педагогам. Здесь обе стороны должны работать в унисон. Здесь не нужны рецепты, наборы педагогических рекомендаций – их будет порождать сама жизнь, совместный поиск.

В.А. Сухомлинский удивительно точно выразил эту идею «Без семьи… мы были бессильны… Безграничное уважение и доверие к школе – вот что главное для коллектива наших родителей».

Мой опыт работы убеждает: постоянный контакт между учителем и родителями, использование отечественных традиций в данном вопросе положительно влияет на учебно-воспитательный процесс в школе и дома, помогает включать детей в ситуации выбора, оценивать свои действия, поступки, вовлекать в творчество.

 

Скачать