Содержание
Введение
Самостоятельная работа учащихся на уроках географии
Использование художественной литературы на уроках географии
Исследовательская работа во внеурочное время
Заключение
Список литературы
Введение
Познавательная самостоятельная и исследовательская деятельность у учащихся развивается тогда, когда их обучают самостоятельному добыванию знаний. Достичь этого можно с помощью целенаправленных приёмов учебной работы. Усвоенные приёмы становятся средством самостоятельного приобретения новых знаний и новых приёмов не только в условиях учебного процесса, но и внеурочное время.
Одно из важнейших требований современной школы - максимальная активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Считать работу самостоятельной можно только в том случае, если учащиеся применяют свой опыт и знания для установления новых фактов, явлений отыскивают неизвестные им ранее причины, следствие или определяют новый способ решения, т.е. получают новый для себя результат в знаниях и умениях.
Целью моей методической работы является, формирование у обучающихся приёмов учебной деятельности, развитие самостоятельной, познавательной, исследовательской активности, научить самостоятельно, приобретать знания, творчески мыслить.
Задачи работы направлены на развитие учащихся, а именно: подготовке их к жизни, вызывают необходимость повышать теоретический уровень выполнения самостоятельных работ, что выражается, во-первых, в изменении их содержания — преобладании вопросов и заданий на усвоение понятий, выявление закономерностей, причинно-следственных связей, систематизацию знаний, во-вторых, в изменении способов выполнения заданий; содержание курса может быть усвоено учащимися при условии усиления внимания к использованию приемов умственной деятельности, овладению соответствующими данному возрасту методами географической науки, в-третьих, в повышении творческой познавательной деятельности учащихся при выполнении работ.
Целенаправленная работа над усвоением приёмов учебной работы учащимися создаёт наиболее благоприятные условия для формирования умений и навыков. Они включают не только самостоятельно выполняемые
практические работы, предусмотренные программой, но и работу с учебником, дополнительной литературой, с различными иллюстрациями, подготовку докладов, выступлений и др.
Целенаправленность в работе учителя проявляется, прежде всего, в том, что при планировании работы по курсу и темам должна быть - как одна из образовательных задач формирования приёмов учебной работы и их использовании на разных уровнях самостоятельности учащихся. Это требует разработки соответствующего методического пути, системы заданий для каждого из этапов. Далее - непосредственно в учебном процессе должны быть созданы условия оптимальной организации деятельности учащихся по усвоению приёмов. Выбран путь их формирования, отобраны средства обучения, определен характер деятельности учащихся и индивидуальный к ним подход.
Самостоятельная работа учащихся на уроках географии
Самостоятельные работы охватывают значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Ещё К.Д. Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями благодаря проявлению самостоятельности.
Самостоятельные работы способствуют формированию познавательной самостоятельности и активности, усвоению способов деятельности, развитию обще учебных умений, развитию мыслительных операций усвоения знаний и умений. Термины «умение», «навык» означают степень овладения приёмом, способом действия учеником.
Умение, навык – это то, чем владеет ученик, они всегда субъективны. В формировании приёмов учебной работы, которые лежат в основе образования умения и навыков, выделяются три этапа:
Первый этап это ознакомление с целями приёма, составом и последовательностью действия. На этом этапе преобладает обучающая деятельность учителя. Учащиеся выполняют работу по образцу. Работа в основном проводится с целью закрепления теоретического материала и отдельных приёмов учебной работы. Деятельность учителя заключается в том, что он даёт подробный инструктаж по выполнению работы, объясняет какими источниками знаний пользоваться, в какой последовательности следует выполнять работу. В процессе работы учитель оказывает помощь всем учащимся. Они пользуются готовым планом, продолжительность самостоятельных работ небольшая, деятельность школьника находится под непрерывным наблюдением учителя.
Второй этап характеризуется тем, что учащиеся знают цель приёма и его содержание, т.е. знают, как надо действовать, учащиеся сами называют пункты плана, характеристики географических объектов указывают пособии, которым им следует пользоваться, а после этого самостоятельно выполняют задание. Непосредственная помощь оказывается только отстающим ученикам.
Третий этап – формирование приёма, школьники умеют самостоятельно применять приёмы в новой ситуации и пользоваться ими для самостоятельного приобретения новых знаний. В соответствии с этапами формирования понятий и приёмов в самостоятельной работе значительное место занимают задания на классификацию обобщения. По сравнению с первыми двумя этапами сокращается инструктаж учителя, он носит характер общих указаний. Например, тематическими картами учащиеся могут самостоятельно изучить многие природные области.
Деятельность учителя и при выполнении заданий всё время изменяется.
На первом этапе учитель разъясняет каждый приём учебной деятельности, и его составные части на последнем он ограничивает общими указаниями, направленными на обобщение знаний использования теории (основных понятий) для обеспечений фактов раскрытия закономерностей. Однако руководящая деятельность учителя при этом уменьшается.
Если ученик не работает в процессе усвоения учебного материала, то он приобретает формальные знания, которые не сможет использовать в своей дальнейшей практической деятельности.
Правильно организованные самостоятельные работы, способствуют пониманию сущности понятии раскрытию причинно - следственных связей, а так же пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук.
Важно учитывать классификацию самостоятельных работ по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности. В связи с этим выделяются три вида заданий: 1) задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний, т. е. в том виде, как они излагались учителем или в учебнике. Это первый уровень знаний; 2) задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации; 3) задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.
Для работы с каждым источником знаний использую несколько разновидностей заданий отражающих различные приёмы работы с учащимися.
Хочу обратить внимание более подробно, как я работаю с картами, с учебниками, дополнительной литературой. Когда дети приходят в 5-ый класс, так как знание начальной школы недостаточны, я ставлю перед собой задачу, научить работать с картой. Учу ребят, как нужно правильно стоять около карты, как нужно правильно показывать. При изучении темы «Гидросфера» продолжаю работу с картой, например тема: «Реки», обучающиеся должны научиться правильно, показывать от истока к устью, чтобы обучить этим навыкам нужно систематически отрабатывать на уроках.
В 6-ых классах продолжаю отрабатывать умение и навыки работы по карте. Обучаю, чтобы учащийся, показывая географические объекты, называл их. Называя, показывал. Это у меня в системе с урока в урок.
В 7-ых классах свободно работают с картой учащиеся, называя, показывают географические объекты и комментируют свой ответ. Работают с тематическими картами: климатической, картой природных зон и климатических поясов, почвенной картой, тектонической, геологической и другие.
При составлении географических характеристик отдельных территорий работаю с тематическими картами и с типовыми планами. А при описании какой-то страны одновременно работают с различными картами.
В 8-ых классах работая с геологической картой, учащиеся усваивают подробную информацию, какие горные породы встречаются в тех или иных районах нашей страны, устанавливая их возраст. Работая с тектонической картой, учащиеся получают подробную информацию, какие горные породы встречаются в тех или иных районах нашей страны, устанавливая их возраст, работая с тектонической картой, учащиеся получают подробную информацию о размещении и возрасте различных тектонических структур в пределах нашей страны.
Работа с картами, выполнение различных заданий - это является хорошей основой для формирования приёмов умственной деятельности, так как требует анализа, синтеза, сравнения, обобщения определений причинно- следственных связей, умение делать выводы.
Работу с учебником следует тщательно планировать. Действиями учеников надо чётко управлять, что читать с какой целью, на какие вопросы ответить, какие части озаглавить, какие выполнить упражнения после чтения параграфа. Широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы, рассказ по картинкам, анализ рисунка, чтение и анализ графиков.
Учебник - важнейший источник знаний. Правильно организованная работа с учебником географии служит не только целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом, не только расширяет и углубляет знания, но и развивает мышление и речь учащихся, обогащает ее воспитывает интерес к географии, любовь к книге, культуру умственного труда, помогает учащимся понять красоту природы. Примеры работы с учебником разнообразны. Можно выделить следующие виды заданий:Р
В 5-ых, 6-ых классах дети составляют план текста, параграфа. Сначала простого, а затем в 7-ых классах развёрнутого. Школьники усваивают существенные признаки понятии, так как пункты планов в большинстве случаев соответствует тому или иному признаку, кроме того они обучаются приёму работы с книгой. В 7-ом классе при изучении темы «Природные зоны», обучающимся предлагаю заполнить таблицу на основе текста учебника и его карт.
Задания способствует закреплению ведущих понятий и формированию приёма одновременной учебной работы с картой и учебником.
Работая с текстом ученик выписывает причины географических явлений и следствие обусловленных этими причинами. При этом школьники обучаются установлению прямых и обратных связей.
В обучении географии нельзя ограничиться одним учебником, поэтому в организации самостоятельной работы важную роль играет дополнительная литература. Использую художественную, научно-популярную литературу. Даю конкретные целенаправленные задания.
Использование художественной литературы на уроках географии
Работая самостоятельно над художественной литературой, учащиеся ярко представляют природу родной странны, в результате оживает деловой язык.
Художественную литературу использую на разных этапах урока. Так приступая к изучению курса «Природа России», записываю на доске слова В.Г.Белинского: «Любить Родину, значит знать её». Говоря о громадной территории России, зачитываю стихотворение К. Симонова:
Касаясь трёх океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Затем обращаюсь к учащимся с вопросами:
О красоте и разнообразии природы России можно продекламировать стихотворение И.Никитина «Русь», одновременно показывая иллюстрации о природе. В заключении урока по теме «Физико-географическое положение России»,один из учащихся читает стихотворение «Россия».
Я люблю мою Россию
За рассвет и закат,
За багряный листопад,
За весенние поляны
В жёлтом мареве цветов
И за шёпот тихий, нежный
Опадающих цветов.
Катит воды голубые
Меж лесов моя река,
Холодна вода в пучине,
Холодна и глубока.
А в воде прозрачной, чистой
Моет волосы трава.
Это всё моя Россия,
Это Родина Моя!
При изучении природных зон России, при описании тундры использую отрывки из произведения В.М. Сдобникова:
«… солнечных тёплых дней в тундре весной и летом бывает не так много. Преобладает пасмурная, часто дождливая погода, туманы, холодные ветра. Зато, с какой радостью человек встречает там тёплый солнечный день.
Всюду шумят ручьи, со всех сторон слышны крики птиц, которые прибывают каждый день. Молчаливая тундра оглашается разнообразными песнями птиц. Зацветают тундровые цветы – полярные маки, лютики, астрагалы, незабудки, одуванчики над которыми гудят шмели, в воздухе носятся другие насекомые.
Лето. Солнце ласково греет, и круглые сутки заливает тундру ярким светом. Особенно очаровательны летом ночные часы, когда природе положено погрузиться в темноту. Чем-то величественным веет тогда от тундры от её тишины, покоя».
Тундра зимой прекрасно описана в произведении А. Членова «Зимняя сказка».
После обсуждения прослушанного, обращаюсь к учащимся с вопросами по картинам «Лето в тундре», «Тундра зимой»:
1. Почему в тундре много озер?
2. Почему не произрастает лес?
3. Чем занимается население? Какое влияние оно оказывает своей хозяйственной деятельностью на окружающую природу?
4. Зона лесов описана в произведениях И.С. Тургенева, Д. Мамина –Сибиряка, В.Г.Короленко.
Степь - в произведениях М.А. Шолохова («Тихий Дон»), А.С. Пушкина («Капитанская дочка», «Буран в степи»).
Хорошим вступлением к изучению Кавказа прозвучит чтение отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова:
Приветствую тебя. Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой …
Прекрасен ты, суровый край свободы.
И вы, престолы вечные природы,
Когда как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся как тени,
Как над головой огромных привидений
Колеблемые перья,- и луна
По синим сводам странствует одна.
Вопросы к учащимся:
Изучая тему «Урал», установив его географическое положение, читаю стихотворение:
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал:
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах, на ковровых просторах
Среди плодородных полей
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
При изучении рельефа Урала, рассказав о рельефе Предуралья и Зауралья, читаю стихотворение:
Когда-то над хребтом Урала
Соленой свежести полна,
С ветрами запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе
С разбегу устремляться ввысь
Отхлынуло, исчезло море
И горы в небо поднялись,
Но своеобразная природа
То море в памяти храни
В тяжёлых каменных породах
Волной играет малахит.
А при характеристики природы Полярного Урала декламирую:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
На юге Западно-Сибирской равнины расположены степи. В междуречье Оби и Иртыша к северу-западу от Алтайских гор находятся Кулундинские степи, рельеф которых частью плоский, их высота над уровнем моря - 100-200 м. И. Фролов в своем стихотворении так их описывает:
Равнина. Равнина
Ни яра, ни пади,
Равнина - на север,
Равнина - на юг.
Как будто гористую землю разгладил утюг.
Здесь воду колышут душистые ветры.
Поля поливает с Алтая вода.
Здесь смотришь и видишь
На сто километров:
Полсотни - туда
И полсотни - сюда.
А солнце!
Вы видели солнце степное?!
Лучистая ласка его горяча:
Не скрыто ни ближней, ни дальней горою
Оно до последнего светит луча.
При изучении темы внутренние воды страны обращаюсь к стихам русских поэтов.
Вода не только необходима человеку для самой жизни. В ней заключена ещё и сила эстетического воздействия на человека.
Поэтому вода во все века и у всех народов являлась и является источником для поэтов, художников и музыкантов. Так А.С. Пушкин писал:
… Когда подымит океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня мой талисман.
У П.П. Ершова автора сказки «Конёк-горбунок», есть такие строки:
«… И окончив речь к Ивану,
Выбегает к океану, на котором белый вал
Одинешенек гулял».
Многие художники рисовали и рисуют разные части гидросферы. Например, знаменитый художник И.А. Айвазовский не раз изображал на своих полотнах морскую стихию.
В стихотворении «К морю» А.С. Пушкина есть такие строки:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой…
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Русский поэт В.А. Жуковский писал:
… Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей…
Поэт пушкинской эпохи А.И. Полежаев так написал о море:
Я видел море, я измерил
Очами жадными его;
Я силы духа моего
Перед лицом его поверил…
Кто, не разгаданный в веках
Заметил первый блеск лазури,
Войну громов и ярость бури
В твоих младенческих волнах? ...
Что ты? Откуда? Из чего?
Игра случайная природы
Или орудие свободы,
Воззвавшей всё из нечего?
Особенно много стихов поэты посвящали рекам и озёрам. На берегах которых им довилось побывать. М.Ю. Лермонтов в 1839 г. Написал:
Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых громад,
Буря плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Ещё раньше, в 1829 г., о Тереке писал А.С. Пушкин:
Меж горных рек несётся Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет в круг огромных скал…
Оба поэта дают точные характеристики горной реки. Совсем по - иному описывают равнинные реки. Например, С. Есенин писал:
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны …
В. Луговской создал точный образ Днепра:
Недвижен Днепр, синеет Днепр - славянская река
О великой русской реке Волге сложено немало песен и стихов
О Волга! …колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмным - голубым волнам.
Я убегал к родной реке…-
Писал Н.А. Некрасов в 1860г.
Исследовательская работа во внеурочное время
Разнообразные формы самостоятельной работы способствует формированию исследовательских умений.
Исследовательская работа – это творческая работа с применением исследовательского метода, основа которого в современной дидактической системе соотносится с деятельностным подходом. Он определяет деятельность как логическую цепочку: потребность (нужда в чём-либо, являющаяся внутренним побудителем активности) – мотив (осознание того, ради чего необходимо совершить какое-либо действие). Осознание потребности позволяет сформировать конкретную цель – результат деятельности, для достижения которого необходимо решить определённые задачи и совершить некие операционные действия. Исследовательские работы, которые я предлагаю детям продолжительные по времени, которые требуют знаний из разных областей науки. Когда исследовательская работа закончена, то ученик защищает её на уроке, конференциях.
