Тренинг конструктивного общения педагогов

Цель: совершенствование навыков конструктивного общения педагогов. 
После тренинга педагоги будут знать: формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия.
будут уметь: демонстрировать свои чувства, эмоции и поведение.
будут мотивированы: на совместную конструктивную деятельность.

Вид тренинга: коммуникативный тренинг

Категория участников: педагогический коллектив

Продолжительность: 90 минут

План тренинга

Вид работы

Продолжите

льность (мин)

Ресурсное обеспечение

1

Приветствие. Вводное слово

3 минуты

 

2

Упражнение "Мы рады вас видеть"

5 минут

 

3

Правила группы

5 минут

Ватман, маркеры

4

Оформление визиток

5 минут

Визитки, маркеры

5

Разминка. Упражнение «Ассоциации»

2 минуты

 

6

Беседа по теме

15 минут

заготовленные плакаты

7

Упражнение-активатор "Поменяйтесь местами, кто..."

5 минут

 

8

Упражнение "Интервью"

10 минут

 

9

Упражнение "Сфера ответственности"

5 минут

 

10

Мини-лекция: "Торт общения"

12 минут

памятки

11

Упражнение "Рюкзачок"

10 минут

 

12

Притча "Все в твоих руках"

3 минуты

 

13

Рефлексия занятия. Подведение итогов

10 минут

 

 

Ход тренинга

І. Начало тренинга

Вступительное слово. Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать. Приглашаю Вас сегодня к разговору на тему «Конструктивное общение». Эту тему я считаю очень важной, т.к. общение является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Упражнение "Мы рады вас видеть"

Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь круга.
– Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.

Инструкция: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: "Добрый день!", "Желаю всем узнать много нового и интересного" и т.д. Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.

Правила работы в группе

Цель: создание благоприятного психологического климата в тренинговой группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников.
Психолог объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.

Правила группы

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...».
4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.
5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы).
Оформление визиток. Каждый из нас при рождении получает имя. Оно сопровождает нас всю жизнь. По имени нас называют знакомые, близкие и совсем незнакомые люди. Вам предоставляется возможность проявить свое творчество в оформлении именной визитки.

ІІ. Основная часть тренинга

Упражнение "Ассоциации": продолжите фразу "Общение с подростком – это…"

Вступительная беседа по теме. Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который вызван потребностью совместной деятельности.

Выделяют различные виды, формы, функции общения, но сегодня мы остановимся на понятии конструктивное общение.
Конструктивное общение - это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное.

Конструктивное общение состоит из:

- умения слушать;
- способности понять смысл услышанного;
- способности конструктивно разрешать возникающие конфликты, а еще лучше не допускать их возникновения;
- желания получать новую информацию, знания;
- доброжелательности, приветливости;
- способности аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения;
- умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека.

Конструктивное общение необходимо для того, чтобы:

- решить возникшую проблему;
- обсудить совместные действия;
- для развития личности;
- как средство поддержки;
- для получения новой информации, опыта;
- для приятного общения.

Каждый человек - это индивидуальность и каждый человек может быть мне интересен по-своему в той или иной степени. Но научиться чему-либо у всех сразу не возникает желания. Обычно выделяются те люди, с которыми есть что-то общее - цели, интересы, вкусы.

Способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в неформальных отношениях.

Сформулируем основные условия конструктивного общения. Это:
- во-первых, способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера;
- во-вторых, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;
- в-третьих, способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.

Комплекс этих трех способностей человека становится основой его личностного роста.
Я предлагаю Вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими Вас людьми.

Упражнение-активатор "Поменяйтесь местами, кто..."

Цель: снять напряжения, поменять местами в рабочем круге участников группы. Это упражнение позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, меняются местами те, кто:
- работает всю жизнь в одном учреждении;
- любит свою работу;
- работает педагогом уже больше 10 лет;
- мечтал быть педагогом с детства и т.д.

Упражнение "Интервью"

Цель: создание условий для получения обратной связи и развития навыков рефлексии.
– Как важно уметь быстро познакомиться с человеком, узнать о нем, как можно больше. Как войти в дружеский контакт? Какие вопросы нужно задать? Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой стороны и ответить на вопросы тоже бывает нелегко.

Ответить так, чтобы ответы были интересными и не банальными. Словом, искусство интервью требует напряжения с обеих сторон. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих ролях: взять интервью и дать интервью.

Инструкция: для этого мы разбиваемся на пары.

Затем уже в парах определяемся, кто будет брать интервью первым и в течение 2 минут задаются респонденту вопросы, чтобы затем представить его всей группе как уникальную и неповторимую личность. Следующие 2 минуты меняемся ролями.

На презентацию своего коллеги дается 1 минута. При этом корреспондент встает за стулом респондента, кладет руки ему на плечи и представляет коллегу всей группе. За оду минуту необходимо представить своего собеседника как уникальную и неповторимую личность. Идет работа в парах в течение 4 минут.

Давайте поделимся своими ощущениями и состояниями. Вопросы к группе:
- Какие чувства вы испытывали, когда говорили о вас в ходе представления?
- Что было легче представлять коллегу или слушать, как вас представляют?
- Как вы думаете, было ли это упражнение примером рефлексии?
- Что означает рефлексия? Что мы вкладываем в понятие "рефлексия"?
- Давайте поговорим, как часто мы обращаемся к рефлексии в своей жизни и в профессиональной деятельности?
- Можем ли мы назвать обмен чувствами и мыслями рефлексией?

Итог: Действительно, в ходе нашей работы мы давали друг другу обратную связь, и каждый из нас находился в состоянии рефлексии. В жизни мы это делаем постоянно. Другое дело, что мы это делаем интуитивно или же недостаточно эффективно. Рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать свои чувства и действия.

Выполняя это упражнение, мы получили яркий пример рефлексии состояния. Рефлексия – это одно из основных средств, способствующих эффективному общению, и направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. И тогда понимая причины появления таких состояний, как например раздражение, усталость мы можем посредством рефлексии смоделировать наше состояние и восстановить нормальную трудоспособность.

А начинать рефлексию нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе "стоп", заглянуть в себя и задать себе вопрос: "Почему это произошло?", "Что стоит за тем или иным моим действием?"

Существует китайская поговорка:
"Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь".

Человек усваивает:
10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что сам проговаривает,
90% того, что сам делает.

Упражнение "Сфера ответственности"

В пространстве комнаты размещаются листы с надписями: "Родитель", "Воспитатель", "Администрация". Участникам предлагается встать возле определенной надписи.

Обсуждение:

– Как вам кажется, чья это сфера ответственности за эффективное общение в большей степени: родителей, воспитателей или администрации. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение.
Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение.

Мини-лекция: "Торт общения"

Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень – это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:

- Я хороший – ты плохой (позиция сверху)
- Я плохой – ты хороший (позиция снизу)
- Я хороший – ты хороший (позиция на равных)

Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2,

3. Что она означает? (1 – назидание, превосходство; 2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение; 3 – принятие другого человека, общение на равных).
Из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение?

Общение – это деятельность, и как любая деятельность поддается анализу:
– что я чувствую, что чувствует другой?
– По какому пути идет разговор (сотрудничество или соперничество)?

Этот анализ проходит свернуто – в диалоге с самим с собой. Каждый из нас несет конфликтогены, так как не может правильно отреагировать, амортизировать: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?
Наш ресурс в общении – это постоянная рефлексия: на что я рассчитываю, какие чувства я вызываю? Таким образом, каждый воспитатель должна быть волшебницей, которая умеет управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой "Активного слушания"

Выдача памятки "Правила активного слушания"

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
5. Зрительный контакт.
6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

ІІІ. Заключительная часть тренинга

Упражнение "Рюкзачок"

Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.

Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной. Собирать рюкзачок будем всей группой друг другу.

Притча "Все в твоих руках"

Жили в городе Хитрец и Мудрец. Решил как-то Хитрец перехитрить Мудреца. Поймал он на лугу бабочку, позвал соседей с собою, пошёл к Мудрецу и спрашивает:
- Скажи, Мудрец, что у меня в руках – живое или мёртвое?

А сам думает: если Мудрец ответит "живое" - я сожму пальцы, и бабочка умрёт, а если ответит "мёртвое" - я разожму пальцы, и бабочка полетит…
Все вокруг с нетерпением ждали ответа Мудреца. А он посмотрел на протянутый кулак Хитреца и ответил:
- Всё в твоих руках!

Подведение итогов тренинга, выяснение вопросов участников, их чувства по отношению к тренингу, основные выводы по тренингу.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом

<
ЛимПопо

16.04.2018

Спасибо, очень полезный материал!
Добавить комментарий