Тренинг конструктивного общения родителей

Цель: формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.
После тренинга родители будут знать:
- Общее понятие "общение";
- модели конструктивного взаимодействия с детьми, основанных на эмоциональной сдержанности и веры в возможности ребенка, с целью формирования адекватных семейных взаимоотношений и укрепления воспитательной роли семьи.
- стили общения

будут уметь: 

- устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении;
- оказывать психологическую поддержку партнеру по общению.
учитывать при достижении собственных целей цели партнера по общению, даже если партнер – ребенок.
- находить эффективные решения конфликтных ситуаций по типу "выиграть – выиграть".
- выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно.

будут мотивированы: на совместную конструктивную деятельность.

Вид тренинга: коммуникативный тренинг

Категория участников: родители

Продолжительность: 90 минут

План тренинга

Вид работы

Продолжите

льность (мин)

Ресурсное обеспечение

1

Приветствие. Вводное слово

3 минуты

 

2

 Упражнение  «Знакомство – приветствие»

10 минут

 

3

Правила группы. Ожидания

5 минут

Ватман, маркеры

4

Упражнение «Конверт отношений»

9 минут

Конверт с надписями

5

Мини-лекция «Общение- это…»

13 минут

 

6

Разминка «Слушай команду»

5 минут

 

7

Игра «Похожие и разные»

9 минут

доска, мел, наклейки для победителей

8

Упражнение «Закончите предложения»

8 минут

 

9

Рефлексия

5 минут

мячик

10

Упражнение «Последняя встреча»

10 минут

магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, свеча, зажигалка

11

Обратная связь

5 минут

 

12

Притча о ласточке

3 минуты

 

13

Рефлексия «Любовь в бабочке».  

5 минут

бабочки, которые сделали дети

Ход тренинга

І. Начало тренинга

Вводное слово. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада, что вы сегодня собрались. Я знаю, что воспитание детей – трудное дело. Я верю и знаю, что вы любите своих детей, иначе вы бы не пришли сегодня. Вы научитесь больше понимать своих детей, справляться с теми трудностями, которые возникают в общении, воспитании детей. Общение играет огромную роль в жизни любого человека.

От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Упражнение "Знакомство – приветствие"

Цель: способствовать установлению контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.

Каждый участник представляется и кратко рассказывает о себе. Например: Меня зовут _______, моего сына (дочь) зовут __________. Моя основная деятельность __________. В свободное время я люблю ___________.

Принятие групповых правил
- На занятии может говорить только один человек.
- Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.
- Стараться участвовать во всех упражнениях.
- Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.
Ожидания от тренинга (записываются на ватмане, доске)

Упражнение "Конверт отношений"

Цель: снятие эмоциональных
барьеров, настрой на рабочую атмосферу. Каждый участник по очереди вынимает из конверта ведущего листок с вопросом и отвечает на него.
• Мой ребёнок радуется, когда…
• Мой ребёнок злится, когда…
• В общении с детьми мой ребёнок…
• Ребёнок вместе с папой…
• Ребёнку вместе со мной нравится…
• Я отдыхаю, когда…

• Меня больше всего расстраивает…
• Ребёнок плачет, если…
• Если у меня плохое настроение…
• Мой ребёнок…
• Меня беспокоит…
• Меня радует…

ІІ. Основная часть тренинга

Мини-лекция "Общение – это…". Цель: создать атмосферу общности; дать участникам возможность поделиться опытом семейного общения; подвести к анализу этого опыта.
Вопросы к участникам: Как вы думаете, что же такое общение в целом? И насколько важно общение для ребёнка? Как вы общаетесь с ребенком дома, в семье? А какие трудности у вас возникают в общении?

Участники отвечают на вопросы и обмениваются опытом общения со своими детьми дома.
Психолог, обобщая высказывания: "Общение – один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина)" "Значение общения со взрослым для развития ребенка". Цель: показать важность общения родителей со своим ребенком и влияние стиля общения на успешность ребенка в будущем.

Общение ребёнку необходимо, также как пища. Общение ребёнка с окружающими взрослыми это и условие, и главный источник его психического развития. Ребенок овладевает знаниями, навыками, умениями, способами взаимодействия человеческого общества только через взрослого.
А вот дефицит этого общения, ласки и любви нарушают развитие маленького человека. Ведь именно в эмоциональном общении с близкими взрослыми закладываются основы будущей личности!

Современные исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно и бессознательно запечатлевается в психике ребёнка в дошкольном возрасте.

Стиль общения взрослого с ребенком бывает:
1. Авторитарный (я выше, лучше, сильнее, старше, умнее, а ты хуже, ниже, слабее, глупее и я знаю, что лучше для тебя!)
2. Либерально-попустительский (мне все равно, делай что хочешь)
3. Демократичный или "Личностно центрированный" (мы на равных, то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься).

"Проблемные", непослушные", "гиперактивные", "агрессивные" дети, так же как дети "неуверенные", "тревожные", - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Родителям, также стоит помнить о том, что теплые, партнерские отношения мамы и папы это залог эмоционального благополучия ребенка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, уметь искренне выражать свои чувства и эмоции, взаимовыгодно разрешать конфликты и уважать достоинство другого.

Разминка "Слушай команду". Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Родители свободно двигаются по комнате. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: "Положите правую руку на плечо соседа") и тот час же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются в разной последовательности: спокойные и энергичные. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.