Однако исследовательской работой учащиеся занимаются не только на уроках, но и в неурочное время. Какими же приёмами можно воспользоваться, обучая школьников научному творчеству. Надо сказать, что на сегодняшний день, общепризнанных универсальных методик такого обучения нет. В то же время практика показывает, что самостоятельные научные исследования школьникам вполне доступны.
1 этап. Прежде всего, необходимо отобрать таких учеников, которые умеют работать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию, делать выводы, анализировать, проявлять инициативу. Важно сделать безошибочный выбор. И выделить не только активных, уверенных в себе детей, с удовольствием демонстрирующих свои интеллектуальные способности, но и не забыть в том числе “интеллектуальных улиток”, то есть интеллектуально пассивных, обладающих широкой эрудицией, но боязливых и инертных. При определённой поддержке у таких детей получается занимательный результат. Трудности возникают на первых порах, но когда начинается работа, а потом приходит успех, у детей возникает стойкая мотивация. И если темы исследовательских работ увлекательны, интересны, новы и оригинальны, то дети испытывают творческий подъём, который и будет движущей силой работы над проектом.
2 этап. После установления проблемы и цели важно установить последовательность выполнения работы. Чтобы она была проделана успешно, опять необходимо контроль со стороны учителя, потому что ученики не всегда понимают, как выстроить план действий, как поставить задачи. Степень развития логического мышления у всех разная, поэтому при установлении причинно-следственных связей иногда также требуется помощь учителя. .
3 этап. На этом этапе работы ученики определяют источники информации, с которыми им предстоит работать. Выбор материала неограничен. Здесь и научно-популярная литература, справочники, словари, периодическая печать, Интернет, документы.
4 этап. На этом этапе работы идёт отбор информации, предоставление черновиков, наглядного материала и т.д. Здесь же необходимо оговорить и критерии оценки проекта, включающие в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам, структуру работы и её оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д. Оговорив всё это, можно приступать непосредственно к исследованию.
5 этап. Исследование требует изучения информации, её анализа и выявления противоречий или недостающих сведений. В ходе работы я подсказываю лишь общие направления и указываю на главные ориентиры “маршрута” поиска информации. Процесс работы над исследованием немыслим без дискуссий. Дискуссии – это творчество, а потом в равной мере планомерный и случайный процесс. Я пытаюсь использовать не только случайности, но и управлять этим процессом.
6 этап. После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя к определённому заключению, приступаем к завершающей фазе работы. Исследование только тогда можно считать оконченным, когда результаты проделанной работы будут внятно и логично изложены в письменном виде. Устраняем шероховатости и неточности. Полностью проект готовится к защите.
7 этап. Схема защиты работы:
8 этап. Заключительный этап – защита проекта на конференции. Ученик представляет свою исследовательскую работу, участвует в её обсуждении и в обсуждении других докладов. Защита работы стимулирует дальнейшую, более серьёзную работу над подобными исследованиями. Именно на таких защитах закладываются ростки будущих интересов. А для учителя исследовательская деятельность учеников – один из поводов к самообразованию и к творчеству.
9 этап. Результат работы никто не оценит лучше самих участников. При оценивании и обсуждении исследования можно предложить такие вопросы:
- Насколько удачным оказалось исследование?
- Интересно ли мне было работать над этой проблемой?
- Хотелось бы продолжить работу?
- Хотелось бы изменить процесс работы? Почему? И другие.
Для результативной работы хотелось бы избегать авральных действий, но не всегда это удаётся.
Одно из достоинств исследовательской деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения. Она позволяет:
- повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;
- реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
- принимать самостоятельные решения;
- поверить в свои силы.
Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:
- увеличение умственной нагрузки;
- требование более сложной системы оценивания;
- увеличение объёма работы учителя;
- существование риска неудачного выполнения работы;
- повышение эмоциональной нагрузки;
- нарастание напряжения к сроку сдачи работы.
Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованию, в квалифицированного эксперта-консультанта, инициатора интересных начинаний, способствующего дальнейшему развитию сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников.
Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности чётче формировать и отыскивать приемлемые решения многие проблемам. И один из путей решения этого – исследовательская деятельность.
Для того чтобы развить у ребят навыки исследования, учителю необходимо помнить, что исследование и наблюдения должны быть систематическими и планомерными, цель работы - чётко сформулирована и посильна для достижения при этом надо обязательно учитывать общее развитие ученика, имеющиеся у него запас знаний и умений. Выполняя самостоятельную работу, ученик обязательно должен вести дневник и на основании полученных знаний делать выводы.
В обучении методике учебных исследований можно выделить несколько этапов:
Тематика исследований по географии чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдения и исследования отбирают такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны, местных природных условий; доступной для систематических регулярных наблюдений; могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития, у учащихся географических понятий, логического мышления, познавательных интересов совершенствования практических умений и навыков. Задания ученику целесообразно давать в письменном виде. Руководитель записывает цель исследования, сведения об источниках знаний, краткие указания к выполнению работы.
Указания к заданиям желательно составлять так, чтобы они не регламентировали полностью действия ученика, а лишь направляли его деятельность в нужную сторону, помогали определить последовательность операций, оставляли простор для творчества, позволяли исследователю открыть для себя новые знания.
Итак, ученик ознакомился с заданием, уяснил тему и цель предстоящей работы. Следующий этап - сбор сведений об объекте исследования и методике работы с ним. Используя доступную географическую литературу, учащиеся ищет конкретные сведения об объекте изучения, выясняет, что уже известно по данному вопросу в науке, знакомится с научной терминологией. В старших классах необходимо использование архивного материала.
Для успешного выполнения исследования особое значение имеет разработка плана. Он включает в себе перечень работ обеспечивающую их логическую стройность и последовательность хода исследования. Роль руководителя в работе учащегося является направляющей и корректирующей. Он осуществляет контроль. за ходом исследования, систематически проверяет результаты исследования, даёт консультации, всячески поощряя инициативу ученика.
Очень важно приучить школьников точно фиксировать результаты наблюдения и исследования.
Народная мудрость гласит: «Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным». Научиться правильно вести запись необходимо каждому исследователю. Основное требование к записям личных исследований - чёткость и ясность в описании.
Заключение
Под самостоятельностью познавательной деятельности мы понимаем способность человека ориентироваться в новой ситуации, самому видеть и ставить проблемы, находить подход к их решению и осуществлять его.
В процессе усвоения приёмов учебной работы у учащихся возникает уверенность в том, что они могут выполнять самостоятельно задания. Поэтому у них появляется потребность в самостоятельной работе, т. е. внутренний стимул. Учащийся активен не внешне (повторяет, показывает), а находится всё время в деятельности: думает, рассуждает, сопоставляет задачу и возможности её решения с помощью усвоенного приёма, перестраивает усвоенный приём, а если нужно ищет новый путь.
Формирование приемов учебной работы требует определенной затраты учебного времени при их введении (на записывание состава, пересказ). Однако сознательное и прочное их усвоение и самостоятельность учащихся в их переносе в дальнейшем компенсирует эти затраты времени, поскольку учителю не приходится каждый раз напоминать и показывать, что они должны делать (например, при составлении характеристики территории). Благодаря сформировавшейся познавательной самостоятельной деятельности при работе над новой темой, остается время для применения разнообразных средств наглядного обучения, для систематического повторения, обобщения знаний и приемов учебной работы, для самостоятельных работ.
Основной задачей самостоятельных работ, ученических исследований, является обучение школьников методом самостоятельного мышления.
Необходимо учить ребят не только фиксировать и анализировать отдельные факты или явления, но и находить связи между ними.
Самостоятельные и исследовательские работы влияют на формирование учащихся современных взглядов на картину мира, поиск удачи, а иногда и неудачи - всё это воспитывает у учащихся качества исследователя: дисциплинированность, упорство в достижении поставленной цели, а так же помогает учащимся лучше овладеть школьные программы, научиться практически решать научные вопросы, развивать познавательную активность.