Игра "Похожие и разные"

Инструкция. Сейчас мы проведем небольшую игру, которая позволит понять наши сходство и различия. Для этого нам нужно поделиться на две команды. От каждой команды вызывается по одному добровольцу. Сейчас двум командам предстоит в течение одной минуты находить сходство и различия в добровольцах. Одна команда находит только сходство, а другая - различия. За каждый правильный ответ я буду ставить на доске плюс. Затем мы увидим, чего же в двух людях больше: сходства или различий. Так как это соревнование, то будьте очень внимательны, вам нужно выиграть. Итак, всем ли понятны правила игры?

Комментарий для ведущего. При желании игру можно повторить с другими участниками. Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в игре? Что запомнилось? Какие выводы мы можем сделать? Выводы: все люди разные, но у них есть много похожего.

Упражнение "Закончите предложения: если…"

1. Ребёнка постоянно критикуют, он … (учится ненавидеть).
2. Ребёнок живёт во вражде, он … (быть агрессивным).
3. Ребёнок растёт в упрёках, он … (жить с чувством вины).
4. Ребёнок растёт в терпимости, он … (понимать других).
5. Ребёнка хвалят, он … (быть благодарным).

6. Ребёнок растёт в честности, он … (быть справедливым).
7. Ребёнок растёт в безопасности, он … (верить в людей).
8. Ребёнка поддерживают, он … (ценить себя).
9. Ребёнка высмеивают, он … (быть замкнутым).
10. Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он … (находить любовь в этом мире)

В данных вопросах возможны расхождения точек зрения родителей – тогда возникает дискуссия. Психолог даёт правильный ответ только после того, как родители закончат отстаивать свою точку зрения. (Важно, чтобы высказались все родители, важна точка зрения каждого родителя).
Рефлексия: передавая мячик расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течении собрания, как вы себя чувствовали в начале, в процессе, и постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком?

Упражнение "Последняя встреча"

Инструкция: встаньте, пожалуйста, в большой круг. Я включу музыку, а вы закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха. Представьте себе, что наша встреча в группе закончилась, вы идете домой. Вспомните, какими вы пришли, чего ожидали от группы. Вспомните самые неожиданные, самые смешные, самые трогательные моменты. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через минуту у вас будет возможность это сделать (пауза). Сделайте глубокий вдох, откройте глаза и скажите это.

Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу. Ведущий говорит слова благодарности кому-то из участников и передает ему горящую свечу. Когда выскажутся все желающие, и свеча побывает в руках у каждого члена группы, ведущий произносит заключительные слова, протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.

ІІІ. Заключительная часть тренинга

Подведение итогов, обратная связь.
Уважаемые родители, на сегодняшнем занятии вы познакомились с некоторыми приёмами, правилами общения с детьми, обсудили самые проблемные ситуации, попытались взглянуть на ребёнка и причины его поведения с другой стороны. Я надеюсь, что полученные знания и умения будут вам полезны и помогут строить ваше общение с ребёнком с учётом взаимоотношения и взаимной любви.

Хочу рассказать вам притчу о ласточке "Притчу о ласточке".

"Жила-была ласточка. У нее было трое детишек. Её гнездышко находилось на обрыве реки. Они жили счастливо и радовались друг другу все это время. Но как всегда весной началось половодье. Вода в реке начала подниматься и поднялась настолько, что вот-вот затопит гнездышко. Ласточка поняла, что скоро они могут погибнуть. На середине реки был высокий остров, и многие птицы спасались на нем. Ласточка тоже решила спасти на нем своих детей. Она взяла одного ребенка в клюв и полетела с ним через реку к острову. Но на середине пути она поняла, что не рассчитала свои силы. И начала опускаться всё ниже к реке.

Когда птенец понял, что мама его устает, он начал упрашивать ее: "Мамочка, спаси меня, пожалуйста! Если ты меня спасешь, я все буду делать для тебя. Когда я вырасту, я никогда тебя не покину". Но у ласточки не хватило сил, и она выронила ребенка из клюва. Она прилетела на остров, отдохнула и полетела за вторым своим птенцом. Она взяла его в клюв и снова полетела через реку. Но не пролетела и половины пути, как силы её покинули. Она еще тяжелее стала махать крылышками. Тогда птенчик взмолился: "Мамочка, родная, спаси меня, пожалуйста!

Ведь я, когда вырасту большой, буду заботиться о тебе, буду поить тебя и кормить, всегда буду помнить о том, что ты меня спасла". Но ласточка не смогла его вынести и второй ее ребёнок погиб. Она снова полетела на остров, отдохнула на нём и полетела за своим последним ребенком. Она взяла его в клюв и, почти обессиленная, полетела в свой последний путь, рассекая крыльями воду. Она старалась изо всех сил, чтобы спасти хотя бы этого детеныша. Но силы стремительно покидали её. Ребёнок взмолился: "Мамочка, миленькая, родная моя, я прошу тебя только об одном: спаси меня, пожалуйста.

Ведь когда я вырасту, и моё гнездышко с детьми будет затапливать река, я тогда тоже спасу своих детей так же, как ты сегодня спасла меня". Ласточка прониклась словами этого ребёнка и спасла его единственного с надеждой о будущем".
Так относитесь же к своим детям так же, как вы хотите, чтобы они относились к вам и к своим детям в своих будущих семьях!

Рефлексия "Любовь в бабочке"

Сегодняшнюю встречу я хочу закончить тем, что с великим удовольствием вручу бабочек, в которых ваши дети выразили вам свою искреннюю любовь. Пусть все бабочки "долетят" до ваших сердец, и вы всегда будете помнить, что вы нужны друг другу, и что Ваш ребенок Вас очень-очень любит и он тоже ждет, что Вы ему скажете об этом!

Счастья вам, любви, дорогие мои!

Автор: Погребная Виктория Валериевна, педагог-психолог, дефектолог Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната I-II ступеней № 22 МОН ДНР
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом